Активизация
познавательной деятельности уч-ся на уроках английского языка (из опыта
работы).
Каким бы
успешным ни был класс в целом, в нем всегда найдутся учащиеся, которые не
усваивают программу в полной мере. Причины тому могут быть разные. Для одного ученика,
процесс изучения языка является важным, многозначительным, он мотивирован
к изучению языка (хотя мотивы могут быть разными: самоактулизация,
мотивация высоких достижений, ориентация на цель, уход от неудач
и поражений); для другого учащегося, язык — это тяжелая ноша, которую
он вынужден нести и он не скрывает свою скуку, зевает
и просто ждет конца урока. В результате успеваемость падает,
интерес к изучению предмета пропадает или не возникает вовсе, знания
практически отсутствуют. Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и
часто намерен обвинить школьника в неверном поведении или неспособности
изучать иностранные языки. Но данная ситуация может быть воспринята
абсолютно по - другому учителем, который мыслит критически: для
него — это знак для решения вопроса «Являются ли методы
и подходы учителя эффективными и действенными, а так же
соответствующими нуждам учащимся?». Само собой разумеющимся является факт, что
способность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя. Ведь народная мудрость
гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться» или
«ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь
заставить его пить».
Развитие познавательной активности учащихся,
повышение мотивации при изучении иностранного языка актуально для любого этапа
обучения, в том числе и для начального.
Учитывая психологические
особенности младших школьников при обучении английскому языку, я использую
активные методы обучения. Основой их является активное групповое
взаимодействие, в центре которого находится свободное самовыражение и
самораскрытие. Основная форма обучения, которую я использую на уроках в
начальных классах – игровая деятельность. Я систематически применяю различные
игровые ситуации с использованием персонажей сказок, так называемее «предметные»
игры и игру-драматизацию. УМК Биболетовой М.З. для начальных классов
предоставляет мне большие возможности для этого. В данном учебном курсе широко
использованы игры. Занятия строятся так, чтобы атмосфера игры царила на них с
первой и до последней минуты. Сюжетная игра «Кукольный театр», которая длится
весь первый год обучения, включает в себя игры с правилами, разнообразные
варианты ролевых, познавательных, лингвистических игр. Большое значение уделяю
формированию фонетических навыков. С этой целью предлагаю учащимся
стихотворения, пословицы, считалки, песни. Пение на уроках позволяет включить
активную познавательную деятельность каждого ребенка, создает предпосылки для
дружной коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.
В своей работе по активизации
познавательной деятельности учащихся я использую методику проектов. Проект
ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно
приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Все
учащиеся принимают активное участие в составлении проекта, выбирая вид
деятельности по своим способностям и желанию. Проект дает возможность ученикам
с разной языковой подготовкой продемонстрировать свои знания и учит их
толерантности, уважению друг к другу. Наиболее часто я применяю эту методику в
средних классах, т. к. учащиеся данного возраста охотнее выполняют этот вид
работы. Результатом проекта становится выпуск стенгазеты, буклетов, рефератов,
докладов, написание рассказов, стихов и т.д.
В целях развития познавательных и
творческих способностей учащихся с различным уровнем языковой подготовки я
применяю на уроках дифференцированный подход. Делю класс на небольшие группы с
учетом языковых возможностей учащихся и предлагаю задания: например, составить
диалог по сюжетной картинке. Одна группа составляет диалог, опираясь на схему
на русском языке. Другой в помощь предлагаются опорные слова на английском
языке. А третья группа составляет диалог самостоятельно, используя свои знания
и творческие способности. Такая дифференциация позволяет мне использовать
индивидуальные способности каждого ученика. Все учащиеся изучают один и тот же
материал, но в условиях благоприятной для каждого познавательной ситуации.
Активизировать познавательную
деятельность учащихся мне помогает на уроках лингвострановедческий материал,
которым богат УМК «New Millennium». За основу я беру
материалы данных учебников, творчески их перерабатывая. Кроме того, использую
методический журнал «Иностранные языки в школе», приложение к газете «Первое
сентября», альтернативные учебники В. Кузовлева, М. Биболетовой, Кауфман и т.д.
Как одно из направлений
лингвострановедческого аспекта я применяю национально-региональный компонент на
своих уроках.
Например, при изучении темы
«Праздники» знакомлю детей с калмыцкими праздниками Зул, Цаган-Сар. При
изучении достопримечательностей Лондона параллельно составляем экскурсию по
Элисте. Составляем с учениками рецепты калмыцких блюд, поем песни на английском
языке на мотив калмыцких мелодий и т.д.
Повышению
познавательной активности учащихся способствует и внеклассная работа. Во время
недели английского языка я провожу различные конкурсы: брейн- ринги,
интеллектуальные марафоны, викторины, которые способствуют повышению мотивации
учащихся в изучении английского языка.
Переписка
учеников с их американскими сверстниками — ненавязчивый,
опосредованный вариант, который реально работает на многих школьниках.
Помимо интересной информации о культуре, истории, образе жизни, которую
учащиеся получают из первых рук, у них появляется возможность
практики английского с носителями языка. Перевод письма, написанного
грамотным американским школьником, представляет немалую сложность для наших
школьников, а это мотивирует их на изучение каких-то конкретных
тем. Переписка помогает значительно повысить идиоматичность речи наших
учеников, т. к., читая и переводя письма своих сверстников, они обращают
свое внимание на то, что одну и ту же мысль мы часто
выражаем с ними по — разному. Нередко одного письма им бывает
достаточно, чтобы запомнить какое-то клише или конструкцию, на что
в обычных условиях уходит занятие или два. Переписка расширяет запас
лексики. Причем они получают наиболее актуальную для них лексику от своих
сверстников, которая обычно характеризуется высокой частотностью. Мои ученики вели переписку с учащимися города Кристалл- Лейк штата
Иллинойс. Мы обменивались сувенирами, игрушками, значками. Ребята составляли
буклеты о нашей республике, об Элисте. В свою очередь получали компьютерную
презентацию о жизни и учебе друзей из Америки. Такое общение позволило
обогатить словарный запас учащихся, расширило их кругозор, привило им навыки
написания личного письма на английском языке.
Кроме того , повышению познавательной
активности способствует и исследовательская работа, которая увлекает учащихся,
обучает их навыкам научно-исследовательской деятельности, расширяет их
лексический запас. Таким образом , все перечисленные способы активизации
познавательной деятельности помогают мне решать задачи формирования
коммуникативной компетенции учащихся.
Список литературы:
1.
Бреслав Г. М. Психология эмоций. — М.: Смысл, 2004
2.
Комарова, Э.П., Трегубова, Е.Н. эмоциональный фактор: понятие,
роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку//
ИЯШ, № 6 2000
3.
Леонтьев А. А. Психологические предпосылки раннего овладения
иностранными языками// Иностранные языки в школе. — 1985. № 5
4.
Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка //
Издательство «Вышейшая школа», 2004
5.
Филатов В. М. Некоторые аспекты раннего обучения иностранным
языкам// Иностранные языки в школе. 1998. № 5
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.