Автор:
Ефимова Татьяна Семеновна
учитель
географии высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №
45 г. Новосибирска
СТАТЬЯ «КРАЕВЕДЕНИЕ, КАК СРЕДСТВО
ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИНЕ»
Согласно
новому Федеральному государственному образовательному стандарту организация
внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного
процесса в школе. Внеурочная деятельность объединяет все виды
деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания
и социализации детей.
А
краеведение - это одна из составляющих школьного географического образования,
которая обладает огромным образовательным и воспитательным потенциалом. Чтобы
любить свою страну, надо изучать её. У каждого ребёнка есть врождённая тяга к
познанию. Поэтому моя задача как учителя географии показать детям красоту
природы и достопримечательности городов России, формировать
интерес к изучению и исследованию родного края и воспитывать любовь к
своей стране, чувство патриотизма, духовность,
нравственность обучающихся.
Для реализации поставленных задач я веду курс «Основы
туризма и краеведения». Внеурочные занятия данного курса я стараюсь
подготовить и провести в игровой форме, а также организовать экскурсии по
городу и в музеи Новосибирска и, конечно же, туристические поездки по городам
России, которые позволяют ярко и увлекательно изучать свою Родину.
Краеведение
и туризм относятся к тем видам деятельности, воспитательный потенциал которых
практически неисчерпаем. Почти все проблемы, связанные с воспитанием, можно
решать средствами туризма. Неизгладимые впечатления и восторг оставляют у детей
путешествия. Ведь для ребёнка – это не только развлечение, но и целый поток
познавательной информации, открытие для себя нового и неизведанного, раскрытие
своих потенциальных возможностей и личностных качеств, практический опыт. Они
учат детей дружбе, взаимопомощи, ответственности, дисциплинированности,
самостоятельности.
При
помощи активных и неравнодушных родителей я стараюсь организовывать
познавательные туристические маршруты по городам России. Об одном из них я хочу
рассказать.
У
нас с моими шестиклассниками состоялся замечательный тур в Екатеринбург «Бажовской
земли заповедные сказы».
Увлекательным
наше путешествие стало уже в поезде, т.к. шла активная интеллектуальная
подготовка по сборникам сказок П.П. Бажова, которые дети взяли с собой в дорогу.
Разделившись на команды, каждая получила задание по определённым сказкам. Очень
приятно было наблюдать за тем, как современные дети с интересом читают
художественную литературу, а вечером с азартом отвечают на вопросы викторины,
подготовленной педагогами.
Данный этап помог подготовить шестиклассников к
экскурсиям т.к., приехав в Екатеринбург они были готовы воспринимать новую
информацию и соотносить её с прочитанным. Поэтому неизгладимые впечатления на
детей произвела экскурсия в дом – музей П.П. Бажова, где мы стали активными
участниками литературно-фольклорной композиции и встретились со сказочными
персонажами. Дети узнали о характере, самобытности и культуре народов Урала,
которые сохранены в музее и по сей день. Смогли на жизненном опыте связать
между собой историю, литературу и географию.
Следующая
экскурсия где, произошло увлекательное знакомство с минералами и горными
породами, описанными в сказах П.П. Бажова, с
историей
открытия месторождений Уральских самоцветов
нстал «Музей камнерезного искусства». Все залы:
Бажовский, малахитовый, зал русского серебра - привели детей в восторг! Поразили
экспонаты, созданные из малахита, яшмы, мрамора, а также огромные
картины и географическая карта Франции, выполненные из минералов. Дети
смотрели на экспонаты музея, удивляясь таланту мастеров камнерезов, граверов,
ювелиров. Многие ученики интересовались у экскурсовода, в каких учебных
заведениях можно получить такие профессии. И конечно же, запомнилась экскурсия по
городу, на которой мы смогли посетить самые популярные и необычные места
Екатеринбурга.
Это
путешествие позволило нам оказаться на границе Европы и Азии, а дети смогли
на примере своего жизненного опыта соотнести географический объект физической
карты России с реальным местоположением. Много радости и веселья вызвала
ситуация, когда в считанные секунды можно было оказаться в другой части света и отправить MMS родителям в Новосибирск.
Наше
пятидневное путешествие закончилось.
За короткое время дети получили множество ярких и незабываемых впечатлений и
по-настоящему ощутили местный колорит! После всего увиденного мы сделали
вывод: Урал богат, многолик и прекрасен! И это лишь небольшой уголок нашей
Родины. Подведя итоги нашего тура, я
с уверенностью могу сказать что, путешествие – это замечательная форма краеведческой
работы.
Во-первых, она даёт возможность учащимся
знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях.
Во-вторых, такая форма краеведческой работы очень продуктивна, так как даёт
возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими
памятниками, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком
прошлом; помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий
прошлого.
Изучать
свою страну настолько интересно, что мы будем изучать её необъятные просторы с
огромным удовольствием и любовью!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.