Методы обучения
студентов с клиповым мышлением на уроках литературы.
Современное поколение детей и молодежи очень сильно
отличается от предыдущих. Все преподаватели литературы в один голос твердят,
что вынуждены работать с подростками, которые абсолютно не читают книг. И, если
в среднем звене школы, они еще как-то справляются с небольшими по объему
произведениями, то осилить «Войну и мир», «Преступление и наказание»,
«Обломова» и многие другие шедевры классической литературы они просто не в
состоянии. И все это потому, что молодые люди сегодня по-другому воспринимают
новый материал: очень быстро и в другом объеме. Считается, что за последний век
скорость изменений вокруг человека увеличилась в 50 раз. Вполне естественно,
что возникли и другие способы переработки информации, которые поддерживаются с
помощью телевизора, компьютера, интернета. Именно поэтому большинство
современных подростков не видят надобности в книгах.
Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на
мир. Их восприятие — не последовательное и не текстовое. Они видят картинку в
целом и воспринимают информацию по принципу клипа. Для современной молодежи
свойственно клиповое мышление.
Сам термин
«клиповое мышление» пошел от английского слова «clip», что буквально означает
«делать вырезки», «обрезать», «зажимать». По аналогии с современными клипами,
такое мышление представляет собой череду картинок и событий, практически не
связанных между собой. Подростки - обладатели клипового мышления, не способны
анализировать информацию, они воспринимают окружающий мир, как мозаику мало
связанных между собой фактов.
Клиповое мышление стало массовым с широким распространением интернета,
когда окружающая среда стала буквально переполнена информацией. Организм
человека должен был как-то защищаться и адаптироваться, и как следствие –
изменение формы сознания у молодого поколения. По сути своей клиповое мышление
– это защитная реакция организма от информационной перегрузки.
Как бы то ни было, но логическое мышление нам тоже нужно. Педагоги часто
жалуются, что современные школьники, изучив определённый материал, тут же его
забывают. Это проявление клипового мышления. Человек с таким восприятием мира
привыкает к тому, что потоки информации постоянно сменяют друг друга и, получив
очередную порцию, мозг совершенно не стремится запомнить её, он как можно
быстрее её стирает и ждёт получения новой. Ребёнок с клиповым мышлением не способен
нормально освоить школьную программу.
Исследования так
называемого клипового мышления, ставшего ответом на информационный взрыв
середины XX-го века, показывают: мозг человека стремительно меняется в сторону
способности перерабатывать огромные объемы информации, поданной в динамичной
форме.
В США впервые
осознали опасность клипового мышления в конце ХХ века и назвали его термином
Attention Deficit Disorder (расстройство, связанное с дефицитом внимания). В
ряде стран разработаны специальные тренинги, где приучают концентрировать
внимание на одном предмете длительное время. Используют таблицы для чтения и
для математики, отгадывают загадки, проговаривают скороговорки и применяют
другие приемы для восстановления мыслительных способностей. Этот путь связан с
переделкой природы уже сформированного человеческого сознания. Такая
корректировка мыслительных способностей напоминает скорее лечение.
Что же делать педагогам? Как работать с такими детьми и
подростками?
Так как понятно, что вернуть время вспять уже не получится,
приходится осваивать новые методы и педагогические приемы.
Работу следует строить по двум направлениям: с одной стороны,
подавать материал в соответствии с клиповым мышлением, с другой – развивать
логическое мышление.
Ключевым и самым эффективным способом в борьбе с клиповым
мышлением является чтение художественной литературы (не клиповой), при котором
выстраивается образная система. Обсуждение прочитанного вырабатывает навыки
анализа и установления логических связей. Поэтому от чтения совсем
отказываться, разумеется, нельзя. Но необходимо подавать материал блоками:
рекомендовать для чтения не все произведение сразу, а последовательно, разбивая
на части или главы.
При разработке и внедрении методик обучения студентов, часть из
которых обладает клиповым мышлением, могут быть полезны следующие рекомендации:
1.
Включать в учебный процесс элементы «клиповой» подачи информации,
то есть исключать монотонность, менять формы восприятия, заставлять обучающихся
слушать, писать, смотреть. Благодаря современной мультимедийной техники и тому,
что большинство произведений классической литературы имеют достаточно
качественные, интересные и современные экранизации – это сделать достаточно
просто. Работу с текстом нужно грамотно перемежать с анализом фрагментов из
фильмов, имперической беседой, работой с мультимедийной презентацией.
2.
Использовать учебный материал в виде картинок, таблиц, схем,
графиков. Методы проблемного и кластерного изучения, как раз позволяют
схематично представлять практически любое литературное произведение.
3.
Приводить примеры применения изучаемых понятий. Примеры должны
быть кА из литературы, так и из жизни. Работать с приемом аналогий.
4.
Упрощать изучаемый материал, разбивать его на мелкие блоки.
5.
Многократно повторять изучаемый материал, использую постоянную
смену деятельности.
6.
Включать творческие задания – это эффективный метод и усвоения
материала, и профилактики клипового мышления, и развития интеллектуальной деятельности
мозга. Поэтому не следует ограничиваться сочинениями, а необходимо добавлять
самые разнообразные творческие задания во все этапы урока.
Приобретенное клиповое мышление нуждается в корректировке.
Современные методики обучения должны учитывать наличие приобретенного клипового
мышления, в них необходимо использовать активные формы занятий, информационные
технологии и мультимедийные средства не только на уроках литературы, но и на
всех дисциплинах.
Использованная литература:
1.
Азаренок, Н.В. Клиповое сознание и его
влияние на психологию человека в современном мире. // Материалы Всероссийской
юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения
С.Л. Рубинштейна “Психология человека в современном мире”. Том 5. Личность
и группа в условиях социальных изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.:
Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009. – с. 110-112
2.
Выготский Л. С. Педагогическая психология.
– М.: Педагогика, 2011.-536 с.
3.
Фрумкин, К.Г. Клиповое мышление и
судьба линейного текста. // Ineternum 2010. – №1. – Режим доступа: [http://nounivers.narod.ru/pub/kf_clip.htm от
02.01.2012]
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.