Богачева
Елена Васильевна, преподаватель химии
Давайте
поиграем!
Познавательная
активность студентов определяется внутренними побудительными силами, причем
умственную активность сопровождают эмоции, что часто приводит к большему
интересу обучающихся к знаниям.
Игра,
учение, труд являются основными видами деятельности человека. Дидактические
игры используются в целях развития познавательного интереса к учебному предмету
и повышению эффективности обучения химии. Игровые ситуации делают занятие
разнообразным, интересным, придают ему эмоциональную окраску.
В
ходе игровой деятельности развивается общение между студентами, элементы
соревнования на занятиях активизируют процесс обучения, способствуют развитию
познавательного интереса к учебному предмету.
Психологические
механизмы игровой деятельности основаны на потребности личности в
самовыражении, самоутверждении и самоконтроле. Способность включиться в игру не
связана с возрастом, в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
Особенностью игр, которые использую я, как преподаватель химии, является
нацеленность на самоутверждение, стремление к розыгрышу, профессиональная
ориентация на будущую практическую деятельность. В этом отношении отдаю
предпочтение деловым играм.
Деловая
игра используется для решения комплексных проблем через определенные социальные
роли, для развития творческих способностей и учебных умений, дает возможность
студентам понять и изучить учебный материал с разных позиций. Игровая
деятельность в обучении выполняет разные функции: воспитательную,
дидактическую, развивающую, методическую, психотерапевтическую; игровая
деятельность снимает стрессы, вызванные боязнью оценки.
Между
тем, обучение, по своей сущности, игра – это целенаправленная деятельность,
подчиненная дидактической цели, которая выходит за пределы игровых задач.
Игровая деятельность включает в себя элементы моделирования, имитации
состязательности. Этот вид деятельности предполагает глубоко продуманные цели,
структуру, обеспечивающие высокий уровень « включенности» обучающихся в
интеграцию и перенос знаний, анализ и обсуждение проблем.
В
ходе дидактической игры студенты овладевают опытом деятельности, общения и норм
социального поведения.
Учебные
игры:
·
позволяют решать трудные проблемы, а не
просто быть наблюдателями;
·
создают возможность переноса знаний и
опыта деятельности из учебной ситуации в жизненную;
·
обеспечивают комфортную среду,
эмоциональную вовлеченность.
Приведу
пример использования дидактической игры в своей практической деятельности.
После изучения темы «Углеводороды», с целью систематизации и проверки уровня
знаний обучающихся, закрепления знаний и умений, для развития наблюдательности
и любознательности провожу обобщающее занятие в виде контролирующее –
соревновательной игры. Все занятие делится на 3 части.
Первая
часть – теоретический тур – предназначена для выявлении я уровня знаний
студентов отдельных свойств углеводородов, их строения, получения или
применения. На данном этапе студенты работают индивидуально (3-4 минуты).
Вторая
часть игры – групповой тур. Создаются команды и выполняют групповое задание.
На
третьем этапе игры проверяется уровень практических знаний и умений. Форма -
групповая.
Заключительный
этап – подведение итогов, анализ ответов, выставление оценок.
И
более подробно.
Цель
игры:
·
используя учебный материал, дополнительную
литературу, организовать активное повторение, закрепление темы, обобщение;
·
обеспечить активное участие каждого
студента, вызвать интерес к изучаемой теме и ответственность за свое решение в
ходе выполнения групповой работы;
·
закрепить навыки проведения химического
эксперимента.
Условия
игры: до проведения игры студенты должны повторить изученный материал,
прочитать рекомендованную дополнительную литературу.
До
начала занятия готовлю карточки так, чтобы изображение было видно даже на
последней парте (дублирую в презентации). Количество карточек соответствует
числу студентов, исключая членов жюри. Каждая карточка информирует о каком –
либо свойстве углеводорода, его строении или применении. Информация отображена
в графическом виде и соответствует по форме вопросу кроссворда с фрагментами.
Оборудование:
5 наборов с реактивами, карточки с заданиями и оборудование для проведения
опытов, песочные часы.
В
начале занятия излагаю правила игры – зачета. Объясняю значение каждого этапа.
Предлагаю образовать жюри из числа сильных студентов. Раздаю карточки – задания
для первого тура( карточки в конвертах). Предлагаю всем одновременно открыть
конверт и вынуть задание. За короткое время (3 - 4 мин.) нужно определить, о
каком веществе или о группе углеводородов идет речь, какой процесс изображен
на карточке, для какой группы углеводородов характерен этот процесс. По
истечении времени, студенты сцвета. Образуются 6 команд по числу изученных
гомологических рядов углеводородов: алканов, алкенов, алкинов, аренов и
циклоалканов. Команды занимают определенные ранее места. Далее начинается
групповая работа. Задание 1: расположить имеющиеся карточки в порядке плана
характеристики сообщения о данном классе органических соединений ( карточки
крепятся лентой последовательно). Один член команды защищает ответ.
Далее
- этап проверки знаний свойств, способов получения и применения
соответствующих группе углеводородов. Этап вопросов - ты мне, я – тебе.
Студенты отвечают на вопросы членов других команд ( по 5 вопросов ). Жюри
фиксирует ответы, преподаватель анализирует ответы, выявляет ошибки в них.
Третий
этап игры – практическая часть. Карточку задание каждый капитан получает
вместе с набором реактивов и оборудованием. Например, нужно с помощью
качественных реакций определить алкен и алкин и представить план
распознавания ( все демонстрируется ). Здесь же есть и необычные вопросы и
задания : получить пропадиен и составить схему прибора для его получения,
включая даже фантастическую модель, но свой проект нужно защитить. После защиты
практической части подводятся итоги, отмечаются наиболее интересные проекты и
глубокие ответы, выставляются оценки. материалу
В
заключении хочу отметить, что содержание игровых технологий, используемых в
учебном процессе , не должно быть случайным, оно должно соответствовать
изучаемому материалу, обогащено наглядностью, обладать простотой структуры и
технологии, доступностью, систематичностью использования и поэтапного усложнения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.