Инфоурок Литература Другие методич. материалыСтатья "Эффективное использование методики критического мышления на уроке русской литературы в 6 классе"

Статья "Эффективное использование методики критического мышления на уроке русской литературы в 6 классе"

Скачать материал

Эффективное использование методики критического мышления  на уроке русской литературы в 6-ых классах.

 Таукешова Майра Александровна, учитель русского языка и литературы.

Каждый учитель продумывает, как провести урок, чтобы учащиеся не только усвоили учебный материал, но и научились активному мышлению, анализировать, делать выводы, контролировать свое собственное мышление.

Именно методика критического мышления способствует благоприятному развитию активного мышления. Обучение мышлению является как познавательным, так и само познавательным процессом.

Учащиеся, мыслящие критически, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире, способны творчески подойти к решению проблемы. У подростков формируется вкус к исследовательской деятельности.

Обязательным этапом урока является рефлексия, которая позволяет учащимся научиться самоконтролю, саморегулированию и формирует привычки к осмыслению различных событий в жизни.

Рассмотрим, как можно использовать элементы методики критического мышления на уроках русской литературы в 6-ых классах.

При изучении произведения Овидия «Метаморфозы» можно использовать методику «Таблица-дневник двойной записи»

Чем примечателен каждый век, описанный Овидием? В каком веке вы хотели бы жить? Почему?

 
Название века

Описание века

Выводы

Золотой век

-народ, не знавший возмездий;

-соблюдавший правду и верность;

-не было кар, жили  в безопасности;

-жили без судей;

-не было шлемов, мечей;

-земля плодоносила;

-стояла вечная «весна»;

-«реки текли молоком, капал мед золотой»

-жили бескорыстно;

-люди были праведны;

-не совершали плохих деяний;

-народы жили в мире;

-люди были сыты;

-весна радовала всех людей;

-все жили богато

 

Серебряный век

-«разделил на четыре времени года»;

-«впервые в домах расселились»;

-«впервые семена цыцерины в бороздах были зарыты»:

-«духом суровей»

-времена года пришли на смену весне;

-люди начали расселяться по домам;

-люди выращивали хлеб;

-люди стали жёстче

Медный век

-«склонный к ужасающим браням»

 

-между людьми начались раздоры

Железный век

-«стыд убежал»;

-«появились обман, коварство»;

-«казни, насилия»;

-«вышла на свет и война»;

-«редка приязнь и меж братьями стала»;

-«дева Астрея (богиня благородства) от крови земли ушла

-люди делали все, то что хотели;

-воровали, обманывали;

-люди с ненавистью относились друг к другу;

-люди начали воевать между собой; 

-брат брата ненавидел, сын отца убивал;

-было много не справедливости на земле;

Вывод: (каждый  ученик делает свой вывод)

При изучении поэмы Гесиода «Труды и дни» можно использовать методику «Цветограмма»

Цветограмма

Охарактеризуйте каждый период в истории человечества. Какой век вам понравился? Почему?

Белый - чистота, искренность

Черный - мрак, потеря веры

Красный - агрессия

Синий - тревожность

Фиолетовый - ложь

Оранжевый - праздничность

Голубой - справедливость

Розовый - надежда

Зеленый-спокойствие

Желтый - радость

Золотое поколение

1)Зеленый - «Жили со спокойной и ясной душою»

2)Желтый - «Старость приближаться не стала»

3)Голубой - «В пирах жизнь проводили»

4)Розовый - «Людей на земле охраняют»

Серебряное поколение

5)Фиолетовый - «Сотни годов вырастал не зрелым ребенком»

6)Синий «Жили лишь малое время»

7)Черный «Почестей не воздавали богам»

8)Зеленый «В почете у смертных»

Медное поколение

9)Красный «Могучи, страшны»

10)Оранжевый «Крепче железа их дух», «великой силой обладали»

11)Синий «Сила ужасная принесла всем погибель»

12)Черный «Черная смерть их взяла»

Четвертое поколение - полубоги

13)Черный «Погубила война»

14)Фиолетовый «В Трое другие погибли»

15)Оранжевый «Ни дум, ни заботы не зная…населяют блаженных»

16)Розовый «Почва героям счастливым плоды в изобилии приносила»

Железные люди

17)Черный «Не будет передышки от горя»

18)Красный «Дети с отцами сговорится, не смогут»

19) Фиолетовый «Стыд пропадает»

20)Черный «Тяжкие беды в жизни останутся людям», «от зла избавления не будет»

Вывод:

Методику «Кардиограмма» можно использовать при изучении стихотворения А.А.Фета «Золотой век»

-Опишите время, описанное А.А.Фетом

           -позитивное

 

 


         - негативное

1,2	,33,4,5,6,7,8,9
 

 


1)    «Золотой блистал когда-то век»

2)    «Блаженствовал незлобный человек»

3)    «Леса полны поныне аромата»

4)    «Долиною счастливый»

5)    «Менада грудь и плечи предала»

6)    «Все празднично кругом»

7)    «Любуется… избранницей своей»

8)    «Нагие дети пляшут и шумят»

9)    «Был… весел и румян»

Вывод: Хорошо жилось в золотом веке, везде гармония, радость,веселье…

Мы рассмотрели 3 элемента из методики критического мышления: Дневник двойной записи, «Цветограмма», и «Кардиограмма», которые помогут учащимся 6-х классов легче усваивать учебный материал, научит работать с художественными текстами, и , конечно же, вырабатывает у учащихся  критическое мышление, умение иметь своё собственное мнение, анализировать, делать выводы, а в жизни научится решать трудные ситуации, проблемы. Завершить урок можно тестом

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Эффективное использование методики критического мышления на уроке русской литературы в 6 классе""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный аналитик

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Каждый учитель продумывает, как провести урок, чтобы учащиеся не только усвоили учебный материал, но и научились активному мышлению, анализировать, делать выводы, контролировать свое собственное мышление.Именно методика критического мышления способствует благоприятному развитию активного мышления. Обучение мышлению является как познавательным, так и само познавательным процессом.Учащиеся, мыслящие критически, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире, способны творчески подойти к решению проблемы. У подростков формируется вкус к исследовательской деятельности. Обязательным этапом урока является рефлексия, которая позволяет учащимся научиться самоконтролю, саморегулированию и формирует привычки к осмыслению различных событий в жизни. Рассмотрим, как можно использовать элементы методики критического мышления на уроках русской литературы в 6-ых классах.При изучении произведения Овидия «Метаморфозы» можно использовать методику «Таблица-дневник двойной записи»

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 973 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Статья по литературе по теме "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературы"
  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
  • Тема: «Муму» 
  • 11.01.2021
  • 1465
  • 0
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.08.2020 137
    • DOCX 33.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Говорова Ольга Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Говорова Ольга Витальевна
    Говорова Ольга Витальевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 93682
    • Всего материалов: 212

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 484 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 630 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Мини-курс

Коррекционно-развивающая работа и оценивание в образовании для детей с ОВЗ

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Преодоление фобий: шаг за шагом к свободе от социальных источников страха

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Особенности психологической помощи детям

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 587 человек из 75 регионов
  • Этот курс уже прошли 227 человек