Анализ теории компенсации нарушенного развития Л.С. Выготского, А.
Адлера и др. трудов отечественных и зарубежных ученых.
Теория компенсации прошла длительный
путь развития в тесной взаимосвязи с историей развития специального обучения.
Долгое время основным принципом психического развития считалось саморазвитие
изначально заложенных способностей, поэтому в процессах компенсации внешнее
воздействие рассматривалось лишь как толчок к их спонтанному развитию. Часто
роль такого толчка отводилась слову, которому приписывалось мистическое
воздействие на психику человека.
В теории компенсации психических
функций Л. С. Выготского можно выделить ряд важных положений.
Л. С.
Выготский придавал большое значение включению детей с нарушениями психического
развития в разнообразную социально значимую деятельность, созданию активных и
действенных форм детского опыта. При выпадении из нормального функционирования
какого-либо органа чувств другие органы начинают выполнять те функции, которые
у нормального человека ими обычно не исполнялись. Так, у глухого человека
зрение играет иную роль, чем у человека с сохранными органами чувств, так как
оно должно содействовать восприятию и переработке огромного количества
информации, которую глухой другим путем получить не может. Сущность работы с
детьми, имеющими недостатки слуха, заключается не столько в развитии у них
оставшихся органов восприятия, сколько в создании активных, действенных форм
детского опыта.
Л. С.
Выготский ввел понятие о структуре дефекта, о системном характере нарушений.
Это положение является ключевым при организации необходимых условий обучения и
воспитания, условий, способствующих успешной компенсации.
Педагогическое
воздействие в первую очередь направлено на преодоление и предупреждение
вторичных дефектов. С его помощью может быть достигнута значительная
компенсация нарушенных функций.
Своеобразие
структуры психического развития глухого ребенка можно представить в следующем
виде: первичный дефект — нарушение слуха, вторичное отклонение — нарушения в
развитии речи или отставание в нем, отклонения третьего порядка — своеобразное
развитие всех познавательных процессов — восприятия, памяти, воображения,
мышления, отклонения четвертого порядка — нарушения в развитии личности.
Л.С. Выготский
сформулировал положение о связи задач общего воспитания и специальных методик,
подчинение специального воспитания социальному, их взаимозависимость. При этом
необходимость специального воспитания не отрицалась: обучение детей с любыми
нарушениями требует специальной педагогической техники, особых приемов и
методов. Например, при нарушении слуха обучение детей устной речи становится
не только специальным вопросом методики формирования ее артикуляции, но и
центральным вопросом сурдопедагогики. Глухота и даже незначительные нарушения
слуха, по мнению Л. С. Выготского, оказываются для человека большим
несчастьем, поскольку изолируют его от общения с другими людьми, препятствуют
установлению социальных связей. Следует как можно раньше так организовать
жизнь ребенка с нарушенным слухом, чтобы речь была ему нужна и интересна.
В-четвертых, глубокий научный
и практический смысл имеет положение Выготского о том, что «сами по себе
слепота, глухота и частые дефекты не делают еще носителя их дефективным». По
его мнению, решает судьбу личности не дефект сам по себе, а его
социально-психологическая реализация. Выготский считал, что компенсаторские возможности
индивида полностью раскрываются только при условии, что дефект становится
осознанным. При этом уровень компенсации определяется, с одной стороны,
характером и степенью дефекта, резервными силами организма, а с другой
стороны-внешними социальными условиями. Очень ярко это положение иллюстрируют
слова Циолковского, который с детства имел нарушенный слух: «Глухота была моим
погоняем, кнутом, который гнал меня всю жизнь. Она отдаляла меня от людей, от
шаблонного счастья, заставила меня сосредоточиться, отдаться своим навеянным
наукой мыслям. Без нее я никогда бы не сделал и не закончил столько работ».
Таким образом, в процессы компенсации психических функций включаются и
биологические, и социальные факторы.
Развитие
человека происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов
деятельности. Побудительные факторы развития приводятся в движение
деятельностью субъекта, которая возникает в ответ на появление потребности.
Потребности, в свою очередь, формируются в процессе психического развития
ребенка, одна из первых и важнейших потребностей — потребность в общении со
взрослым. На ее основе младенец вступает в практическое общение с людьми,
отношения и способы взаимодействий с которыми в дальнейшем усложняются
(используются предметы, знаковые системы).
Особое место в трактовке
проблемы компенсации занимает теории сверхкомпенсации австрийского психолога и
психиатра Адлера, который выдвинул ряд новых идей. Среди них принцип
внутреннего единства психологической жизни личности и подчеркивание роли
социального, а не биологического фактора в психическом развитии человека. С
точки зрения Адлера, человек – самое биологическое неприспособленное существо,
поэтому у него изначально возникает ощущение малоценности. Чувство малоценности
особенно остро переживается в детстве, что и составляет основной двигатель
психического развития ребенка, так и расхождение между тем, чего бы хотелось,
создает сложное динамическое напряжение. Еще более драматично выглядят
переживания своей несостоятельности детьми с тяжелыми физическими или
психическими отклонениями. В этом случае возникает «комплекс неполноценности»,
наличие которого в зависимости от целого ряда обстоятельств может блокировать
развитие, создавая почву для невроза, так и включать механизмы
гиперкомпенсации.
Самоощущение неполноценности,
дефективности, согласно Адлеру является для человека постоянным стимулом к
развитию его психики, т.е. дефект, неприспособленность, малоценность – не
только минус, но и плюс источник силы, стимул к сверхкомпенсации. Стремясь
преодолеть и чувств неполноценности и самоутвердиться среди других, человек
актуализирует свои творческие возможности.
В своих работах Адлер приводит много
примеров гиперкомпенсации, указывая на то, что механизм ее реализации связан с
естественным для человека чувством малоценности, с одной стороны, и выраженным
мотивом к превосходству с другой. Стремление к превосходству понимается
Адлером позитивно, как тенденция к развитию, к самосовершенствованию.
Индивидуальная
психология Адлера существенно обогатила практику обучения и воспитания детей с
физическими и психическими нарушениями. В частности, на ее основе,
разрабатывались методы эмоционального воспитания и система психологической
помощи родителям.
При рассмотрении теории компенсации
психических функций Выготского можно выделить несколько важных моментов.
В
сурдопедагогике это положение Л. С. Выготского было развито и реализовано С.
А. Зыковым, разработавшим и обосновавшим коммуникационную систему обучения
глухих детей словесной речи. Глухие дети должны усваивать язык как средство
общения, пользоваться им на всех этапах обучения и в условиях социального взаимодействия.
Для возникновения и развития потребности в общении организуется
предметно-практическая деятельность.
Эффект приспособления ребенка
с отклонениями в развитии зависит и от его индивидуальных особенностей. Чем
больше у него сохранных познавательных возможностей, тем выше эффект
приспособления. Особое значение имеют личностные качества: интерес,
положительная эмоциональная направленность на окружающий мир, способность к
произвольной деятельности, активность личности.
В дальнейшем в работах
отечественных психологов была продолжена разработка проблем компенсации
психических функций.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.