Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыСтатья "Чем и как увлекаются подростки"

Статья "Чем и как увлекаются подростки"

Скачать материал

Чем и как увлекаются подростки?

 

          Закономерные процессы, происходящие в переходном возрасте, подразумевают не только появление новых интересов, но и сворачивание, отмену старых, бывших актуальными в младшем школьном возрасте.

          Только на основе личных, неотчужденных интересов возможна полная социализация подростка, его интегрирование во взрослый мир, где царствует свобода выборов, поступков и ответственность за их последствия.

          Вместе с тем, сегодня у подростков можно наблюдать нарастающий дефицит интересов и увлечений. Стало типичным обращение к психологу родителей старшеклассников в связи с тотальным отсутствием каких-либо содержательных интересов у их взрослеющих детей. Родители ждут от специалиста применения особых средств, могущих определить сферу, в которой волшебным образом найдет себя и станет с охотой и усердием учиться и трудиться.

          При внимательном рассмотрении дефицита склонностей и увлечений, типичного для старшеклассников, оказывается, что в большинстве случаев речь идет не о полном их вакууме, а о некотором их наборе, который, однако, не удовлетворяет старших и не может определить важные жизненные выборы подростка. Взрослеющего ребенка тянет к сверстникам, занятых, на взгляд стороннего наблюдателя, пустым времяпровождением. Он склонен просиживать часы перед телевизором, просматривая не слишком интеллектуальные фильмы, или за компьютером, путешествуя маршрутами «ходилок» и «стрелялок». Он ведет бесконечные, раздражающие старших своей очевидной бессодержательностью телефонные разговоры. Но зачастую он совершенно не способен сосредоточиться на более содержательном занятии, так как оно представляется ему скучным и к тому же незначительным в глазах его друзей.

          На деле такие «бессодержательные» виды деятельности (или бездействия) подростков достаточно важны. Общность со сверстниками, обмен ничего не значащими, но исполненными глубокого смысла репликами, мнениями, впечатлениями – тонкая работа, результат которой – новый уровень самосознания, понимания себя и другого.

          Отсутствие интересов у современных ребят 12-15 лет отнюдь не бессмысленно. Это – закономерная фаза подросткового возраста, описанная многими психологами как негативная или фаза влечений. Она является необходимым этапом развития, как бы расчищающим место для последующей созидательной работы по формированию новых интересов. В негативной фазе происходит закономерное разрушение интересов и склонностей, бывших актуальными в предыдущем возрасте. То, что еще год-два назад казалось им увлекательным и приятным, становится несерьезным и детским, достойным насмешки.

          Проблема состоит не в самом наличии негативной фазы подростничества, за которой закономерно следует позитивная фаза интересов, а в том, что она наступает у современных ребят слишком поздно, обычно – только после 13, а то 14 лет. В этом возрасте многие школьники обучаются уже в 8-9 классах и перед их родителями ставится вопрос о подготовке к следующему этапу образования. Некоторые подростки уже после 9 класса поступают в средние специальные заведения, другие переходят в профильные школы и начинают посещать подготовительные курсы при вузах. Поэтому, взрослые ожидают от своих 13-14 летних детей глубокого интереса к какой-нибудь, иногда даже определенной области науки. Эти ожидания становятся для подростка, еще пребывающего в фазе влечений, внешним обстоятельством, нередко оказывающим деформирующее, психотравматирующее влияние.

          Современные подростки просто не успевают в период обучения в основной средней школе пережить негативную фазу этого возраста. Кроме того, выход в его позитивную фазу затрудняется наличием преждевременных ожиданий и требований взрослых, часто сопровождающих дополнительную волну негативизма.

          Другой вариант искажения развития – сохранение в возрасте, соответствующем подростковому периоду развития (иногда вплоть до окончания девятого класса, а то и дольше), психологических и личностных особенностей, свойственных младшему школьнику или даже дошкольнику. При этом одни ребята остаются эмоционально позитивными, открытыми, более или менее успешными в учебе и увлекающимися «детскими» занятиями, а другие замыкаются в себе, делаются тревожными, неуспешными, у них появляются трудности в поведении и обучении.

          В центральном положении вещей  заключена одна из основных сегодняшних проблем развития полноценных интересов. Не только дети и подростки, но и их родители и учителя не осознают, что увлечения ребят изменили свой характер и из продуктивных, творческих стали потребительскими. Обычная мотивация участия в тех или иных мероприятиях – развлекательная, соревновательная, а то и попросту меркантильная (зарабатывание льгот для поступления в вуз, сдача на сертификат и т.д.).

          Вопрос о содержательных и действенных интересах детей и подростков – это вопрос об их  субъектности, переживании ими себя как источника, носителя увлечения. Тогда и деятельность, порождаемая в русле этого увлечения, будет действительно принадлежать самому ребенку и тем самым развиваться и обеспечивать его развитие. Только при этом условии возможно становление по-настоящему творческой личности, ответственного субъекта своего поведения, поступков, жизненных выборов и решений.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Чем и как увлекаются подростки""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Юрист

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Закономерные процессы, происходящие в переходном возрасте, подразумевают не только появление новых интересов, но и сворачивание, отмену старых, бывших актуальными в младшем школьном возрасте. Только на основе личных, неотчужденных интересов возможна полная социализация подростка, его интегрирование во взрослый мир, где царствует свобода выборов, поступков и ответственность за их последствия. Вместе с тем, сегодня у подростков можно наблюдать нарастающий дефицит интересов и увлечений.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 911 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.03.2020 349
    • DOCX 74.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Конкина Лариса Станиславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Конкина Лариса Станиславовна
    Конкина Лариса Станиславовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 99709
    • Всего материалов: 243

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Стресс и психосоматика

36 ч. — 144 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 310 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 135 человек

Курс повышения квалификации

Основные аспекты психоанализа детского возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация психолого-педагогической и социальной работы с несовершеннолетними

Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних

600 ч.

9500 руб. 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 109 человек

Мини-курс

Инновации, инвестиции и развитие транспортной отрасли

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовые аспекты и ценности: концепции ответственного инвестирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Маркетплейсы: организационные, правовые и экономические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 15 регионов