Пороховник С.Г. - учитель математики
Пожвинской
СОШ№1
Формирование познавательных УУД на уроке математики в
5 классе
Важнейшей
задачей современной системы образования является формирование универсальных
учебных действий, которые обеспечивают не только успешность обучения в школе,
но и возможность дальнейшего саморазвития обучающегося. УУД обеспечивают
овладение основными компетенциями, составляющими основу умения учиться. У
учащихся должны быть сформированы 4 основных вида УУД: познавательные,
личностные, коммуникативные и регулятивные.На мой взгляд, приоритетными , с
точки зрения овладения на качественном уровне естественно-научными знаниями,
и дальнейшего их использования в повседневной жизни являются познавательные и регулятивные
УУД.
В данной
статье я ставлю своей задачей проанализировать возможности учебника И.И.
Зубаревой и А.Г. Мордковича «Математика - 5» для формирования познавательных
УУД на уроках математики в 5 классе. Познавательные УУД — это система
способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процеса поиска,
исследования и совокупность операций по обработке, систематизации и обобщению
полученной информации. Они делятся на 3 группы: общеучебные действия,
логические действия, действия постановки и решения пролем.
Общеучебные
|
Логические
|
Постановка и решение
проблем
|
Формулироание
познавательной цели, поиск и выделение информации,знаково-символическое
моделирование
|
Анализ с целью выделения
существенных и несущественных признаков,
Синтез как составление
целого из частей, восполняющих отдельные компоненты
Выбор оснований и критериев
для сравнеия и классификации объектов, подведение под понятие,
выведениеследствий,
установление
причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений,
выдвижение гипотез, доказательство
|
Формулирование проблемы,
самостоятельное создание
способов решения проблем творческого и поискового характера
|
С 2015-2016 учебного
года планируется вводить ФГОС в 5 классе. Но даже по мнению известных
методистов, основная масса учебников математики, включённых в федеральный
перечень, не даёт возможности учителю формировать перечисленные УУД. Требуется
вносить существенные изменения в характер изложения материала, подбирать или
составлять упражнения. Однако, работа по учебнику И.И.Зубаревой и А.Г.
Мордковича показала, что в этом пособии существует множество заданий для
формирования познавательных УУД. Изучение нового материала в учебнике
начинается с создания проблемной ситуации при этом новая задача даётся с такой,
способ которой уже известен учащимся
Например, при
выведении правила округления чисел, вначале даётся определение операции
округления, и на основании его учащиеся округляют данные числа, а затем
ставится проблемный вопрос:
На основе решения этой учебной задачи
учащиеся самостоятельно могут сформулировать правило округления натуральных
чисел.
После того, как
изучено правило умножения на 10,100, 10000 даётся такое «проблемное» задание:
Подумайте, при помощи
какого приема можно устно выполнить умножение на 50, 25, 125, и вычислите
278*50 126*25
36*125
Таким образом,
учащиеся привыкают к тому, что новое знание они открывают, а не получают в
готовом виде, правда, не очень хорошо, что существует возможность «подсмотреть»
правильный ответ.
В
процессе изучения геометрических понятий,ведётся работа над их определениями,
позволяющая найти черты их сходства и различия, что способствует развитию
логической операции сравнения. Например;
Какие из следующих
утверждений вы выбрали бы для того, чтобы объяснить, что такое отрезок и что
такое луч:
отрезок — это часть
прямой;
луч — это часть
прямой;
■ отрезок — часть
прямой, ограниченная двумя точками этой прямой;
■ луч — часть прямой,
ограниченная с одной стороны какой-либо точкой этой прямой;
■ отрезок — все точки
прямой, расположенные между какими-либо двумя точками этой прямой, и сами эти
две точки;
■ луч — все точки
прямой, расположенные по одну сторону от какой-либо точки этой прямой и сама
эта точка?
Важным
моментом для успешности обучения является наличие положительной мотивации
ученика, его заинтересованность.Для этого пример, помещённый автором после
изучения нового материала, можно разобрать вначале. Вот он:
Хотелось бы, чтобы
мотивационный компонент так же учитывался авторами при написании учебника. Т.е.
в помощь учителю и для формирования интереса учащихся к изучению данной темы
необходимо в учебнике рассматривать больше примеров практического использования
изучаемого материала или создавать приложения к учебнику, в котором был собран
такого рода материал к каждому параграфу.
В учебнике много
заданий на декодирование информации. Хорошо было бы, если б не все термины
расшифровывались тут же, что позволило бы создать необходимость обращения
учащихся к другим её видам (компьютеру, справочнику). В задачах темы «
Прикидка» авторы как раз и создают такую необходимость:
В данном учебнике уделяется
большое внимание математическому моделированию, что способствует формированию
такого познавательного УУД, как знаково-символическое моделирование. Постепенно
обучающиеся учатся соотносить буквенные выражения с реальной ситуацией,
описываемой в задаче:
В работе
Талызиной Н.Ф. «Педагогическая психология» отмечается необходимость
целеноправленной работы над формированием различных логических операций у
школьников, как отмечает автор, изучение необходимых и достаточных признаков
надо начинать с обучения выводить следствия из факта принадлежности предмета к
данному понятию. Это действие связано с понятием необходимых свойств предмета,
поэтому его выполнение дает возможность овладеть этой категорией
свойств.Признаки, которые в обязательном порядке есть у всех предметов данного
класса, называются необходимыми. Отсутствие этих признаков приводит к тому, что
предмет оказывается не относящимся к данному классу предметов(1.с 40).Задания
на формирование выведения следствий так же представлены в учебнике И.И.
Зубаревой, например, после рассмотрения понятия площади и равных фигур:
|
|
|
В учебнике много
задач практического содержания, что позволяет связывать математические знания
учеников с реальной жизнью, а это одно из умений, которое проверяется на ЕГЭ.
В теме « Нахождение части от
целого и целого по его части» обсуждается вопрос об обратной задаче, что так же
ценно для дальнейшего изучения математики и развития логического мышления
учащихся.
Таким
образом, мы видим, что в учебнике 5 класса авторов И.И.Зубаревой и Мордковича
имеется необходимый набор заданий для формирования познавательных УУД.
Систематически ведётся работа по знаково-символическому моделированию,
открытие нового знания происходит в ходе решения учебной задачи, правда,
соблюсти полную самостоятельность учащихся достаточно трудно, вместе с тем
имеются проблемные задания пропедевтического характера выводы по которым в
учебнике не фомулируются. Имеется материал для формирования логических операций
сравнения, сериации и классификации, прослеживаетсясвязь математических знаний
с реальной жизнью.
Литература:
1.Талызина Н.Ф.
Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.
- М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 288 с.
2.Математика. 5 класс
учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений И.И. Зубарева А.Г.
Мордкович.-М: Мнемозина 2013.-270с.
3.Формирование
познавательных УУД на уроке математики. Издание отдела образования
Петропавловск-Камчатского городского округа, Петропавловск-Камчатский, 2012.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.