«Агрессивное
поведение детей, как социальная проблема»
Проблема агрессивного
поведения весьма актуальна в наши дни. Педагоги и родители отмечают, что
агрессивных детей становится с каждым годом всё больше, с ними трудно работать,
и, зачастую, взрослые просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное
педагогическое воздействие, которое временно спасает - это наказание, строгий
выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их
поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода
педагогическое воздействие неэффективно. Такие «выговоры», «внушения»,
«беседы», скорее усиливают особенности таких детей и ни в коей мере не
способствуют их «перевоспитанию» или стойкому изменению поведения к лучшему.
Что
такое агрессия?
лат. Aggression - «нападение,
приступ» - это поведение, противоречащее нормам существования людей в обществе,
наносящее физический вред, а также моральный ущерб живым существам.
АГРЕССИВНОСТЬ - это личностная
особенность, выражающаяся в готовности к агрессивным действиям в отношении
другого.
Существуют два вида агрессии –
«доброкачественная» и «злокачественная».
- «Доброкачественная» появляется в момент опасности и носит
защитный, оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и
данная форма агрессии.
- «Злокачественная» агрессия представляет собой
деструктивность (разрушительность), жестокость; бывает спонтанной и связана со
структурой личности.
Почему же дети
проявляют агрессию? Каковы ее причины?
Дети черпают знания о моделях поведения из трёх источников:
Первый – это
семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и
обеспечивать его закрепление.
Второй -
агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую
узнавая о преимуществах агрессивного поведения («Я самый сильный – и мне всё можно»).
Третий - дети учатся агрессивным реакциям через СМИ, в компьютерных играх.
Что может указывать на то, что ребенок агрессивный?
Диагностические критерии агрессивных детей
1. Часто (чаще по сравнению с поведением
других детей, окружающих ребёнка) теряют контроль над собой.
2. Часто спорят, ругаются с детьми и
взрослыми.
3. Намеренно раздражают взрослых,
отказываются выполнять просьбы взрослых.
4. Часто винят других в своём
«неправильном» поведении и ошибках.
5. Завистливы и мнительны.
6. Часто сердятся и прибегают к дракам.
О ребёнке, у которого в течение
6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно
говорить как о ребёнке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И
таких детей можно называть агрессивными.
Существует несколько форм выражения агрессии:
•
Физическая агрессия: ребенок использует физическую силу против других людей.
•
Вербальная агрессия: ребенок выражает свои негативные чувства при помощи слов, угроз,
крика и т.п.
•
Внутренняя (аутоагрессия) – самообвинение,
причинение себе физ. боли
•
Раздражительность: ребенок грубит по малейшему поводу, становится резким и вспыльчивым.
•
Подозрительность: ребенок негативно настроен по отношению к окружающим, не доверяет им,
считая, что «все против него».
•
Косвенная агрессия: ребенок пытается выражать свою агрессию, направленную на кого-то
конкретного, посредством других людей (злые шутки, сплетни, травля).
•
Обида:
ребенок может обидеться по малейшему поводу, причем обида может быть направлена
на конкретного человека (сверстника или взрослого) или «на весь мир».
•
Пассивно-агрессивное поведение (скрытая
агрессия): такой вид агрессии харктрен для
подросткового возраста. Ребенок не делает то, что просят, или делает слишком
медленно, забывает о просьбах и поручениях, оттягивает время.
Самый первый и самый важный
социальный институт для ребенка – это семья. И благополучие ребенка напрямую
зависит от отношений внутри семьи: как контактируют родители друг с другом, как
выражают свои эмоции, как относятся к ребенку - с уважением, с принятием его
таким каков он есть или с постоянным недовольством и критикой и т.д. И что,
Очень важно, желанный ли был ребенок?! Хотелось обратить ваше внимание на семьи
агрессивных детей.
Особенности семей
агрессивных детей
1. В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные
привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями.
Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не
разделяют ценности и интересы друг друга.
2. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного
поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.
3. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям,
часто равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют чётких
обязанностей по дому.
4. У родителей агрессивных детей модели воспитания и
собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребёнку предъявляются
взаимоисключающие требования. Как правило, очень жёсткий отец и попустительская
мать. В результате у ребёнка формируется модель вызывающего, оппозиционного
поведения, которая переносится на окружающий мир.
5. Основные воспитательные средства, к которым всегда
прибегают родители агрессивных детей, - это:
- физические наказания;
- угрозы;
- лишение привилегий;
- введение ограничений и отсутствие поощрений;
- частые изоляции детей;
- сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.
Причём сами родители никогда не испытывают чувства вины при
использовании того или иного метода наказания.
6. Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в
причинах деструктивного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их
эмоциональному миру.
Надо понимать, что агрессия
– это способ выражения своего гнева, протеста. В его основе лежит боль,
унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения
базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому
человеку.
Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал SOS,
крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось
слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребёнок
справиться не в силах.
Основные
направления коррекционной работы агрессивного
поведения детей.
Для того чтобы результат работы с
агрессивным ребёнком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не
эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку
каждой характерологической особенности данного ребёнка. В противном случае
эффект от коррекционной работы будет нестойким.
Коррекция агрессивного поведения
ребенка направлена на:
- снятие тревожности,
- повышение самооценки,
- развитие чувства эмпатии (умение сопереживать, чувствовать боль другого
человека),
- обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации,
- обучение ребенка и родителей техникам и способам управления гневом.
Эффективные способы выражения гнева, используемыми в
работе с детьми:
Важно, чтобы работа с агрессивным
ребёнком (обладающим качеством «агрессивность») начиналась с этапа выражения
(отреагирования) гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым
переживаниям (обидам, разочарованию, боли).
1. Комкать и рвать бумагу.
2. Бить подушку или боксерскую грушу.
3. Топать ногами.
4. Громко кричать, используя «стаканчик»
для криков или «трубу», сделанную из бумаги.
5. Пинать ногой подушку или пластиковую
бутылку (из-под «Пепси», «Спрайта» и т. п.); грушу для бокса.
6. Написать на бумаге все слова, которые
хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу, сжечь (упражнение : «Письмо
другу»).
7. Втирать пластилин в картонку или бумагу.
8. Использовать водяной пистолет, надувные
дубинки, батут, мыльные пузыри.
9. Рисование собственного гнева.
Консультативная
работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов
агрессивного поведения у детей.
1. Информирование
педагогов и родителей об индивидуально-психологических особенностях
агрессивного ребёнка.
2. Обучение
распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при
общении с агрессивными детьми, а также приёмам саморегуляции своего
эмоционального состояния.
3. Обучение воспитателей
и родителей навыкам эффективного общения:
- «активное» слушание;
- высказывание «Я -
сообщений» вместо «Ты - сообщений»,
- исключение угроз и
приказов,
- Замечать в словах и
действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения.
4. Помощь семье в плане
выработки единых требований и правил воспитания.
5. Отказ от наказаний
как основного метода воспитания.
6. Включение ребёнка в
работу различных (по интересам) секций, кружков и т.д.
Таким
образом, для профилактики агрессивного поведения необходимо научить детей навыкам
позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить
альтернативные мирные пути решения конфликтов. Большую важность также имеют
навыки совместной работы. Ведущая роль в предупреждении и коррекции
агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико
значение и педагогов, и психологов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.