Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСтатья Активные и интерактивные методы обучения как средство развития познавательной деятельности младших школьников.

Статья Активные и интерактивные методы обучения как средство развития познавательной деятельности младших школьников.

Скачать материал

Активные и интерактивные методы обучения как средство развития познавательной деятельности младших школьников.

Автор: Белая Л.И., учитель начальных классов; высшая категория,

учитель-методист.

ГУ «Луганская специализированная школа I-III ступеней № 54»

Методическая проблема:

Развитие познавательной активности младших школьников на основе системно - деятельностного подхода с использованием инновационных технологий.

 

Аннотация

В данной статье раскрывается опыт использования активных и интерактивных методов обучения как средства развития познавательной деятельности  и исследовательской компетентности младших школьников. Познавательная активность может и должна стать устойчивой чертой личности школьника и оказывать влияние на его развитие.

 

Младший школьный возраст имеет большие резервы  для развития мотивации к познанию и творчеству.

Зажечь в сердце ребёнка огонёк  любознательности, вызвать удивление

окружающим миром, интерес к знаниям – это внутренний

постоянно действующий стимул в работе с младшими школьниками.

Нестандартная интересная, творческая работа пробуждает пытливость, альтернативное мышление, оригинальность, широту и глубину мысли , изобретательность ,способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию маленьких школьников.

Специфика занятий в начальной  школе - это  учебно – поисковая познавательная деятельность с элементами игровой, творческой, проектной.

 

 

Отличительная особенность таких занятий в том, что обучение идёт в деле и через дело: все дети в классе активно участвуют в «открытии» нового знания в процессе самостоятельной и исследовательской работы. Они становятся маленькими учёными, делающими своё собственное открытие, под руководством учителя достигают поставленных целей, получают удовольствие от учёбы. В коллективной работе каждый ребёнок занят делом, каждому хочется выглядеть знающим и умеющим. И он старается. Появляется интерес, желание работать на занятии возрастает, формируются понятия, которые дают возможность сравнить разные мысли, мнения.

Формированию положительного отношения к учёбе, активизации познавательной деятельности младших школьников способствует включение в работу на личностно-значимом уровне «хочу, потому что могу», использование в учебном процессе элементов занимательности, создание ситуации успеха для детей с разными учебными способностями, дидактические приёмы:

·        «Удивляй»

·        «Реставрация»

·        «Перевёртыш»

·        «Фантастическая добавка»

·        «Творчество на будущее»

 

Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

 

Как пробудить интерес?  Как его воспитать?

 Как управлять им  в различных ситуациях, чтобы в нём непременно присутствовала радость познавания и познания?

По каким признакам можно говорить о наличии  у  учащихся познавательного интереса?

 

 

 

Волевой фактор

 
Технология познавательной деятельности младших школьников


С целью организации познавательной деятельности, потребности школьника к самоопределению и самоутверждению в условиях современного информационного общества всё возрастающее значение имеет использование в учебном процессе активных и интерактивных методов обучения.

Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на их общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности детей в процессе обучения.

Активными методами обучения следует назвать те, которые максимально повышают уровень познавательной деятельности детей младшего  школьного возраста, побуждают к старательному, успешному учению, развивают способности к самостоятельному поиску и общению.

Для развития познавательной активности использую проблемно-поисковые ситуации, развивающие игры, коммуникативный диалог, исследовательскую деятельность, сюрпризный момент.

В результате использования активных методов обучения у младших школьников проявляются:

1.Специфические

особенности поведения и деятельности учащихся, появляющиеся в процессе деятельности на занятиях:

2.Особенности поведения и деятельности, проявляющиеся при выполнении самостоятельных заданий:

3.Особенности всего образа жизни учащихся, возникшие под влиянием интереса к той или иной деятельности:

 

 

 

 

а) активное включение в учебную деятельность

а) изменение поведения в результате возникшего познавательного интереса

а) занятость в свободное от занятий время (досуг)

б) сосредоточенность на заинтересовавшем материале

б) умение работать с соответствующей справочной литературой

б) изменение под влиянием возникшего интереса всего образа жизни

 

Учиться – это не просто усваивать какие-то навыки, узнавать новые факты.

Учиться – это овладевать научными понятиями, выяснять суть явлений, их происхождение.

Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения  в  изучении учебных предметов.

Важно, чтобы на это была направлена активность, чтобы ученик испытывал радость, удовлетворение от самого процесса познания.

 

На занятиях дети учатся критически мыслить, выбирать правильное решение среди разнообразия мнений, преобразовывать новые знания на собственные, презентовать свою работу.

Каждый будет работать с интересом, если задания посильны ему.

Вовлечение детей в пары и группы, кроме наличия собеседника, предполагает ещё и умения регулировать собственное поведение, искать способы для передачи знаний, мыслей.

Групповые и парные формы организации познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях, составляющие основу интерактивных технологий обучения, помогают создать условия, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, радость познания,  собственную значимость.

 

 

Использую такие методы интерактивного обучения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


«Изюминкой» считаю и такой вид познавательной деятельности, при котором школьники становятся соавторами учебных занятий: самостоятельно выполняют творческие работы, составляют собственные ребусы, рассказы, мини – сказки, задачи, визитные карточки, подбирают вопросы к викторинам, для рубрики «Интересно знать», используя различные источники информации, в том числе информационное пространство сети Интернет.  

Таким образом, использование активных и интерактивных методов обучения в познавательной деятельности младших школьников существенно повышает их мотивацию и интерес к учению, обеспечивает условия для общекультурного и личностного развития детей, обеспечивает не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование творческой картины мира, исследовательской компетентности в любой предметной области познания.

 

 


                                               Литература

1.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе .-М.:Просвещение, 2006.

2.Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности.//Педагогика.- 2007.-№ 8.

3.Карина Л.П. Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности.// Начальная школа. - 2004.- № 7.

4.Лакоцинина Т.П. Необычные уроки в начальной школе.- ЗАО «Книга», издательство «Учитель», 2008.

5.Суворова Н.И. Интерактивное обучение. Новые подходы.- М.: Просвещение, 2005.

6.Тепишкина Е.Ю. Диалогизация учебного процесса как средство активизации познавательной деятельности.//Начальная школа.-2003.- № 2.

7. Интернет-ресурсы.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья Активные и интерактивные методы обучения как средство развития познавательной деятельности младших школьников."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Семейный психолог

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Активные и интерактивные методы обучения как средство развития познавательной деятельности младших школьников.Автор: Белая Л.И., учитель начальных классов; высшая категория, учитель-методист.ГУ «Луганская специализированная школа I-III ступеней № 54»Методическая проблема:Развитие познавательной активности младших школьников на основе системно - деятельностного подхода с использованием инновационных технологий.АннотацияВ данной статье раскрывается опыт использования активных и интерактивных методов обучения как средства развития познавательной деятельностии исследовательской компетентности младших школьников. Познавательная активность может и должна стать устойчивой чертой личности школьника и оказывать влияние на его развитие.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 619 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.11.2020 249
    • DOCX 27.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мартынова Наталия Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мартынова Наталия Геннадьевна
    Мартынова Наталия Геннадьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 97276
    • Всего материалов: 244

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Инклюзивное образование в начальной школе

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 159 человек

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 450 человек

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Мини-курс

Занятия спортом при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 47 человек

Мини-курс

Эффективные стратегии продаж: воронка, агрегаторы и мессенджеры

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Подростковые проблемы: индивидуальный подход

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 367 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 283 человека