Статья
«Метод проектов как
инновационная педагогическая технология»
В настоящее время одной из основных задач современного
образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного
процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей.
Решение данных задач невозможно без вариативности образовательных процессов,
в связи с этим появляются различные инновационные педагогические
технологии, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
Общеизвестно, что для любого учителя самым важным в работе является
повышение эффективности обучения. Этот вопрос требует непрерывного поиска
решений, которые смогут оптимизировать учебный процесс. Как же учитель сможет
сформировать положительную мотивацию учащихся к изучению учебного
материала, создать условия полного раскрытия творческого
и интеллектуального потенциала школьников, развития их познавательных
интересов? Существуют разнообразные инновационные формы, позволяющие сделать
учебную деятельность максимально эффективной. Одной из наиболее часто
используемых форм является проектная технология. В данной статье подробнее
рассмотрим именно эту инновационную технологию. Говоря о методе проектов
в образовательной системе, необходимо отметить актуальность этого метода
на современном этапе. Практически все учебные учреждения демонстрируют
результаты работы детей, занимающихся различными проектами. К показу этих
достижений стимулирует система различных конкурсов и конференций,
организованных учреждениями системы образования. Если углубиться в историю
возникновения метода проектов, то он не является принципиально новым
в мировой педагогике, но его сегодня относят к педагогическим
технологиям ХХI века как метод, предусматривающий умение адаптироваться
в стремительно изменяющемся мире. Метод возник еще в начале прошлого
столетия в США, его также называли методом проблем. Теоретическая основа
метода проектов — это «прагматическая педагогика» американского
философа-идеалиста Джона Дьюи (1859–1952). Условиями успешности обучения согласно
теории Д. Дьюи являются: проблематизация учебного материала; познавательная
активность ребенка; связь обучения с жизненным опытом ребенка; организация
обучения как деятельности (игровой, трудовой). Метод проектов заинтересовал
русских педагогов ещё в начале XX столетия. Данный метод
в преподавании пропагандировали С. Т. Шацкий,
Л. К. Шлегер и А. У. Зеленко. Однако в 30-ые годы
использование данного метода было официально запрещено. Лишь через несколько
десятилетий метод проектов вновь приобрёл актуальность. Е. С. Полат,
Т. А. Воронина, И. Е. Брусникина, А. И. Савенков
способствовали его возрождению в практике. Теоретическая основа метода
проектов в России разработана профессором Евгенией Семеновной Полат.
Практика использования метода проектов показывает, как
отмечает Е. С. Полат, что “вместе учиться не только легче
и интереснее, но и значительно эффективнее”. Под методом проектов она
подразумевает систему обучения, при которой ребенок приобретает знания
и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения,
постепенно усложняющихся, практических заданий — проектов. По
определению Е. С. Полат: «Метод проектов предполагает
определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий
обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате
самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих
результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить
о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология
предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по
самой своей сути». [4, с.3–9] Также профессор Е. С. Полат
предложила наиболее полную классификацию проектов по следующим типологическим
признакам:
1)
доминирующий вид деятельности: ролевой, информационный, исследовательский,
творческий, практико-ориентированный и т. п.;
2)
предметно-содержательная область: моно-проект и межпредметный проект;
3)
характер координации проекта: непосредственный- с открытой (явной)
координацией и скрытый — с неявной координацией;
4)
характер контактов: внутренний, региональный, международный;
5)
количество участников проекта: личностные, парные, групповые;
6)
продолжительность проекта: краткосрочный, средней продолжительности,
долгосрочный. [5, стр.71–76]
Подготовка проекта. Вначале я предлагаю детям темы
исследования, которые могут быть как в рамках учебника, так
и сформулированы мной с учетом учебно-воспитательных задач
и также тему могут предложить сами учащиеся. Все современные
учебно-методические комплекты уже изначально содержат проекты. Как правило,
рекомендации к этим проектам не ограничивают свободы учителя и учеников,
дают возможность проявить инициативу и предлагают возможность выполнять
другие проекты. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы
ориентировать учащихся на привлечение фактов из смежных областей знаний
и различных источников информации. Учащиеся нацелены на сопоставление
и сравнение явлений, событий, фактов из истории и жизни людей разных
стран. Стараюсь вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому
задания с учетом уровня его подготовки. Подготовка проекта ведётся с самого
первого урока. Я знакомлю учащихся с тематикой проектов на первом
уроке новой темы, чтобы они могли постепенно накапливать необходимый материал
для своих проектов. Каждый учащийся выбирает ту тему, которая его больше
интересует, распределяются роли, намечается работа над проектом. Учащиеся
начинают собирать печатный и иллюстративный материал. На начальном этапе
у детей часто появляются трудности с составлением индивидуального
плана проекта, формулировкой своей мысли, трудности при изложении материала. И здесь
на помощь должен прийти учитель, роль которого — быть координатором,
участником и помощником. Учитель должен обозначить тему так, чтобы
учащиеся сумели развить идею и успешно воплотить ее в проект.
Выполнение проекта. Далее начинается самый трудоемкий и продолжительный по
времени этап работы над проектом — это работа с различными
источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения
и суждения по предмету исследования. Именно на этом этапе происходит
основная работа учителя со своими учениками, обсуждаются промежуточные
результаты, корректируются ошибки. После проведения консультаций
и внесения необходимых корректировок, проект оформляется в конечном
варианте. Считаю, что черновой вариант проекта необходим, так как стараюсь не
делать исправления красным цветом в конечном варианте работы. На мой
взгляд, это концентрирует внимание на ошибках и отвлекает от положительных
моментов.
Защита проекта. Учащиеся сами выбирают форму представления
своих проектов. Я стараюсь, чтобы все ученики принимали участие
в представлении выполненной работы. Также я хотела бы подчеркнуть,
что необходимо уделять больше внимания заключительному, презентационному этапу
работы над проектом. Проведение полноценной защиты проектов и рефлексии
позволит ученикам более осознанно подойти к работе, в полной мере
понять их практическую значимость своей деятельности, а также повысить
самооценку от осознания важности результатов и наличия значимых
достижений.
Оценка проекта. Оценка проектной работы — нелегкое дело.
Она зависит от того, насколько полно и качественно раскрыта тема,
насколько учащийся может свободно рассказать о предмете своего
исследования. Для того, чтобы не было утомительным для учащихся слушать
несколько проектов подряд, предлагаю им оценивать проект самим.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.