Статья
«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
ГККП детский-сад
«Ивушка», г.Петропавловск
Воспитатель:
Баймагамбетова Зарина Каирбековна
Аннотация: В статье поднимаются вопросы духовно-нравственного воспитания
детей дошкольного возраста, рассмотривается взаимодействие образовательного
учреждения и семьи.
Ключевые слова : Воспитание духовной личности возможно только, совместными
усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Главной целью моей
работы, является создание условий, для приобщения родителей и детей к
духовно-нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.
Интерес к проблеме
воспитания духовно-нравственных качеств у ребёнка, возник у меня, когда я стала
мамой, я поняла, что более важным развивать в детях интерес к миру взрослых,
это формировать у них представление о принадлежности к человеческому роду, а
так же воспитывать уверенность к себе, уметь анализировать поступки, чувства,
мысли, научить их бережно относиться к своей семье, друзьям, другим людям,
животным.
Дошкольное детство - важнейший
период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит
благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению детей с
нравственными нормами в процессе различной деятельности. В нашей группе
детского сада существует три обязательных правила:
- нельзя ломать и портить
результаты труда других;
- нельзя без разрешения
брать чужие личные вещи;
- нельзя бить и обижать
друг, друга;
В моей работе с детьми я
использую 4 направления:
1.
Духовно-образовательное (непрерывный образовательный процесс, беседы, устные
поучения) .
2.
Воспитательно-оздоровительное (праздники, подвижные, ролевые и строительные
игры) .
3.
Культурно-познавательное (концерты, участие в театральных встречах, просмотр
диафильмов) .
4. Нравственно-трудовое
(труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам,
изготовление подарков к праздникам) .
«Конечная цель разумного
воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного
понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать
возведение добрых инстинктов детской натуры в сознателъное стремление идеалам
добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли» (Н.
И. Пирогов).
Предпринятые на
сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают
мне, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим
родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит
усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе
подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь
в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и
ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание
детей.
Одна из проблем
современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не
соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности
брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои
проблемы, что стало с теми, кто против высших ценностей, и с теми, кто смог
изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Именно в семье благодаря
ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения
взрослых ребёнок приобретает первый социокультурный опыт.
В настоящее время Казахстан
переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность,
подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене
политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности
доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте,
милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В своей работе, для
духовно-нравственного развития, я использую следующие методы: наглядный,
словесный, практический:
Наглядный метод
используется во время:
- чтения рассказов;
- рассматривания книжных иллюстраций,
репродукций, предметов;
- прогулок и наблюдений;
Словесный метод
представляется наиболее эффективным в процессе
- чтения литературных
произведений ;
- бесед с элементами
диалога, а также ответы на вопросы;
- проведения разнообразных
игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.) ;
- рассказов детей по схемам,
иллюстрациям, моделирования и конструирование;
Практический метод
используется, когда необходимо организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры
(строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.) ;
- оформить гербарий по теме
«Золотая осень» ;
- организовать
театрализованные праздники 2015-2016г. г по темам:
«Золотая осень», «Новый год»
и других праздников с участием детей и родителей.
- изготовить с детьми
наглядные пособия для проведения праздников.
Теории, на которых я
основываю свою педагогическую работу: «Всё новое-это хорошо забытое старое»,
являются идеи Фридриха Фребеля( 1782-1852) -немецкого педагога, теоретика
дошкольного воспитания. Фребель, был одним из первых, кто ратовал за раннее
развитие ребёнка, которое сейчас, как никогда актуально и современно.
Духовному развитию
человека в дошкольном возрасте, по Фребелю, лучше всего способствует опять же
игровая деятельность, которая является не пустой забавой, а имеет высокий смысл
и глубокое значение. Поэтому он, обращаясь к родителям, призывал заботиться, об
игре и развивать её. Обучать детей рисования карандашами и красками, пению,
лепе из пластилина и песка, проводить «строительные игры» из кубиков и веток.
Свою внутреннюю сущность
ребёнок раскрывает не только через труд и игру, но и посредством звуков, красок
и форм.
Я как педагог считаю, что
в детском саду следует воспитывать детей, вовлекая их в различную деятельность,
развивать их тело, упражнять внешние чувства, знакомить с людьми, природой; в
играх, веселье и невинных забавах готовить их к школе помогая им развиваться.
Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается
с физического развития.
«Детство — важнейший
период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,
самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребёнка
за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира- от
этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - В.
А Сухомлинский
Можно бесконечно сетовать
на низкий уровень духовного здоровья нашего общества, наших детей, но если
педагогам и родителям действительно важно, насколько нравственно и духовно
приближены их воспитанники к образу настоящего патриота и гражданина, он будет
работать в этом направлении, опираясь на позитивный воспитательный и
педагогический опыт.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.