Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Иностранные языки / Статья на тему Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка"

Статья на тему Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка"

Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка



Что же такое УУД , так называемые «универсальные учебные действия»?

Более широкое определение термина УУД  - «умение учиться»,способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового, своего социального опыта.

В узком смысле данный термин определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 

Почему же УУД так актуальны сегодня?

Как считают методисты, личностные универсальные учебные действия:

       обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

        - действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал», и уметь находить ответ на него;

        - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

 Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

•     целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

•     планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

•     прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

•     контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

•     коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

•     оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

•     волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

 

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

•           общеучебные,

•           логические,

•           действия постановки и решения проблем.

 

Общеучебные универсальные действия:

•      самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

•      поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

•      структурирование знаний;

•      осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

•      выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

•      рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

•      смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

•      постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  — моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  — преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Универсальные логические действия включают в себя:

•      анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

•      синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

•      выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

•      подведение под понятия, выведение следствий;

•       установление причинно-следственных связей, 

•       построение логической цепи рассуждений,

•       доказательство;

•       выдвижение гипотез и их обоснование.

 

Постановка и решение проблем это:

•      формулирование проблемы;

•      самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных действий:

•           планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

•           постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

•           разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

•           управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

•           умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    Условия для успешного формирования УУД

 Условие № 1  для успешного формирования УУД  на всех ступенях образования - обеспечение преемственности в освоении учащимися этих действий, учитывая возрастные психологические особенности развития детей.

 Условие № 2  – педагогическая компетентность учителя.

Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся. Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения – всё это требует от педагога грамотного подхода.       Важно убедить себя в необходимости снова и снова возвращаться к  осознанию, пониманию и оцениванию собственного педагогического опыта.

Каждый учитель должен овладеть актуальными умениями:

1. Определение функций,  содержания и структуры УУД.

2. Определение круга учебных предметов, функция и содержание которых адекватно психологическому содержанию конкретного вида УУД.

3.  Выделение конкретной формы данного вида УУД.

4. Организация полной ориентировочной основы УУД с учетом предметного содержания учебной дисциплины.

5. Организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия).

6. Разработка системы задач (заданий), выполнение которых обеспечит формирование заданных свойств универсального действия (обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности).

Условие № 3 для успешного формирования УУД – включение в учебную деятельность.

        Правильная организация  учебной деятельности состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).  

      Условие № 4  для успешного формирования УУД – создание условий для личностного самоопределения и  самореализации ребенка.

 Условие  № 5  для успешного формирования УУД – диагностм ика.

5.     Средства формирования и развития УУД:

• долгосрочное домашнее задание,

• система безотметочного обучения,

• индивидуальные маршруты,

• социальная практика,

• система исследовательской работы,

• создание проблемных ситуаций.


 Критериями оценки сформированности универсальных учебных действии у учащихся являются:

•      соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;

•      соответствие свойств  универсальных действий заранее заданным требованиям;

•      соответствие требованиям  к уровню языковой подготовки, заканчивающих среднюю школу (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта).




  • Иностранные языки
Описание:

"Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка"- это обобщение моего опыта работы в условиях новых ФГОС. Почему же универсальные учебные действия так актуальны сегодня? Наверное, потому что что они обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. А личностные действия позволяют понять, в чем значимость учения, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Скачать материал
Автор Торсукова Ольга Васильевна
Дата добавления 19.12.2016
Раздел Иностранные языки
Подраздел Другое
Просмотров 562
Номер материала MA-069066
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы