Из
опыта работы: «Творческие задания
по
геометрии для 7 класса»
В данной статье, я
хочу поделиться фрагментом творческих заданий по геометрии 7 класса, с помощью
которых мне удалось заинтересовать учащихся, чтобы они полюбили уроки
геометрии.
На первых уроках
геометрии семиклассники знакомятся с различными простейшими фигурами, их
отношениями, появляется новая терминология, которая не легко усваивается ими.
В связи с этим в устные упражнения каждого урока геометрии включаю следующие
задания, который проецируется на доску.
Дана прямая а.
EH можно назвать
АВ, ВС, или АС.
Даны шесть точек:
А, В, С, Д, Е, К.
Точки Е и Д лежат
по разные стороны от прямой а. И т.д.
В описание рисунка
по очереди вовлекаются все учащиеся класса. От урока к уроку рисунки
усложняются.
Сразу можно
увидеть из ответов учащихся, что математическая речь получает свое развитие,
но в основном за счет классных упражнений, хотя в классе мы ищем предметы,
которые похожи на прямые. Учебник геометрии еще не стал для них помощником,
консультантом, другом. И тут появляется идея о проведении творческой домашней
работы по геометрии. Предлагаю учащимся самим придумать рисунок, найти дома
предметы похожие на этот рисунок, а потом его описать. При этом напоминаю,
что хорошим советчиком при выполнении домашнего задания является учебник
геометрии.
Таким образом с
первых уроков геометрии формируем умение работать с учебной книгой.
Не все учащиеся на
первых уроках получают хорошие оценки, поэтому предлагаю, вновь вернуться к
данному заданию и в дальнейшем он имеет возможность достигнуть своей цели и
понять изученный материал.
Домашнее задание
не только с учебника задаю, а предлагаю найти с из дополнительных источников
(это Интернет ресурсы ) оригинальные геометрические рисунки, которые дополняют
нашу тему рассматриваемую на уроке. Интересные работы зачитываем в классе,
комплектуем в кабинете выставку лучших работ, оригинальных геометрических
рисунков. Некоторые ребята владеющие компьютером делают небольшие презентации
по данной теме урока. На родительских собраниях знакомлю родителей с работами
учащихся, некоторые родители не просто слушают за своего ребенка, а радостно
сообщают, что почти весь вечер посвящали изготовлению модели из геометрических
фигур.
Опыт показывает,
что такая творческая работа оценивается достаточно высоко. А если учесть, что
ученики получают практически все хорошие оценки по геометрии, то безусловно,
полностью снимается дискомфорт, который часто образуется у многих учащихся при
переходе к систематическому изучению курса геометрии.
Один из труднейших
методов доказательства, с которым ученики встречаются при изучении геометрии 7
класса, - доказательство методом от противного.
Ученикам предлагаю
творческие задания: проиллюстрировать применение доказательства методом от
противного на примерах из жизни, художественной литературы, из различных
школьных учебников.
Каких только не
было примеров в их сочинениях! Были затронуты все предметы. Из лучших работ
организовали выставку. Привлекли учителей -словесников, физиков которые помогли
оценить работы.
Признаки равенства
треугольников – основной рабочий аппарат для дальнейшего изучения геометрии и
решения задач. Следовательно, необходимо, чтобы знания учащихся по этой теме
были глубокими.
С этой целью по
окончании изучения все трех признаков равенства треугольников учащимся
предлагаю следующие творческие домашние задания: вырезать из бумаги или из
любого материала равные треугольники. Изобразить на этих треугольниках углы,
вершины, боковые стороны разными цветами. Составить и решить задачу на
применение определений и теорем темы: «Равенство треугольников», так как
самостоятельно составленная при этом и раскрашенная фигура яркими цветами эта
задача запомнится прочнее, чем просто решенная.
Задания учащиеся
выполняют по – разному. Условно их можно сразу разделить на группы.
Так, слабые
ученики ограничиваются лишь тем, что в условии ранее решенной задачи меняли
обозначения и просто начертили чертеж.
Другая группа
составила задачу с переопределенным условием и небольшими моделями в виде рисунков.
Третья группа
предложила интересную задачу, но выбрала нерациональный способ решения,
надуманный, в погоне за количеством примененных геометрических факторов и с
помощью (Интернет ресурсов).
У четвертой
группы ребят были оригинальные задачи выполненные в виде презентаций.
Вырезанные и склеены геометрические фигуры, с которыми работали на последующих
уроках. А самое главное показали рациональные способы их решений. Решение
задач, авторами которых были сами учащиеся, вызвало живой интерес. По окончании
урока некоторые учащиеся изъявили желание усовершенствовать свою задачу, чтобы
и их фамилии, как автора, прозвучали в дальнейшем.
Таким образом, при
обсуждении задач с учениками открываем различные способы их решения, поэтому
учащиеся с интересом изучают этот предмет.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.