Формирование универсальных учебных действий на уроках
английского языка
Что
же такое УУД , так называемые «универсальные учебные действия»?
Более
широкое определение термина УУД - «умение учиться»,способность личности к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения
нового, своего социального опыта.
В
узком смысле данный термин определяется как совокупность способов
действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной
работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых
знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Почему
же УУД так актуальны сегодня?
Как
считают методисты, личностные универсальные учебные действия:
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить
поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и
умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях
и межличностных отношениях.
Применительно
к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между
целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом
учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик
должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение,
изучаемый предмет, материал», и уметь находить ответ на него;
- действие
нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных
и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают
ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными
целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении
мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися
своей учебной деятельности. К ним относятся:
• целеполагание как постановка
учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся,
и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение
последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение
результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа
действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и
отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых
дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона,
реального действия и его продукта;
• оценка -
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
• волевая саморегуляция как способность
к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в
ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные
учебные действия включают в себя:
• общеучебные,
• логические,
• действия
постановки и решения проблем.
Общеучебные
универсальные действия:
• самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск
и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска,
в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование
знаний;
• осознанное
и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
• рефлексия
способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
• смысловое
чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и
восприятие текстов художественного, научного, публицистического и
официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств
массовой информации;
• постановка
и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при
решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных
действий составляют знаково-символические действия:
— моделирование — преобразование
объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики
объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
— преобразование модели с целью
выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Универсальные логические действия включают
в себя:
• анализ объектов
с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
• синтез
как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая,
восполняя недостающие компоненты;
• выбор
оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение
под понятия, выведение следствий;
• установление
причинно-следственных связей,
• построение
логической цепи рассуждений,
• доказательство;
• выдвижение
гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблем это:
• формулирование
проблемы;
• самостоятельное
создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают
социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по
общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий:
• планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций
участников, способов взаимодействия;
• постановка
вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение
конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных
способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление
поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
• умение
с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами
речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Условия для успешного
формирования УУД
Условие
№ 1 для успешного формирования УУД на всех ступенях
образования - обеспечение преемственности в освоении
учащимися этих действий, учитывая возрастные психологические особенности
развития детей.
Условие
№ 2 – педагогическая компетентность учителя.
Учитель
играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся. Поэтому
подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных
учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых
результатов, выбор методов и форм обучения – всё это требует от педагога
грамотного подхода. Важно убедить себя в
необходимости снова и снова возвращаться к осознанию, пониманию и
оцениванию собственного педагогического опыта.
Каждый
учитель должен овладеть актуальными умениями:
1.
Определение функций, содержания и структуры УУД.
2.
Определение круга учебных предметов, функция и содержание которых адекватно
психологическому содержанию конкретного вида УУД.
3.
Выделение конкретной формы данного вида УУД.
4.
Организация полной ориентировочной основы УУД с учетом предметного содержания
учебной дисциплины.
5.
Организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход к высшим уровням
выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия).
6.
Разработка системы задач (заданий), выполнение которых обеспечит формирование
заданных свойств универсального действия (обобщенности, разумности,
осознанности, критичности, освоенности).
Условие
№ 3 для успешного формирования УУД – включение в учебную
деятельность.
Правильная организация учебной деятельности состоит в том, что учитель,
опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет
ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует
процесс выполнения учащимися учебных действий (целеполагание, планирование,
прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).
Условие № 4 для успешного формирования УУД – создание условий
для личностного самоопределения и самореализации ребенка.
Условие №
5 для успешного формирования УУД – диагностм ика.
5. Средства
формирования и развития УУД:
• долгосрочное
домашнее задание,
• система
безотметочного обучения,
• индивидуальные
маршруты,
• социальная
практика,
• система
исследовательской работы,
• создание
проблемных ситуаций.
Критериями
оценки сформированности универсальных учебных действии у учащихся являются:
• соответствие
возрастно-психологическим нормативным требованиям;
• соответствие
свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
• соответствие
требованиям к уровню языковой подготовки, заканчивающих среднюю школу
(Федеральный компонент государственного образовательного стандарта).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.