Инфоурок Другое Другие методич. материалыСтатья "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Статья "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Скачать материал

Использование приёмов мнемотехники в  работе с детьми с общим недоразвитием речи

 

 «Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти слова – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

                              К. Д. Ушинский

В настоящее время в д/с нашего города у многих детей   неполноценно сформированы значимые для обучения коммуникативная и обобщающая функции речи. Дети, не овладевшие правильным произношением звуков делают ошибки в письменной речи даже в школах старших классах. Для этого нам, работающему с детьми имеющими отставания в развитии речи необходимо обратить внимание на их речь, вести систематические наблюдения за наиболее характерными ошибками в произношении, понимать причины этих ошибок, активировать приёмы их устранения.

            Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». У детей дошкольного возраста образное мышление развито больше, поэтому на оуд  больше используется наглядностей, рисунков. При объяснении нового материала нужно учитывать и особенности детей. Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. При использовании приёмов мнемотехники используются игровые технологии, индивидуальные личностно-ориентированные технологии.

Отличительные особенности приёма мнемотехники:

·         системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;

·         игровая форма обучения;

·         интерактивность;

·         полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;

·         создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.

            При работе с детьми с особыми потребностями приём мнемотехники служит для снятия эмоционального напряжения и психологической разгрузки, позволяет создавать положительный эмоциональный фон, формирует интерес к учёбе, снижает тревожность, облегчает взаимодействие друг с другом. Коррекционное влияние мнемотехники на эмоциональную сферу ребёнка с особыми образовательными нуждами доказывает тот факт, что в норме дети самостоятельно прибегают к игре как психотерапевтическому средству снятия страхов, разрядки эмоционального напряжения, преодоления негативных переживаний.

           

Работа с мнемотаблицами не требует специального обучения и высокого профессионализма педагога. Техника работы с мнемотаблицами предназначена для педагогов, работающих с детьми с речевыми проблемами и особыми потребностями.

Задачи использования мнемотехники на логопедических занятиях:

·         Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу.

·         Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

·         Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

·         Обучать детей правильному звукопроизношению.

·         Знакомить с буквами.

·         Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

            Мы используем прием мнемотехники, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

            Мнемотаблица – это картинка, в которую заложена определенная информация и строится от простого к сложному. Начинаем работу с простейших мнемоквадратов, а затем последовательно происходит переход к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

 

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап. Рассматриваем таблицы и разбираем того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляем перекодирование информации, т.е. преобразовываем из абстрактных символов в образы.

            Использование мною мнемотаблиц на занятиях помогает учащимся более легко производить звуковой анализ слова, составить рассказы, читать, писать, отгадывать загадки и т.д. Опорные рисунки для обучения заучиванию стихотворений увлекают, превращают занятие в игру.

 Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаю разнообразные дидактические игры. Продумываем с детьмиразнообразные модели, при этом необходимо придерживаться следующих требований:

·         модель должна отображать обобщённый образ предмета;

·         раскрывать существенное в объекте;

·         замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Флорист

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 462 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.01.2020 73
    • DOCX 22.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фролова Галина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фролова Галина Николаевна
    Фролова Галина Николаевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 90519
    • Всего материалов: 213

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 328 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов, критиков и общественных деятелей

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

GR: аспекты коммуникации и взаимодействия с государственными органами

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовый анализ

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов