Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСтатья Формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников на уроке и внеурочное время

Статья Формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников на уроке и внеурочное время

Скачать материал

   Формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников  на уроке  и  внеурочное время  

 

                             «Если  человека учат добру – в результате будет добро»

                                                                                       (В.А. Сухомлинский).

       

  Нравственное   воспитание школьников всегда было актуальнейшей задачей   педагога, а сегодня – особенно. 

    В настоящее   время   стало   очевидным, что приоритетным  направлением   в   процессе образования   и   воспитания   стал  нравственный   аспект. 

     Детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования психологов свидетельствуют о формировании основных моральных   качеств    любого человека  именно в эти годы.

           В  Послании   президента   Республики Казахстан    сказано: «Духовное   единство  народа   и моральные   ценности – это такой же важный фактор, как   политическая и  экономическая    стабильность    страны…»

       Духовно – нравственное   развитие    личности – это формирование  способности   человека  оценивать,  использовать    и    применять на практике   моральные   нормы.

         Моральное   формирование   ребенка   начинается   задолго  до  школы. Но   только   в   школе   он    встречается    с    такой   четкой   и   развернутой системой   моральных    требований, соблюдение   которых   контролируется постоянно   и    целенаправленно. Именно   школа   сегодня   в  силу   необходимости    является   одним  из   главных центров    духовно - нравственного     развития и  воспитания детей.

      Как   помочь    ребенку   найти   правильную дорогу в школе? Нельзя забывать, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает,  размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. А помогать   ему   надо, прежде   всего, в понимании   самого    себя и   своего места в   школьной жизни, и тогда ребенок будет познавать не только внешний мир, но и самого себя.     Л. Н. Толстой считал, что из всех наук, которые   должен   знать   человек, главнейшая    есть наука о том, как жить, делая   как   можно   меньше   зла, как  можно    больше    добра.

       Одна из задач духовно - нравственного воспитания школы – правильно организовать деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации    нравственного     воспитания (формы, методы и приемы).

       «Воспитание в школе   должно  идти   только   через   совместную деятельность     взрослых   и   детей, детей   друг  с   другом,   в которой единственно    возможно   присвоение    (а не просто узнавание)  детьми ценностей. При   этом    воспитание    принципиально   не  может быть локализовано   или   сведено к какому-то   одному виду    образовательной деятельности, но должно охватывать   и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин)  и   внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную и др.) деятельность. 

           Особое место в формировании    нравственного    опыта    детей    имеют следующие     направления:  творческая   работа    учащихся, драматизация, коллективная  и   групповая деятельность, сюжетно- ролевые игры.  Младшие    школьники    прежде    всего должны   усвоить    понятия о доброте, отзывчивости, справедливости, научиться   их различать. Качества эти взаимосвязаны. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарища, формировать в детях чувство ответственности, воспитывать качества патриота,  любовь  к  Родине, семье и ближним. Это непрерывный   процесс    совместной   деятельности   взрослых и детей, детей друг с другом,  который  должен  охватывать и  пронизывать все  виды  деятельности .

   Я, хочу акцентировать   Ваше внимание на формировании    духовной   нравственности  в  первую  очередь   средствами уроков литературного чтения.   Велика   роль   уроков  чтения   в духовно-нравственном    развитии  младших   школьников.

  Ведь       мы  имеем  очень сильное    оружие – это слово, художественная речь, книга.    А   «Книга     - это духовное завещание одного поколения другому …»  Книга – это   открытие   мира. 

        К.Д.  Ушинский писал «…то литературное произведение    нравственно,  которое   заставляет   дитя   полюбить   нравственный   поступок,  нравственное    чувство,  нравственную   мысль,  выраженные   в этом произведении».  Художественное    слово    воздействует    не  только  на сознание, но и  на  чувства и   поступки  детей. Слово может окрылить    ребёнка, вызвать   желание    стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает    осознать   человеческие   отношения,  познакомиться с нормами    поведения.

      Сталкиваясь      ежедневно    с книгой,   мы имеем    богатейшей материал для воспитания    юных    сердец. Если обратиться     к  программам    по литературному чтению, каждое произведение любого исторического периода поднимает    прежде     всего   нравственные     проблемы. Чтобы не прервать эту духовно - нравственную     воспитательную     линию, сохранить преемственность     в    изучении     различных     произведений, важно выстроить    своеобразную     программу     воспитания     высоких нравственных    и    патриотических    качеств    через изучение рекомендованных произведений, в том числе и на уроках внеклассного чтения.

    Прославление    лучших    качеств    человека, душевная красота, жестокость , обличение коварства  и  предательства, осуждение   зависти  и жадности, сердечность   и   отзывчивость, тема  всепобеждающей   доброты, осуждение   черствости, бездушия   и   эгоизма  можно встретить  в любом произведении.

     В   начальных   классах  требуются  специальные  приемы, чтобы дети смогли   осознать   учебную   задачу и    как общую, и как относящуюся лично   к    ним.

