Романова Ольга Владимировна
учитель русского языка и литературы
первой категории
«Коммуникативная направленность
преподавания русского языка в школе»
Д.С. Лихачев написал: «Наш язык — это важнейшая часть нашего
общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорить, мы сразу и легко
можем судить о том, с кем мы имеем дело: Мы можем определить степень
интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности…»
Выполнить социальный заказ общества — подготовить учащихся к
жизни, научить речевому поведению в различных условиях и ситуациях общения,
применительно к различным сферам деятельности людей — школе в полной мере не
удается.
Учащиеся умеют проводить лингвистический анализ слов,
словосочетаний, предложений, но не могут написать деловое или личное письмо, не
умеют выступить на собрании или образно, эмоционально рассказать о своих
впечатлениях, достаточно легко определяют часть речи, но не умеют
воспользоваться словом, чтобы обеспечить точность, выразительность
высказывания.
Сегодня мало кто выступает против такого понимания цели
обучения русскому языку в школе (научить речевому поведению). Споры и дискуссии
возникают в основном вокруг вопросов, связанных с тем, какое содержание и какие
средства позволяют наилучшим образом реализовать указанную цель.
Так, например, А.В. Дудников прежде всего предлагает провести
уточнение и упорядочение лингвистического содержания школьного курса русского
языка в соответствии с его гуманистическим обновлением.
Г.А. Золотова считает, что успешному обучению практическому и
творческому владению языком могут способствовать два условия: обеспечение
перехода от грамматики предложения к функционально-коммуникативной грамматике
текста и внимание к эстетической стороне речи.
В современной школе традиционный курс русского языка не лишен
речевого компонента. Программа представляет систему развития речи. Основное
внимание в ней удаляется обучению писать сочинение и изложение.
Между тем для жизненной практики важно научить школьников
ориентироваться в речевой ситуации. Нужно сформировать у выпускников школы
умения:
- пользоваться различными видами чтения
(ознакомительным, изучающим…);
- воспринимать слышимую речь в различных ситуациях
общения (на лекции, собрании…);
- свободно пользоваться устной речью (сообщение,
доклад, отчет…);
- создавать письменные тексты (тезисы, конспект,
реферат…).
Учителю постоянно приходится корректировать цель обучения
языку, делал акцент на коммуникативно-практические задачи. Например, при
изучении темы «местоимения» можно поставить такие коммуникативные цели.
1 урок. Местоимение как часть речи. Сформировать умение
употреблять местоимение в качестве средства связи предложений в тексте.
2 урок. Личные местоимения. Сформировать навыки
употребления личного местоимения в собственных высказываниях.
Цель каждого урока можно сформулировать так — научить
школьника использовать изучаемую лингвистическую единицу в своей речи. Нужно
поставить учащихся перед необходимостью решать коммуникативные задачи, особенно
ситуативно-тематические:
- знакомство, представление;
- портрет, характер;
- культура, искусство и т.д.
Можно по опорным словам дать оценку поступку ученика.
Опорные слова: мне кажется, я считаю, мне хотелось бы и т.д. Провести
творческую работу по группам: сочинение на темы «Не сидится…», «Взгрустнулось…»,
«Вечер…» и т.д. Оценить коммуникативные качества ученика по психологической
шкале:
- общительность,
- аргументированность,
- смелость,
- доброжелательность,
- краткость и т.д.
Особое место занимает вопрос о методах и формах
обучения, о взаимоотношениях между обучающими и обучающимися (учитель и ученик
соответственно не как субъект и объект обучения, а как соучастники учебной
деятельности). Процесс обучения языку на коммуникативной основе строится по
принципам:
- меньше механической тренировки, больше
включения репродуктивной деятельности учащихся в новые ситуации;
- меньше фронтальных, больше коллективных форм
работы.
Такие и подобные методы и формы работы позволяют
учителю научить школьников владеть языком как средством общения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.