Чем и как увлекаются подростки?
Закономерные
процессы, происходящие в переходном возрасте, подразумевают не только появление
новых интересов, но и сворачивание, отмену старых, бывших актуальными в младшем
школьном возрасте.
Только на
основе личных, неотчужденных интересов возможна полная социализация подростка,
его интегрирование во взрослый мир, где царствует свобода выборов, поступков и
ответственность за их последствия.
Вместе с
тем, сегодня у подростков можно наблюдать нарастающий дефицит интересов и
увлечений. Стало типичным обращение к психологу родителей старшеклассников в
связи с тотальным отсутствием каких-либо содержательных интересов у их
взрослеющих детей. Родители ждут от специалиста применения особых средств,
могущих определить сферу, в которой волшебным образом найдет себя и станет с
охотой и усердием учиться и трудиться.
При
внимательном рассмотрении дефицита склонностей и увлечений, типичного для
старшеклассников, оказывается, что в большинстве случаев речь идет не о полном
их вакууме, а о некотором их наборе, который, однако, не удовлетворяет старших
и не может определить важные жизненные выборы подростка. Взрослеющего ребенка
тянет к сверстникам, занятых, на взгляд стороннего наблюдателя, пустым
времяпровождением. Он склонен просиживать часы перед телевизором, просматривая
не слишком интеллектуальные фильмы, или за компьютером, путешествуя маршрутами
«ходилок» и «стрелялок». Он ведет бесконечные, раздражающие старших своей
очевидной бессодержательностью телефонные разговоры. Но зачастую он совершенно
не способен сосредоточиться на более содержательном занятии, так как оно
представляется ему скучным и к тому же незначительным в глазах его друзей.
На деле
такие «бессодержательные» виды деятельности (или бездействия) подростков
достаточно важны. Общность со сверстниками, обмен ничего не значащими, но
исполненными глубокого смысла репликами, мнениями, впечатлениями – тонкая
работа, результат которой – новый уровень самосознания, понимания себя и
другого.
Отсутствие
интересов у современных ребят 12-15 лет отнюдь не бессмысленно. Это –
закономерная фаза подросткового возраста, описанная многими психологами как
негативная или фаза влечений. Она является необходимым этапом развития, как бы
расчищающим место для последующей созидательной работы по формированию новых
интересов. В негативной фазе происходит закономерное разрушение интересов и
склонностей, бывших актуальными в предыдущем возрасте. То, что еще год-два
назад казалось им увлекательным и приятным, становится несерьезным и детским,
достойным насмешки.
Проблема
состоит не в самом наличии негативной фазы подростничества, за которой
закономерно следует позитивная фаза интересов, а в том, что она наступает у
современных ребят слишком поздно, обычно – только после 13, а то 14 лет. В этом
возрасте многие школьники обучаются уже в 8-9 классах и перед их родителями
ставится вопрос о подготовке к следующему этапу образования. Некоторые
подростки уже после 9 класса поступают в средние специальные заведения, другие
переходят в профильные школы и начинают посещать подготовительные курсы при
вузах. Поэтому, взрослые ожидают от своих 13-14 летних детей глубокого интереса
к какой-нибудь, иногда даже определенной области науки. Эти ожидания становятся
для подростка, еще пребывающего в фазе влечений, внешним обстоятельством,
нередко оказывающим деформирующее, психотравматирующее влияние.
Современные
подростки просто не успевают в период обучения в основной средней школе
пережить негативную фазу этого возраста. Кроме того, выход в его позитивную
фазу затрудняется наличием преждевременных ожиданий и требований взрослых,
часто сопровождающих дополнительную волну негативизма.
Другой
вариант искажения развития – сохранение в возрасте, соответствующем
подростковому периоду развития (иногда вплоть до окончания девятого класса, а
то и дольше), психологических и личностных особенностей, свойственных младшему
школьнику или даже дошкольнику. При этом одни ребята остаются эмоционально
позитивными, открытыми, более или менее успешными в учебе и увлекающимися
«детскими» занятиями, а другие замыкаются в себе, делаются тревожными,
неуспешными, у них появляются трудности в поведении и обучении.
В
центральном положении вещей заключена одна из основных сегодняшних проблем
развития полноценных интересов. Не только дети и подростки, но и их родители и
учителя не осознают, что увлечения ребят изменили свой характер и из
продуктивных, творческих стали потребительскими. Обычная мотивация участия в
тех или иных мероприятиях – развлекательная, соревновательная, а то и попросту
меркантильная (зарабатывание льгот для поступления в вуз, сдача на сертификат и
т.д.).
Вопрос о
содержательных и действенных интересах детей и подростков – это вопрос об их
субъектности, переживании ими себя как источника, носителя увлечения. Тогда и
деятельность, порождаемая в русле этого увлечения, будет действительно
принадлежать самому ребенку и тем самым развиваться и обеспечивать его
развитие. Только при этом условии возможно становление по-настоящему творческой
личности, ответственного субъекта своего поведения, поступков, жизненных
выборов и решений.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.