Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Школьному психологу / Статья "Чем и как увлекаются подростки"

Статья "Чем и как увлекаются подростки"

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Чем и как увлекаются подростки?


Закономерные процессы, происходящие в переходном возрасте, подразумевают не только появление новых интересов, но и сворачивание, отмену старых, бывших актуальными в младшем школьном возрасте.

Только на основе личных, неотчужденных интересов возможна полная социализация подростка, его интегрирование во взрослый мир, где царствует свобода выборов, поступков и ответственность за их последствия.

Вместе с тем, сегодня у подростков можно наблюдать нарастающий дефицит интересов и увлечений. Стало типичным обращение к психологу родителей старшеклассников в связи с тотальным отсутствием каких-либо содержательных интересов у их взрослеющих детей. Родители ждут от специалиста применения особых средств, могущих определить сферу, в которой волшебным образом найдет себя и станет с охотой и усердием учиться и трудиться.

При внимательном рассмотрении дефицита склонностей и увлечений, типичного для старшеклассников, оказывается, что в большинстве случаев речь идет не о полном их вакууме, а о некотором их наборе, который, однако, не удовлетворяет старших и не может определить важные жизненные выборы подростка. Взрослеющего ребенка тянет к сверстникам, занятых, на взгляд стороннего наблюдателя, пустым времяпровождением. Он склонен просиживать часы перед телевизором, просматривая не слишком интеллектуальные фильмы, или за компьютером, путешествуя маршрутами «ходилок» и «стрелялок». Он ведет бесконечные, раздражающие старших своей очевидной бессодержательностью телефонные разговоры. Но зачастую он совершенно не способен сосредоточиться на более содержательном занятии, так как оно представляется ему скучным и к тому же незначительным в глазах его друзей.

На деле такие «бессодержательные» виды деятельности (или бездействия) подростков достаточно важны. Общность со сверстниками, обмен ничего не значащими, но исполненными глубокого смысла репликами, мнениями, впечатлениями – тонкая работа, результат которой – новый уровень самосознания, понимания себя и другого.

Отсутствие интересов у современных ребят 12-15 лет отнюдь не бессмысленно. Это – закономерная фаза подросткового возраста, описанная многими психологами как негативная или фаза влечений. Она является необходимым этапом развития, как бы расчищающим место для последующей созидательной работы по формированию новых интересов. В негативной фазе происходит закономерное разрушение интересов и склонностей, бывших актуальными в предыдущем возрасте. То, что еще год-два назад казалось им увлекательным и приятным, становится несерьезным и детским, достойным насмешки.

Проблема состоит не в самом наличии негативной фазы подростничества, за которой закономерно следует позитивная фаза интересов, а в том, что она наступает у современных ребят слишком поздно, обычно – только после 13, а то 14 лет. В этом возрасте многие школьники обучаются уже в 8-9 классах и перед их родителями ставится вопрос о подготовке к следующему этапу образования. Некоторые подростки уже после 9 класса поступают в средние специальные заведения, другие переходят в профильные школы и начинают посещать подготовительные курсы при вузах. Поэтому, взрослые ожидают от своих 13-14 летних детей глубокого интереса к какой-нибудь, иногда даже определенной области науки. Эти ожидания становятся для подростка, еще пребывающего в фазе влечений, внешним обстоятельством, нередко оказывающим деформирующее, психотравматирующее влияние.

Современные подростки просто не успевают в период обучения в основной средней школе пережить негативную фазу этого возраста. Кроме того, выход в его позитивную фазу затрудняется наличием преждевременных ожиданий и требований взрослых, часто сопровождающих дополнительную волну негативизма.

Другой вариант искажения развития – сохранение в возрасте, соответствующем подростковому периоду развития (иногда вплоть до окончания девятого класса, а то и дольше), психологических и личностных особенностей, свойственных младшему школьнику или даже дошкольнику. При этом одни ребята остаются эмоционально позитивными, открытыми, более или менее успешными в учебе и увлекающимися «детскими» занятиями, а другие замыкаются в себе, делаются тревожными, неуспешными, у них появляются трудности в поведении и обучении.

В центральном положении вещей заключена одна из основных сегодняшних проблем развития полноценных интересов. Не только дети и подростки, но и их родители и учителя не осознают, что увлечения ребят изменили свой характер и из продуктивных, творческих стали потребительскими. Обычная мотивация участия в тех или иных мероприятиях – развлекательная, соревновательная, а то и попросту меркантильная (зарабатывание льгот для поступления в вуз, сдача на сертификат и т.д.).

Вопрос о содержательных и действенных интересах детей и подростков – это вопрос об их субъектности, переживании ими себя как источника, носителя увлечения. Тогда и деятельность, порождаемая в русле этого увлечения, будет действительно принадлежать самому ребенку и тем самым развиваться и обеспечивать его развитие. Только при этом условии возможно становление по-настоящему творческой личности, ответственного субъекта своего поведения, поступков, жизненных выборов и решений.

  • Школьному психологу
Описание:

Закономерные процессы, происходящие в переходном возрасте, подразумевают не только появление новых интересов, но и сворачивание, отмену старых, бывших актуальными в младшем школьном возрасте.

Только на основе личных, неотчужденных интересов возможна полная социализация подростка, его интегрирование во взрослый мир, где царствует свобода выборов, поступков и ответственность за их последствия.

Вместе с тем, сегодня у подростков можно наблюдать нарастающий дефицит интересов и увлечений.

Автор Абдырова Сауле Максатовна
Дата добавления 28.03.2017
Раздел Школьному психологу
Подраздел Другое
Просмотров 568
Номер материала MA-070853
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и содержание работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся образовательных учреждений»