Эффективное
использование методики критического мышления на уроке русской литературы в
6-ых классах.
Таукешова
Майра Александровна, учитель русского языка и литературы.
Каждый
учитель продумывает, как провести урок, чтобы учащиеся не только усвоили
учебный материал, но и научились активному мышлению, анализировать, делать
выводы, контролировать свое собственное мышление.
Именно
методика критического мышления способствует благоприятному развитию активного
мышления. Обучение мышлению является как познавательным, так и само
познавательным процессом.
Учащиеся,
мыслящие критически, способны утвердить себя и правильно осознать себя в
окружающем их мире, способны творчески подойти к решению проблемы. У подростков
формируется вкус к исследовательской деятельности.
Обязательным
этапом урока является рефлексия, которая позволяет учащимся научиться
самоконтролю, саморегулированию и формирует привычки к осмыслению различных
событий в жизни.
Рассмотрим,
как можно использовать элементы методики критического мышления на уроках
русской литературы в 6-ых классах.
При
изучении произведения Овидия «Метаморфозы» можно использовать методику
«Таблица-дневник двойной записи»
Чем
примечателен каждый век, описанный Овидием? В каком веке вы хотели бы жить?
Почему?
Название века
|
Описание
века
|
Выводы
|
Золотой
век
|
-народ,
не знавший возмездий;
-соблюдавший
правду и верность;
-не было
кар, жили в безопасности;
-жили
без судей;
-не было
шлемов, мечей;
-земля
плодоносила;
-стояла
вечная «весна»;
-«реки
текли молоком, капал мед золотой»
|
-жили
бескорыстно;
-люди
были праведны;
-не
совершали плохих деяний;
-народы
жили в мире;
-люди
были сыты;
-весна
радовала всех людей;
-все
жили богато
|
Серебряный век
|
-«разделил
на четыре времени года»;
-«впервые
в домах расселились»;
-«впервые
семена цыцерины в бороздах были зарыты»:
-«духом
суровей»
|
-времена
года пришли на смену весне;
-люди
начали расселяться по домам;
-люди
выращивали хлеб;
-люди
стали жёстче
|
Медный
век
|
-«склонный
к ужасающим браням»
|
-между
людьми начались раздоры
|
Железный
век
|
-«стыд
убежал»;
-«появились
обман, коварство»;
-«казни,
насилия»;
-«вышла
на свет и война»;
-«редка
приязнь и меж братьями стала»;
-«дева
Астрея (богиня благородства) от крови земли ушла
|
-люди
делали все, то что хотели;
-воровали,
обманывали;
-люди с
ненавистью относились друг к другу;
-люди
начали воевать между собой;
-брат
брата ненавидел, сын отца убивал;
-было
много не справедливости на земле;
|
Вывод: (каждый ученик делает свой вывод)
При
изучении поэмы Гесиода «Труды и дни» можно использовать методику «Цветограмма»
Цветограмма
Охарактеризуйте
каждый период в истории человечества. Какой век вам понравился? Почему?
Белый
- чистота, искренность
Черный
- мрак, потеря веры
Красный
- агрессия
Синий
- тревожность
Фиолетовый
- ложь
Оранжевый
- праздничность
Голубой
- справедливость
Розовый
- надежда
Зеленый-спокойствие
Желтый
- радость
Золотое поколение
1)Зеленый - «Жили
со спокойной и ясной душою»
2)Желтый -
«Старость приближаться не стала»
3)Голубой - «В
пирах жизнь проводили»
4)Розовый - «Людей
на земле охраняют»
Серебряное
поколение
5)Фиолетовый -
«Сотни годов вырастал не зрелым ребенком»
6)Синий «Жили лишь
малое время»
7)Черный «Почестей
не воздавали богам»
8)Зеленый «В
почете у смертных»
Медное поколение
9)Красный «Могучи,
страшны»
10)Оранжевый
«Крепче железа их дух», «великой силой обладали»
11)Синий «Сила
ужасная принесла всем погибель»
12)Черный «Черная
смерть их взяла»
Четвертое
поколение - полубоги
13)Черный
«Погубила война»
14)Фиолетовый «В
Трое другие погибли»
15)Оранжевый «Ни
дум, ни заботы не зная…населяют блаженных»
16)Розовый «Почва
героям счастливым плоды в изобилии приносила»
Железные люди
17)Черный «Не
будет передышки от горя»
18)Красный «Дети с
отцами сговорится, не смогут»
19) Фиолетовый
«Стыд пропадает»
20)Черный «Тяжкие
беды в жизни останутся людям», «от зла избавления не будет»
Вывод:
Методику
«Кардиограмма» можно использовать при изучении стихотворения А.А.Фета «Золотой
век»
-Опишите
время, описанное А.А.Фетом
-позитивное
-
негативное
1) «Золотой
блистал когда-то век»
2) «Блаженствовал
незлобный человек»
3) «Леса
полны поныне аромата»
4) «Долиною
счастливый»
5) «Менада
грудь и плечи предала»
6) «Все празднично
кругом»
7) «Любуется…
избранницей своей»
8) «Нагие
дети пляшут и шумят»
9) «Был…
весел и румян»
Вывод: Хорошо
жилось в золотом веке, везде гармония, радость,веселье…
Мы рассмотрели 3 элемента из методики
критического мышления: Дневник двойной записи, «Цветограмма», и «Кардиограмма»,
которые помогут учащимся 6-х классов легче усваивать учебный материал, научит
работать с художественными текстами, и , конечно же, вырабатывает у учащихся
критическое мышление, умение иметь своё собственное мнение, анализировать,
делать выводы, а в жизни научится решать трудные ситуации, проблемы. Завершить
урок можно тестом
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.