МОДЕРНИЗАЦИЯ
СОЗНАНИЯ ЧЕРЕЗ УЛУЧШЕНИЕ - СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Сюрикпаева
Самал Джанабековна
преподаватель
специальных дисциплин
В стране продолжается реализация программной статьи президента
«Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». В ней четко указано, -
чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать
высокообразованной нацией, чтобы наши дети были адаптированы к современной
жизни.
Программная статья президента «Рухани жанғыру» это своего рода стратегия
духовного развития граждан. Формирование новой модели сознания и
мышления казахстанцев ее основная задача. Но эти цели возможно достичь только
при качественной улучшенной системе образования. Сегодня в вузах и школах
области идет поэтапная модернизация и усовершенствование данной системы.
По словам Президента – в системе приоритетов молодежи культ
образования сегодня необходимо поставить во главу. Естественно, что
политика учебных заведений меняется с условиями и потребностями
современности. Изменения вносятся в подготовку учеников, в саму систему
обучения, в методы и подходы.
Упор сегодня делается на самостоятельность учеников. Необходимо
развивать охоту и желание учиться. Ребенок должен быть готов к стремительно
меняющимся условиям окружающей среды, самому ориентироваться в потоке
информации и быть готовым к глобальным вызовам извне.
С текущего года в Казахстане стартовал проект по предоставлению
бесплатного технического образования по рабочим специальностям. Он
направлен на увеличение подготовки квалифицированных рабочих кадров в стране на
40%. Министерство образования и науки разрабатывает образовательные программы с
возможностью освоения до трех квалификаций по кредитной системе обучения. Это
позволит специалистам быть востребованными на рынке труда.
Так же своим вкладом в Колледже индустрии туризма является
разработка образовательных программ по рабочим квалификациям «Организация
питания», «Туризм».
Мы перешли на новый этап эры обучения, под названием
кредитно-модульное обучение.На
сегодняшний день модульное обучение является одним из наиболее целостных и
системных подходов к процессу обучения, обеспечивающим высокоэффективную
реализацию дидактического процесса.Модульное
обучение – это организация образовательного процесса, при котором учебная
информация разделяется на модули (законченные и самостоятельные единицы, части
информации). Модуль – блок информации, включающий в себя логически завершенную
единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое
руководство, обеспечивающее достижение поставленных целей, содержание и объём
которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и
уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору
индивидуальной траектории движения по учебному курсу. Понятие модуль содержит в
себе «такой объем учебного материала, благодаря которому обеспечивается
первичное приобретение некоторых теоретических и практических навыков для
выполнения какой-либо конкретной работы».Модульное обучение является наиболее
стройной, понятной и результативной технологией обучения, которая гарантирует
качество подготовки компетентных специалистов. Специалисты, обученные по
программам, созданным по модульной технологии, владеют не только знаниями, но и
навыками выбранной профессии и специальности: принятия решений, выполнения
услуг и производственных работ. Сочетание модулей должно обеспечивать
необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого
конкретного учебного материала для обучения (и самостоятельного изучения)
определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и
профессиональных целей.
В
соответствии с Государственной программой развития образования Республики
Казахстан на 2011-2020 гг., поставлены задачи улучшения взаимосвязи с рынком
труда; повышение компетенций выпускников; обновления содержания, методологий и
соответствующей среды обучения. Модульные программы, основанные на
компетенциях, способствуют решению этих задач. Разработка и реализация
модульных образовательных программ предполагает наличие постоянной обратной
связи с требованиями работодателей к умениям и знаниям работников, что
обеспечивает качество подготовки будущих специалистов. Модульная
образовательная программа, основанная на компетенциях, находится в русле концепции
обучения в течение всей жизни, поскольку имеет целью формирование
высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к изменяющейся
ситуации в сфере труда, с одной стороны, и продолжать профессиональный рост и
образование – с другой. Данный подход к обучению позволяет создать ощущение
успешности у каждого обучающегося, что создает самой организацией учебного
процесса, в рамках которого обучающийся может и должен сам управлять своим
обучением, это приучает его брать ответственность за собственное обучение, а в
дальнейшем – за собственный профессиональный рост и карьеру. Таким образом,
потребитель то есть работадатель, будет удовлетворен образованием, он может
совершенствовать его в течение жизни, реагируя на изменения на рынке труда.
