Формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников на уроке и
внеурочное время
«Если человека учат добру – в результате будет добро»
(В.А.
Сухомлинский).
Нравственное
воспитание школьников всегда было актуальнейшей задачей педагога, а сегодня –
особенно.
В
настоящее время стало очевидным, что приоритетным направлением в
процессе образования и воспитания стал нравственный аспект.
Детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования
психологов свидетельствуют о формировании основных моральных качеств
любого человека именно в эти годы.
В Послании президента Республики Казахстан сказано: «Духовное
единство народа и моральные ценности – это такой же важный фактор, как
политическая и экономическая стабильность страны…»
Духовно – нравственное развитие личности – это формирование способности
человека оценивать, использовать и применять на практике моральные
нормы.
Моральное формирование ребенка начинается задолго до школы. Но
только в школе он встречается с такой четкой и развернутой
системой моральных требований, соблюдение которых контролируется
постоянно и целенаправленно. Именно школа сегодня в силу
необходимости является одним из главных центров духовно -
нравственного развития и воспитания детей.
Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Нельзя забывать,
что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует,
переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. А помогать ему
надо, прежде всего, в понимании самого себя и своего места в
школьной жизни, и тогда ребенок будет познавать не только внешний мир, но и
самого себя. Л. Н. Толстой считал, что из всех наук, которые
должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая
как можно меньше зла, как можно больше добра.
Одна из задач духовно - нравственного воспитания школы – правильно организовать
деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации
нравственного воспитания (формы, методы и приемы).
«Воспитание в школе должно идти только через совместную
деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой
единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми
ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано
или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но
должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных
образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную,
спортивную и др.) деятельность.
Особое место в формировании нравственного опыта детей имеют
следующие направления: творческая работа учащихся, драматизация,
коллективная и групповая деятельность, сюжетно- ролевые игры. Младшие
школьники прежде всего должны усвоить понятия о доброте,
отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Качества эти
взаимосвязаны. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым,
справедливым, а справедливый, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить
ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло,
чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и
ложную помощь товарища, формировать в детях чувство ответственности,
воспитывать качества патриота, любовь к Родине, семье и ближним. Это
непрерывный процесс совместной деятельности взрослых и детей, детей
друг с другом, который должен охватывать и пронизывать все виды
деятельности .
Я, хочу
акцентировать Ваше внимание на формировании духовной нравственности в
первую очередь средствами уроков литературного чтения. Велика роль
уроков чтения в духовно-нравственном развитии младших школьников.
Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь,
книга. А «Книга - это духовное завещание одного поколения другому
…» Книга – это открытие мира.
К.Д. Ушинский писал «…то литературное произведение нравственно, которое
заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное
чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении».
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на
чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребёнка, вызвать
желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать
человеческие отношения, познакомиться с нормами поведения.
Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейшей материал для
воспитания юных сердец. Если обратиться к программам по
литературному чтению, каждое произведение любого исторического периода
поднимает прежде всего нравственные проблемы. Чтобы не прервать
эту духовно - нравственную воспитательную линию, сохранить
преемственность в изучении различных произведений, важно
выстроить своеобразную программу воспитания высоких
нравственных и патриотических качеств через изучение
рекомендованных произведений, в том числе и на уроках внеклассного чтения.
Прославление лучших качеств человека, душевная красота, жестокость ,
обличение коварства и предательства, осуждение зависти и жадности,
сердечность и отзывчивость, тема всепобеждающей доброты, осуждение
черствости, бездушия и эгоизма можно встретить в любом произведении.
В
начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли
осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним.
Организация
учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения,
характеризующие отношения школьников к учению и своим товарищам, у
учителя направлены на то, чтобы сильные стороны каждого ученика были
осознаны им самим и его товарищами. Это создает благоприятное
эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним
из условий его успешного духовно - нравственного развития. В
процессе духовно - нравственного воспитания учителя начальных
классов используют
различные виды и формы работы:
-
экскурсии, поездки, походы, связанные с нравственной тематикой;
-
тематические классные часы по нравственной тематике;
-
организация циклов бесед "Уроки нравственности"; слова назидания Абая
-
театральные представления по нравственной тематике;
-
праздники, сюрпризы, конкурсы;
- изучение
нравственного наследия своей Республики;
В рамках
изучения истории родного края , совместно со своими учениками
Ахметовым Мади и Сарсенбаевым Райымбеком была проведена
исследовательская работа «Туған өлкем».
Также использую такие
формы, как:
утренники
на все праздники и тематические;
участие в интеллектуальном
конкурсе « Ақбота»;
игровые
формы на уроках с элементами художественного рассказывания;
театрализованные
уроки;
уроки-путешествия;
работу с
пословицами и стихами.
Провожу этические
беседы, устные размышления на нравственные темы, на разные жизненные
ситуации.
Одним из важнейших способов нравственного
образования, наряду с традиционными, является тренинг.
Тренинг –
это практическая игровая
ситуация, в которой учащиеся могут попробовать реализовать себя в разных ролях,
дать оценку происходящему. Жан Жак Руссо говорил:
«Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в
упражнениях», поэтому тренинг и является упражнением,
позволяющим тренировать душевные качества: доброту,
отзывчивость.
Так,
применяя упражнение "Ситуация", дети анализируют и решают проблемы,
используя литературные источники (например: Что должны сделать герои сказок, чтобы Алдар
косе всегда
жил
с ними дружно?).
Язык, как учебный предмет, несет чрезвычайно высокую познавательную
ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление
общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством
патриотизма. Для достижения этих целей в содержании казахского и русского
языков можно использовать такой материал, как "Общие сведения о языке”,
«Как устроен наш язык», дидактический материал: упражнения, диктанты,
изложения, сочинения .
Для
того, чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого
нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во
взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. При прохождении
тем «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность
нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими,
близкими и противоположными ему. Например: синонимы сострадание, уважение,
забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность,
сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность,
порядочность, угрызение совести , и задать вопрос « К кому мы
можем так относиться? Естестственно школьники отвечают к людям старшего и пожилого
возраста. «А еще?» таким образом подталкивая детей ,что так должны относиться
ко всем и к братьям нашим меньшим.
Однако вряд ли можно найти человека, которому присущи только положительные
качества, поэтому при объяснении учащимся ценностей личности,
которые
являются
наиболее значимыми,
делают человека
человеком,
следует раскрывать и негативные
стороны, объяснять, как их изживать.
На
практике ученик не только должен усвоить нравственные нормы, но и осознать их
ценность через свой практический опыт.
Творческая
деятельность способствует разрушению стены равнодушия, вызывая у учащихся положительные
эмоции и
стимулируя увлеченность
школьника.
Работа по
формированию
духовно-
нравственных
ценностей должна быть комплексной. Самое важное то, чтобы работа по
нравственному образованию находила отклик в сердцах детей и
проводить ее постоянно.
Она
может способствовать повышению уровня воспитательной подготовки
учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности.
Есть у
Б. Пастернака такая строка: «О детство! Ковш душевной глуби…». И от того,
чем наполнен этот ковш, часто зависят судьбы целых поколений.
Не стоит
забывать всем педагогам, что наш ученик будет далек от того образа, в
соответствии с которым мы его воспитывали; его формирование будет зависеть
от той обстановки, которую мы создадим для него, и от того,
насколько мы сумеем обеспечить ему возможность самостоятельно принимать
свои решения и действовать на их основе.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.