Использование
приёмов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи
«Учите
ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти слова – он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
К. Д. Ушинский
В настоящее
время в д/с нашего города у многих детей неполноценно сформированы значимые
для обучения коммуникативная и обобщающая функции речи. Дети, не овладевшие
правильным произношением звуков делают ошибки в письменной речи даже в школах
старших классах. Для этого нам, работающему с детьми имеющими отставания в
развитии речи необходимо обратить внимание на их речь, вести систематические
наблюдения за наиболее характерными ошибками в произношении, понимать причины
этих ошибок, активировать приёмы их устранения.
Хорошо
известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если
обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например,
команду «запомнить». У детей дошкольного возраста образное мышление развито
больше, поэтому на оуд больше используется наглядностей, рисунков. При
объяснении нового материала нужно учитывать и особенности детей. Но где взять
такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом? Мнемотехника и
является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных
операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под
сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. При
использовании приёмов мнемотехники используются игровые технологии,
индивидуальные личностно-ориентированные технологии.
Отличительные особенности
приёма мнемотехники:
·
системный
и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;
·
игровая
форма обучения;
·
интерактивность;
·
полисенсорное
воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный
контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует
активизации компенсаторных механизмов;
·
создание
психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.
При
работе с детьми с особыми потребностями приём мнемотехники служит для снятия
эмоционального напряжения и психологической разгрузки, позволяет
создавать положительный эмоциональный фон, формирует интерес к учёбе, снижает
тревожность, облегчает взаимодействие друг с другом. Коррекционное
влияние мнемотехники на эмоциональную сферу ребёнка с особыми образовательными
нуждами доказывает тот факт, что в норме дети самостоятельно прибегают к игре
как психотерапевтическому средству снятия страхов, разрядки эмоционального
напряжения, преодоления негативных переживаний.
Работа с
мнемотаблицами не требует специального обучения и высокого профессионализма
педагога. Техника работы с мнемотаблицами предназначена для педагогов,
работающих с детьми с речевыми проблемами и особыми потребностями.
Задачи использования
мнемотехники на логопедических занятиях:
·
Развивать
у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей
понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу.
·
Развивать
у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память
(различные виды).
·
Развивать
у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение
сравнивать, выделять существенные признаки.
·
Обучать
детей правильному звукопроизношению.
·
Знакомить
с буквами.
·
Воспитывать
у детей любовь к народным и авторским сказкам.
Мы
используем прием мнемотехники, обеспечивающий эффективное запоминание,
сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотаблица
– это картинка, в которую заложена определенная информация и строится от
простого к сложному. Начинаем работу с простейших мнемоквадратов, а затем последовательно
происходит переход к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.
Работа на занятиях
по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап.
Рассматриваем таблицы и разбираем того, что на ней изображено.
2 этап.
Осуществляем перекодирование информации, т.е. преобразовываем из абстрактных
символов в образы.
Использование
мною мнемотаблиц на занятиях помогает учащимся более легко производить звуковой
анализ слова, составить рассказы, читать, писать, отгадывать загадки и т.д. Опорные
рисунки для обучения заучиванию стихотворений увлекают, превращают занятие в
игру.
Мнемотехника
многофункциональна. На основе их создаю разнообразные дидактические игры.
Продумываем с детьмиразнообразные модели, при этом необходимо придерживаться
следующих требований:
·
модель
должна отображать обобщённый образ предмета;
·
раскрывать
существенное в объекте;
·
замысел
по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.