Форматы проведения
мероприятий в области профессионального ориентирования обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью
В социальной структуре общества
значительное число лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности. Так, по
оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют 10 процентов от общей численности
населения. Во всем мире наблюдается неуклонный рост числа лиц, ставших
инвалидами, в силу целого ряда экономических, социальных, демографических
причин.
Профессиональная ориентация,
профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio -
род занятий и фр. orientation - установка) — это система мер, направленных на
оказание помощи молодежи в выборе профессии с учетом особенностей личности.
Если обратиться к опыту других стран,
то, например, во Франции развитие профессиональной ориентации проходило через
следующие основные этапы:
1) в 20-е годы основной упор делался
на непосредственном трудоустройстве клиентов на работу;
2) в 40-50е годы - определение
профпригодности клиентов с помощью психодиагностических тестов;
3) с 70х годов преобладающим
направлением работы стало воспитание у молодежи самой способности делать выбор.
Таким образом, при более
благоприятном и оптимистичном (идеальном) прогнозе необходимо свое внимание
уделить школьной профориентации, что должно способствовать постепенному
формированию у будущих граждан страны внутренние потребности и готовности к
полноценному, свободному самоопределению. В службах занятости населения
необходимо отходить от практики решения сложнейших жизнеопределяющих проблем
людей срочно в «пожарном» порядке, а создавать условия для более глубокой и
систематичной работы с клиентом. Даже при временной нерешенности экономических
проблем это обеспечило бы в ближайшем будущем процветание России как свободного
и стабильного государства.
Профессиональную
ориентацию лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья можно
осуществлять как на базе общеобразовательной организации, так и базе
образовательной организации профессионального образования, а также на базе
будущего работодателя. При этом знакомство с профессиями и специальностями
может проводиться педагогами, психологами образовательной организацией, представителями
организаций профессионального образования, в том числе и непосредственно
работодателями, которые могут предоставить непосредственное и четкое
представление о профессиональной деятельности. Таким образом, можно представить
мероприятия по профориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ в следующем виде (см.
Рис 1.):
Рис. 1.
Основные мероприятия профориентации обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидностью
1.
Просмотр видеороликов и
рекламных материалов
В процессе
просмотра видеороликов и рекламных материалов обучающиеся получают возможность
самостоятельно выбирать и анализировать полученную информацию, получают
первоначальное представление о профессиях и специальностях, что дает учащимся
возможность сформировать первоначальный профессиональный выбор.
2.
Беседа (встреча) со
специалистами и профессионалами
В процессе
беседы (встречи) участники знакомятся с профессией или специальностью через
представителей профессиональной деятельности, уточняют позитивные и негативные
стороны профессиональной деятельности через непосредственное взаимодействие с
мастерами.
3.
Экскурсия на производство
(предприятие)
В процессе проведения
экскурсии участники получают возможность самостоятельно анализировать
полученную информацию, учатся самостоятельно принимать решения о собственном
профессиональном выборе, получают глубокое представление о профессиях и
специальностях конкретного предприятия, что дает учащимся возможность более
четко сформировать свой профессиональный выбор.
4.
Дни открытых дверей
Во время
проведения подобного мероприятия участники получают конкретную информацию о
профессиональной деятельности, осуществляющейся на предприятии или условиях
обучения в образовательной организации профессионального образования с учетом
конъюнктуры рынка труда, привитие интереса к различным видам деятельности.
5.
Тренинг по самоопределению
профессиональной деятельности
Целью
мероприятия является выявление оптимально соответствующую своим способностям,
интересам и психологическим особенностям личности сферу деятельности, привитие
интереса к познанию качеств личности необходимых для выполнения определенной
профессиональной деятельности.
6.
Профессиональные пробы
В
результате профессиональной пробы участники учатся выполнять отдельные элементы
профессиональной деятельности, самостоятельно принимать решение, получают
возможность работать в команде или индивидуально, самостоятельно выбирать и
структурировать материал, анализировать полученную информацию, получают
глубокое представление о профессиях и специальностях, что дает учащимся
возможность более четко сформировать свой профессиональный выбор.
7.
Интерактивная дистанционная
квест-игра.
Во время
прохождения квеста участники получают возможность самостоятельно выбирать и
структурировать материал, анализировать полученную информацию, учиться
самостоятельно принимать решение, работать в команде, получают глубокое
представление о профессиях и специальностях, что дает учащимся возможность
более четко сформировать свой профессиональный выбор.
8.
Мастер-классы
Целью
мероприятия является передача профессионалом или специалистом, обучающимся
путем прямого или комментированного показа тонкостей профессиональной
деятельности, раскрытие содержания проблемной творческой задачи и вовлечение
обучающихся в ее решение в рамках профессиональной деятельности.
9.
Конкурсы, чемпионаты,
олимпиады профмастерства (включая Абилимпикс)
Ожидаемые
результаты: повышение качества профориентационной работы в общеобразовательных
и профессиональных образовательных организациях среди обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и привлечение внимания
потенциальных работодателей к специалистам, имеющим ограничения жизнедеятельности.
Привлечение различных субъектов образовательной системы в конкурсы
профессионального мастерства в качестве участников, организаторов, экспертов
создает мотивационные условия для развития инновационной деятельности,
обеспечивает расширение пространства активного включения инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья в профессиональную среду.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.