КОНТРОЛЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Проверка знаний студентов – это один из
важнейших этапов процесса обучения.
Главная её функция состоит в контроле знаний и умений, что позволяет определить
результативность процесса преподавания и усвоения знаний, уровень достижения
студентами минимума содержания образования. Выявленный уровень подготовки
студентов дает возможность уточнить имеющиеся пробелы и систематизировать
типичные ошибки для выработки дальнейшей стратегии и тактики обучения:
определение путей ликвидации ошибок, корректировку содержания и методов
обучения. Однако проверка играет не только контролирующую роль. Немаловажное
значение для преподавателя имеют такие функции контроля: обучающий; развивающий; воспитывающий. Задачи обучения и развития при этом
решаются на основе определения уровня овладения студентами различными видами
учебной деятельности: общеучебной; практической, связанной со спецификой
предмета; творческо-интеллектуальной.
Немаловажное значение в системе контроля имеет
воспитательная функция, которая направлена на формирование у студентов ответственного
отношения к учёбе, что способствует осознанному усвоению материала, а также
постоянной готовности к проверке знаний и их практическому применению. Кроме
того, содержание материала, предназначенного для проверки, может быть
направленно на формирование культурно-ценностных ориентаций студентов, а форма
– на формирование коммуникативных качеств личности.
Обратимся к целям и задачам дисциплины «Русский
язык», с тем, чтобы определить направленность проверки знаний и умений по
данной дисциплине, специфику форм и методов контроля знаний и умений. Предмет нацелен на формирование
определенных компетенций: языковой; лингвистической; коммуникативной; культурологической.
Языковая культура подразумевает соблюдение
культурно-речевых норм, функциональную грамотность, умение общаться,
индивидуальную речевую манеру, бережное отношение к языку; она предполагает
знание самого языка и его норм, соответствующих языковым уровням.
Лингвистическая компетенция подразумевает знания
о языке как общественном явлении и знаковой системе, об устройстве языка и его
функционировании.
Коммуникативная компетенция направлена на
формирование умений и навыков чтения, письма, говорения и слушания; культуры
устной и письменной речи, следовательно, функциональной грамотности. Культурологическая компетенция
предполагает воспитание бережного отношения к родному языку и
духовно-нравственному опыту народа.
Результатом формирования вышеуказанных компетенций должна стать языковая
культура, которая характеризуется следующими аспектами речевого поведения
носителя языка: соблюдением культурно-речевых норм; функциональной
грамотностью; умением общаться в любой ситуации, осознавая коммуникативные
задачи; индивидуальной речевой манерой; бережным отношением к языку. Формы, методы, приемы и виды проверки
знаний и умений весьма разнообразны.
Методы контроля делятся на две группы: связанные с проверкой языковой и
лингвистической компетентности студентов;
формирующие умения и навыки. Существует
множество разных форм и методов проверки результатов учебной деятельности
школьников, которые должны выполнять основные принципы контроля:
целенаправленность, систематичность, объективность.
Различают следующие виды контроля: текущий,
промежуточный, итоговый. Чтобы контроль знаний сделать для студентов интересным,
использую разные формы опроса: индивидуальный, групповой, коллективный.
Контроль должен быть:
планомерным и систематическим, т.е. осуществляться в соответствии с запланированным ходом
учебно-воспитательного процесса, составлять его органическую часть и строиться на
основных вопросах программы обучения. Это требует непрерывного изучения уровня
овладения студентами системой знаний, умений и навыков. Регулярность контроля
позволяет своевременно выявлять и исправлять ошибки, недоработки, принимать
меры к их устранению путем соответствующего совершенствования учебного
процесса; объективным, позволяющим
реально и сопоставимо оценивать успехи и недостатки учебной деятельности
студентов, правильно установить степень овладения знаниями и умениями,
исключающими субъективные оценочные суждения, основанные на недостаточном
изучении студентов. Объективность проверки определяется многими факторами:
научной обоснованностью и разработанностью целей и содержания обучения,
требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся, отбором объектов и содержания
проверки, соответствием содержания проверочных заданий целям проверки;
всесторонним, т.е.
наиболее полно выявлять фактический уровень усиления студентами учебной
информации, охватывать все разделы программы, обеспечивать проверку не только
предметных знаний, но и усвоение мировоззренческих идей, обще учебных и
специальных умений и навыков. Контроль не должен ограничиваться только
выявлением того, знают и могут студенты воспроизводить усвоенную ими
информацию, но и умеют ли пользоваться этой информацией для решения учебных и
практических задач. В этом случае контроль обеспечит проверку содержания
формируемой у студентов профессиональной деятельности (уровень сформированности
основ этой деятельности);
индивидуальным - овладение знаниями и умениями — процесс индивидуальный.
Каждый студент овладевает знаниями и умениями в соответствии со своими
психолого-физиологическими особенностями. Ко всем студентам предъявляются
одинаковые требования в отношении объема качества знаний, уровня
сформированности умений, но в ряде случаев необходимо принимать во внимание
такие индивидуальные качества студентов, как природную медлительность, робость,
застенчивость, излишнюю самоуверенность, физические недостатки; экономичным по
затратам времени преподавателя и студентов, обеспечивающим анализ проверочных
работ и их обстоятельную оценку в сравнительно короткий срок;
педагогически тактичным - осуществляться в спокойной деловой обстановке. Не следует
торопить студентов с ответом или прерывать вопросом. Все замечания, указания и
оценку необходимо делать в тактичной и доброжелательной форме.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.