Организация    учебного процесса, формы  оценки   знаний, оценочные суждения, характеризующие   отношения   школьников   к учению и  своим товарищам, у  учителя   направлены на то, чтобы   сильные стороны  каждого ученика   были   осознаны   им  самим и  его товарищами. Это создает благоприятное    эмоциональное   состояние   школьника   в коллективе, что является    одним из   условий   его   успешного   духовно - нравственного развития. В    процессе духовно - нравственного воспитания  учителя начальных классов     используют    различные    виды   и  формы   работы: 

- экскурсии, поездки, походы, связанные с нравственной тематикой;

- тематические классные часы по нравственной тематике; 

- организация циклов бесед "Уроки нравственности"; слова назидания Абая

- театральные представления по нравственной тематике;

- праздники, сюрпризы, конкурсы;

- изучение нравственного наследия своей  Республики;

В рамках изучения    истории     родного края ,  совместно со своими учениками Ахметовым  Мади и Сарсенбаевым   Райымбеком   была проведена  исследовательская работа   «Туған өлкем».    

     Также    использую    такие формы, как:

утренники на все праздники  и тематические; 

участие в интеллектуальном   конкурсе   « Ақбота»;

 игровые формы на уроках с элементами художественного рассказывания;

театрализованные уроки;

уроки-путешествия; 

работу с пословицами и стихами.

Провожу     этические беседы, устные размышления на нравственные темы, на   разные  жизненные ситуации.

Одним  из   важнейших   способов    нравственного образования, наряду с традиционными,    является тренинг.

Тренинг – это практическая    игровая ситуация, в которой учащиеся могут попробовать реализовать себя в разных ролях, дать оценку происходящему. Жан   Жак Руссо  говорил:  «Истинное    воспитание   состоит  не  столько в правилах, сколько в упражнениях», поэтому тренинг   и является упражнением, позволяющим тренировать  душевные качества: доброту, отзывчивость.

Так, применяя   упражнение "Ситуация", дети анализируют и решают проблемы, используя литературные источники (например: Что должны сделать герои    сказок,   чтобы    Алдар   косе    всегда жил с ними  дружно?).

      Язык, как    учебный    предмет, несет   чрезвычайно высокую познавательную    ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление    общечеловеческих   ценностей,  воспитание   личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании  казахского  и русского языков    можно использовать такой материал, как "Общие сведения о языке”, «Как устроен наш язык», дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения .

        Для того, чтобы    помочь    ученикам    осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими   и противоположными ему. При прохождении    тем   «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему.  Например: синонимы   сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, порядочность, угрызение совести , и задать вопрос  «  К  кому мы можем так относиться? Естестственно  школьники отвечают к людям  старшего и  пожилого возраста. «А еще?»  таким образом подталкивая детей ,что так должны относиться ко всем  и к братьям  нашим меньшим.  

            Однако вряд ли можно найти человека, которому   присущи   только   положительные качества, поэтому при объяснении   учащимся   ценностей   личности, которые являются   наиболее значимыми, делают человека   человеком, следует раскрывать  и  негативные стороны, объяснять, как их изживать. 

На практике ученик не только должен усвоить нравственные нормы, но и осознать   их ценность  через   свой практический опыт.

      Творческая деятельность способствует разрушению стены равнодушия, вызывая у учащихся   положительные эмоции и    стимулируя    увлеченность школьника.

 Работа по формированию    духовно- нравственных ценностей должна быть комплексной.  Самое   важное то, чтобы работа по нравственному образованию находила  отклик в сердцах детей и проводить ее постоянно.

   Она   может   способствовать   повышению  уровня воспитательной    подготовки   учащихся    в школе, обеспечивая  развитие нравственных   качеств   личности.

Есть   у Б. Пастернака    такая строка: «О детство! Ковш душевной глуби…». И от того, чем наполнен этот ковш, часто   зависят   судьбы целых поколений.

Не стоит забывать всем педагогам, что наш ученик будет далек от того образа, в соответствии с которым мы его воспитывали; его формирование будет   зависеть  от той обстановки, которую   мы  создадим   для него, и от того, насколько мы сумеем обеспечить ему возможность самостоятельно принимать    свои     решения и действовать на их основе.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья Формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников на уроке и внеурочное время"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Техник-конструктор

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Статья о том, как правильно организовать работу с младшими школьниками для формирования духовно-нравственных ценностей на уроке и внеурочное время. Если взять уроки,то особый акцент на уроках литературного чтения, так как слово- это мощный инструмент. Это и сказки, пословицы и поговорки. Слова назидания Абая. А внеурочное время это классные часы, экскурсии, викторины, тренинги, сюжетно-ролевые игры,

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.04.2020 119
    • DOCX 20.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ворожищева Елена Егоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ворожищева Елена Егоровна
    Ворожищева Елена Егоровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 74476
    • Всего материалов: 202

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 176 человек

Курс повышения квалификации

Развитие творческих способностей для дошкольников и младших школьников

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 684 человека

Мини-курс

Библиотечная трансформация: от классики до современности с акцентом на эффективное общение и организацию событий

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 35 человек

Мини-курс

Патологии нервной системы у детей: от перинатального периода до нарушений поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Занятия спортом при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 48 человек