Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Статья "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Статья "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи


«Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти слова – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

К. Д. Ушинский

В настоящее время в д/с нашего города у многих детей неполноценно сформированы значимые для обучения коммуникативная и обобщающая функции речи. Дети, не овладевшие правильным произношением звуков делают ошибки в письменной речи даже в школах старших классах. Для этого нам, работающему с детьми имеющими отставания в развитии речи необходимо обратить внимание на их речь, вести систематические наблюдения за наиболее характерными ошибками в произношении, понимать причины этих ошибок, активировать приёмы их устранения.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». У детей дошкольного возраста образное мышление развито больше, поэтому на оуд больше используется наглядностей, рисунков. При объяснении нового материала нужно учитывать и особенности детей. Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. При использовании приёмов мнемотехники используются игровые технологии, индивидуальные личностно-ориентированные технологии.

Отличительные особенности приёма мнемотехники:

  • системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;

  • игровая форма обучения;

  • интерактивность;

  • полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;

  • создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.

При работе с детьми с особыми потребностями приём мнемотехники служит для снятия эмоционального напряжения и психологической разгрузки, позволяет создавать положительный эмоциональный фон, формирует интерес к учёбе, снижает тревожность, облегчает взаимодействие друг с другом. Коррекционное влияние мнемотехники на эмоциональную сферу ребёнка с особыми образовательными нуждами доказывает тот факт, что в норме дети самостоятельно прибегают к игре как психотерапевтическому средству снятия страхов, разрядки эмоционального напряжения, преодоления негативных переживаний.

Работа с мнемотаблицами не требует специального обучения и высокого профессионализма педагога. Техника работы с мнемотаблицами предназначена для педагогов, работающих с детьми с речевыми проблемами и особыми потребностями.

Задачи использования мнемотехники на логопедических занятиях:

  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу.

  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

  • Обучать детей правильному звукопроизношению.

  • Знакомить с буквами.

  • Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

Мы используем прием мнемотехники, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотаблица – это картинка, в которую заложена определенная информация и строится от простого к сложному. Начинаем работу с простейших мнемоквадратов, а затем последовательно происходит переход к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.


Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап. Рассматриваем таблицы и разбираем того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляем перекодирование информации, т.е. преобразовываем из абстрактных символов в образы.

Использование мною мнемотаблиц на занятиях помогает учащимся более легко производить звуковой анализ слова, составить рассказы, читать, писать, отгадывать загадки и т.д. Опорные рисунки для обучения заучиванию стихотворений увлекают, превращают занятие в игру.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаю разнообразные дидактические игры. Продумываем с детьмиразнообразные модели, при этом необходимо придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;

  • раскрывать существенное в объекте;

  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.






















  • Другое
Автор Баймагамбетова Зарина Каирбековна
Дата добавления 06.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 255
Номер материала MA-073152
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и содержание работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся образовательных учреждений»