Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Русский язык и литература / Статья "Контроль на уроках русского языка"

Статья "Контроль на уроках русского языка"

КОНТРОЛЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Проверка знаний студентов – это один из важнейших этапов процесса обучения.  Главная её функция состоит в контроле знаний и умений, что позволяет определить результативность процесса преподавания и усвоения знаний, уровень достижения студентами минимума содержания образования. Выявленный уровень подготовки студентов дает возможность уточнить имеющиеся пробелы и систематизировать типичные ошибки для выработки дальнейшей стратегии и тактики обучения: определение путей ликвидации ошибок, корректировку содержания и методов обучения. Однако проверка играет не только контролирующую роль. Немаловажное значение для преподавателя имеют такие функции контроля:  обучающий;  развивающий; воспитывающий.  Задачи обучения и развития при этом решаются на основе определения уровня овладения студентами различными видами учебной деятельности:  общеучебной;  практической, связанной со спецификой предмета;  творческо-интеллектуальной. 

Немаловажное значение в системе контроля имеет воспитательная функция, которая направлена на формирование у студентов ответственного отношения к учёбе, что способствует осознанному усвоению материала, а также постоянной готовности к проверке знаний и их практическому применению. Кроме того, содержание материала, предназначенного для проверки, может быть направленно на формирование культурно-ценностных ориентаций студентов, а форма – на формирование коммуникативных качеств личности. 

Обратимся к целям и задачам дисциплины «Русский язык», с тем, чтобы определить направленность проверки знаний и умений по данной дисциплине, специфику форм и методов контроля знаний и умений. Предмет нацелен на формирование определенных компетенций:  языковой;   лингвистической; коммуникативной; культурологической.

 Языковая культура подразумевает соблюдение культурно-речевых норм, функциональную грамотность, умение общаться, индивидуальную речевую манеру, бережное отношение к языку; она предполагает знание самого языка и его норм, соответствующих языковым уровням.

Лингвистическая компетенция подразумевает знания о языке как общественном явлении и знаковой системе, об устройстве языка и его функционировании. 

Коммуникативная компетенция направлена на формирование умений и навыков чтения, письма, говорения и слушания; культуры устной и письменной речи, следовательно, функциональной грамотности.  Культурологическая компетенция предполагает воспитание бережного отношения к родному языку и духовно-нравственному опыту народа.  Результатом формирования вышеуказанных компетенций должна стать языковая культура, которая характеризуется следующими аспектами речевого поведения носителя языка: соблюдением культурно-речевых норм; функциональной грамотностью; умением общаться в любой ситуации, осознавая коммуникативные задачи; индивидуальной речевой манерой; бережным отношением к языку.  Формы, методы, приемы и виды проверки знаний и умений весьма разнообразны. 

Методы контроля делятся на две группы:  связанные с проверкой языковой и лингвистической компетентности студентов;  формирующие умения и навыки.  Существует множество разных форм и методов проверки результатов учебной деятельности школьников, которые должны выполнять основные принципы контроля: целенаправленность, систематичность, объективность.

Различают следующие виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Чтобы контроль знаний сделать для студентов интересным, использую разные формы опроса: индивидуальный, групповой, коллективный.

Контроль должен быть: 

планомерным и систематическим, т.е. осуществляться в соответствии с запланированным ходом учебно-воспитательного процесса, составлять его органическую часть и строиться на основных вопросах программы обучения. Это требует непрерывного изучения уровня овладения студентами системой знаний, умений и навыков. Регулярность контроля позволяет своевременно выявлять и исправлять ошибки, недоработки, принимать меры к их устранению путем соответствующего совершенствования учебного процесса; объективным, позволяющим реально и сопоставимо оценивать успехи и недостатки учебной деятельности студентов, правильно установить степень овладения знаниями и умениями, исключающими субъективные оценочные суждения, основанные на недостаточном изучении студентов. Объективность проверки определяется многими факторами: научной обоснованностью и разработанностью целей и содержания обучения, требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся, отбором объектов и содержания проверки, соответствием содержания проверочных заданий целям проверки; всесторонним, т.е. наиболее полно выявлять фактический уровень усиления студентами учебной информации, охватывать все разделы программы, обеспечивать проверку не только предметных знаний, но и усвоение мировоззренческих идей, обще учебных и специальных умений и навыков. Контроль не должен ограничиваться только выявлением того, знают и могут студенты воспроизводить усвоенную ими информацию, но и умеют ли пользоваться этой информацией для решения учебных и практических задач. В этом случае контроль обеспечит проверку содержания формируемой у студентов профессиональной деятельности (уровень сформированности основ этой деятельности); 

индивидуальным - овладение знаниями и умениями — процесс индивидуальный. Каждый студент овладевает знаниями и умениями в соответствии со своими психолого-физиологическими особенностями. Ко всем студентам предъявляются одинаковые требования в отношении объема качества знаний, уровня сформированности умений, но в ряде случаев необходимо принимать во внимание такие индивидуальные качества студентов, как природную медлительность, робость, застенчивость, излишнюю самоуверенность, физические недостатки; экономичным по затратам времени преподавателя и студентов, обеспечивающим анализ проверочных работ и их обстоятельную оценку в сравнительно короткий срок;

педагогически тактичным - осуществляться в спокойной деловой обстановке. Не следует торопить студентов с ответом или прерывать вопросом. Все замечания, указания и оценку необходимо делать в тактичной и доброжелательной форме.

  • Русский язык и литература
Описание:

Проверка знаний студентов – это один из важнейших этапов процесса обучения. Главная её функция состоит в контроле знаний и умений, что позволяет определить результативность процесса преподавания и усвоения знаний, уровень достижения студентами минимума содержания образования.Выявленный уровень подготовки студентов дает возможность уточнить имеющиеся пробелы и систематизировать типичные ошибки для выработки дальнейшей стратегии и тактики обучения: определение путей ликвидации ошибок, корректировку содержания и методов обучения. Однако проверка играет не только контролирующую роль. Немаловажное значение для преподавателя имеют такие функции контроля: обучающий; развивающий; воспитывающий.

Автор Ларченко Нина Сергеевна
Дата добавления 15.03.2017
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 431
Номер материала MA-070689
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Проектирование и разработка индивидуального образовательного маршрута обучающегося при получении дополнительного образования как способ повышения качества образовательной деятельности»
Курс повышения квалификации
«Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения»