Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Химия / Статья "Игровые технологии на уроках химии"

Статья "Игровые технологии на уроках химии"

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Богачева Елена Васильевна, преподаватель химии

Давайте поиграем!

Познавательная активность студентов определяется внутренними побудительными силами, причем умственную активность сопровождают эмоции, что часто приводит к большему интересу обучающихся к знаниям.

Игра, учение, труд являются основными видами деятельности человека. Дидактические игры используются в целях развития познавательного интереса к учебному предмету и повышению эффективности обучения химии. Игровые ситуации делают занятие разнообразным, интересным, придают ему эмоциональную окраску.

В ходе игровой деятельности развивается общение между студентами, элементы соревнования на занятиях активизируют процесс обучения, способствуют развитию познавательного интереса к учебному предмету.

Психологические механизмы игровой деятельности основаны на потребности личности в самовыражении, самоутверждении и самоконтроле. Способность включиться в игру не связана с возрастом, в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Особенностью игр, которые использую я, как преподаватель химии, является нацеленность на самоутверждение, стремление к розыгрышу, профессиональная ориентация на будущую практическую деятельность. В этом отношении отдаю предпочтение деловым играм.

Деловая игра используется для решения комплексных проблем через определенные социальные роли, для развития творческих способностей и учебных умений, дает возможность студентам понять и изучить учебный материал с разных позиций. Игровая деятельность в обучении выполняет разные функции: воспитательную, дидактическую, развивающую, методическую, психотерапевтическую; игровая деятельность снимает стрессы, вызванные боязнью оценки.

Между тем, обучение, по своей сущности, игра – это целенаправленная деятельность, подчиненная дидактической цели, которая выходит за пределы игровых задач. Игровая деятельность включает в себя элементы моделирования, имитации состязательности. Этот вид деятельности предполагает глубоко продуманные цели, структуру, обеспечивающие высокий уровень « включенности» обучающихся в интеграцию и перенос знаний, анализ и обсуждение проблем.

В ходе дидактической игры студенты овладевают опытом деятельности, общения и норм социального поведения.

Учебные игры:

  • позволяют решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями;

  • создают возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в жизненную;

  • обеспечивают комфортную среду, эмоциональную вовлеченность.

Приведу пример использования дидактической игры в своей практической деятельности. После изучения темы «Углеводороды», с целью систематизации и проверки уровня знаний обучающихся, закрепления знаний и умений, для развития наблюдательности и любознательности провожу обобщающее занятие в виде контролирующее – соревновательной игры. Все занятие делится на 3 части.

Первая часть – теоретический тур – предназначена для выявлении я уровня знаний студентов отдельных свойств углеводородов, их строения, получения или применения. На данном этапе студенты работают индивидуально (3-4 минуты).

Вторая часть игры – групповой тур. Создаются команды и выполняют групповое задание.

На третьем этапе игры проверяется уровень практических знаний и умений. Форма - групповая.

Заключительный этап – подведение итогов, анализ ответов, выставление оценок.

И более подробно.

Цель игры:

  • используя учебный материал, дополнительную литературу, организовать активное повторение, закрепление темы, обобщение;

  • обеспечить активное участие каждого студента, вызвать интерес к изучаемой теме и ответственность за свое решение в ходе выполнения групповой работы;

  • закрепить навыки проведения химического эксперимента.

Условия игры: до проведения игры студенты должны повторить изученный материал, прочитать рекомендованную дополнительную литературу.

До начала занятия готовлю карточки так, чтобы изображение было видно даже на последней парте (дублирую в презентации). Количество карточек соответствует числу студентов, исключая членов жюри. Каждая карточка информирует о каком – либо свойстве углеводорода, его строении или применении. Информация отображена в графическом виде и соответствует по форме вопросу кроссворда с фрагментами.

Оборудование: 5 наборов с реактивами, карточки с заданиями и оборудование для проведения опытов, песочные часы.

В начале занятия излагаю правила игры – зачета. Объясняю значение каждого этапа. Предлагаю образовать жюри из числа сильных студентов. Раздаю карточки – задания для первого тура( карточки в конвертах). Предлагаю всем одновременно открыть конверт и вынуть задание. За короткое время (3 - 4 мин.) нужно определить, о каком веществе или о группе углеводородов идет речь, какой процесс изображен на карточке, для какой группы углеводородов характерен этот процесс. По истечении времени, студенты сцвета. Образуются 6 команд по числу изученных гомологических рядов углеводородов: алканов, алкенов, алкинов, аренов и циклоалканов. Команды занимают определенные ранее места. Далее начинается групповая работа. Задание 1: расположить имеющиеся карточки в порядке плана характеристики сообщения о данном классе органических соединений ( карточки крепятся лентой последовательно). Один член команды защищает ответ.

Далее - этап проверки знаний свойств, способов получения и применения соответствующих группе углеводородов. Этап вопросов - ты мне, я – тебе. Студенты отвечают на вопросы членов других команд ( по 5 вопросов ). Жюри фиксирует ответы, преподаватель анализирует ответы, выявляет ошибки в них.

Третий этап игры – практическая часть. Карточку задание каждый капитан получает вместе с набором реактивов и оборудованием. Например, нужно с помощью качественных реакций определить алкен и алкин и представить план распознавания ( все демонстрируется ). Здесь же есть и необычные вопросы и задания : получить пропадиен и составить схему прибора для его получения, включая даже фантастическую модель, но свой проект нужно защитить. После защиты практической части подводятся итоги, отмечаются наиболее интересные проекты и глубокие ответы, выставляются оценки. материалу

В заключении хочу отметить, что содержание игровых технологий, используемых в учебном процессе , не должно быть случайным, оно должно соответствовать изучаемому материалу, обогащено наглядностью, обладать простотой структуры и технологии, доступностью, систематичностью использования и поэтапного усложнения.







  • Химия
Описание:

Познавательная активность студентов определяется внутренними побудительными силами, причем умственную активность сопровождают эмоции, что часто приводит к большему интересу обучающихся к знаниям. Игра, учение, труд являются основными видами деятельности человека.

Игра, учение, труд являются основными видами деятельности человека. Дидактические игры используются в целях развития познавательного интереса к учебному предмету и повышению эффективности обучения химии. Игровые ситуации делают занятие разнообразным, интересным, придают ему эмоциональную окраску.


Автор Богачева Елена Васильенвна
Дата добавления 25.11.2016
Раздел Химия
Подраздел Другое
Просмотров 515
Номер материала MA-068724
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы