Добро пожаловать на урок
Главным организатором взаимодействия
школы и семьи, конечно, является учитель. Именно от него зависит определение
основных направлений такого сотрудничества. Именно учитель может
профессионально решать многие вопросы, связанные с актуализацией позиции родителей
по отношению к образовательному процессу, создавая у них положительную
мотивацию в содействии школе, учителю, своему ребенку.
Каким же образом возможно осуществление
этой задачи? Какие новые формы сотрудничества можно предложить родителям и
учителю, чтобы они вписались в традиционно существующую систему работы?
В школах проводятся Дни науки и
искусства, олимпиады, конкурсы, праздники, фестивали, предметные недели и
декады, выставки творчества и др. Сегодня престиж школы во многом зависит от того,
насколько ей удается увлечь учащихся творческой деятельностью, участием в
различных видах исследований. Мы знаем, что ребятам часто помогают родители, но
происходит это, как правило, стихийно. Как же сделать родителей активными
участниками образовательного процесса? Специалисты-родители могут быть
консультантами при разработке исследовательских и творческих заданий,
руководителями клубных занятий, рецензентами выполненных работ. Именно в таких
коллективных делах может в полной мере проявиться сотрудничество школы и семьи.
В рамках творческого направления
чрезвычайно важны и открытые уроки для родителей. Наш опыт убеждает в том, что
такие уроки очень полезны в формировании активной позиции семьи по отношению к
школе. Хорошо знаем, как «выкладывается» учитель, как напряженно обдумывает он
форму, содержание урока, деятельность детей, но эффект бывает значительным.
Родители имеют возможность увидеть малейшие детали урока, работу своих детей,
понять, как усложнилась программа по сравнению с временем, когда учились они
сами, как изменилась технология урока, глубже осознать роль учителя в
образовании их детей.
Возможно и проведение совместных
открытых уроков, когда родители являются не наблюдателями, а участниками
действия. Еще более эффективно, если подобные уроки проходят одновременно во
всей школе (например, во время Дня открытых дверей или Дня открытых уроков), а
после их проведения взрослые собираются вместе и анализируют происшедшее с
разных точек зрения. Такие акции позволяют родителям посмотреть на процесс
образования «изнутри», увидеть те проблемы, которые не всегда заметны со
стороны (это касается и «нового взгляда» на своего ребенка, и на труд учителя в
целом).
Помимо экспертной или
познавательной деятельности, участие в подобном мероприятии дает и мощнейший
психологический эффект — родители чувствуют себя частичкой образовательного
пространства школы.
Один из подобных опытов 19 мая на
базе 1А класса ГБОУОШ №460 реализовала Куркова Лариса Валерьевна. Трудно
переоценить качество и объем подготовки учителя к данному мероприятию. Два
сокращённых по времени, но не по содержанию, качеству преподавания и подготовке
урока, соединили в себе все умения и навыки, которыми овладели первоклассники
за этот учебный год. Методическое объединение начальных классов ГБОУООШ №460
выражает благодарность учителю 1А класса за активное участие в работе МО и
школы в целом.
На сегодняшний день сложилась
ситуация непонимания, настороженности, недоверия, взаимных упреков и обид между
родителями и педагогами. Родители не всегда высоко оценивают профессиональный
уровень учителей, их действия, моральные качества. В данном случае сказывается
и собственный неудачный опыт общения и взаимодействия с учителями, и мнение
других родителей, и негативная информация по телевидению. Учителя также не
только не хотят, но и боятся допускать родителей в процесс совместной активной
работы с детьми, так как изначально считают, что их рекомендации, действия,
требования неправильно будут истолкованы. Общение между родителями и педагогами
сводится, как правило, к монологу учителя и в целом носит поучительный или
информационно-организующий характер.
Выстраивается стена непонимания,
которую трудно преодолеть.
Однако, мудрый учитель,
учитель-профессионал не выстраивает баррикад с родителями, не отгораживается от
них, не заигрывает или остается безразличным, а ведет постоянную, правильную
педагогическую политику, где есть требовательность, вера в успех ученика.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.