Студент
получает компетенции для:
- подготовки
составления проектов хозяйственно-финансовой, производственной и
коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия в целях обеспечения
роста объемов сбыта продукции и увеличения прибыли;
- выполнения
расчетов по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимым для
производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видов
продукции, прогрессивной техники и технологии;
- осуществления
экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия и его
подразделений и выявления резервов производства, повышения рентабельности
производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции,
производительности труда, снижения издержек на производстве и реализацию
продукции, устранения потерь и непроизводительных расходов, а также
выявления возможностей дополнительного выпуска продукции;
- определения
экономической эффективности организации труда и производства, внедрения
новой техники и технологии, рационализаторских предложений и изобретений;
- планирования
и осуществления контроля за ходом выполнения плановых заданий по
предприятию и его подразделениям, использования внутрихозяйственных
резервов;
- проведения
маркетинговых исследований и прогнозировании развития производства.
Процедура
планирования модульных образовательных программ обучающихся выстроена в полном
соответствии с требованиями кредитной технологии. Образовательные программы
бакалавриата, магистратуры, докторантуры разработаны с учетом принципов
модульной системы обучения. Все образовательные программы сегментируются на
равнозначные сферы компетенций, которые и определяют формулировку названий
соответствующих модулей. В состав модулей включается набор дисциплин, изучение
которых приводит к формированию искомых компетенций.Так для трех уровней
образования модульная образовательная программа строится по принципу «от
простого к сложному» с учетом различий компетенции. Образовательный
процесс, организуемый по технологии модульного обучения, обеспечивает
реализацию личностно-ориентированного обучения. При этом каждому студенту, с
учетом его способностей, склонностей, ценностной ориентации представляется возможность
реализовать себя в учебной деятельности через использование альтернативных
«траекторий» обучения. При модульной технологии содержание образования и его
средства позволяют студенту проявить избирательность к предметному материалу,
его виду и форме. Модульная технология позволяет разрабатывать и эффективно
реализовывать индивидуальные программы обучения. При модульной организации
учебного процесса целесообразно сочетаются индивидуальная и групповая работа
студентов, рационально и экономно используется учебное время, каждый студент
может двигаться вперед в своем временном ключе. Ценность технологии модульного
обучения как средства реализации личностно-ориентированного образования
основывается на том, что достигаемая при этом образованность, представляемая как
совокупность знаний, умений и способностей, является важнейшим условием
становления социальных и интеллектуальных качеств личности специалиста.
Одним из
основных преимуществ технологии модульного обучения является активизация
учебной деятельности студентов. В
основе процесса активизации учебной деятельности, на мой взгляд, лежат
ценностные ориентации, во многом формируемые именно технологией обучения, в
данном случае модульной технологией через рейтинговый контроль уровня знаний и
умений. Под ценностными ориентациями, в соответствии с определением, понимается
система устремлений личности, а также представления ее о смысле деятельности,
что и составляет внутренний источник самоактивности студента. Ценностные
ориентации выражают конкретное понимание целей деятельности. На их основе
формируются престижные предпочтения и соответствующие им способы поведения.
Необходимо
отметить, что основная трудность в реализации созданной концепции использования
модульной технологии выразилась в инерции сложившихся стереотипов традиционного
обучения. Традиционная педагогическая система образования по своей сути очень
консервативна. Основными хранителями консерватизма системы выступают педагоги.
Перестроить их деятельность – это значит изменить весь их круг
профессионального сознания. В этом основная трудность внедрения модульной
технологии, несмотря на очевидную эффективность созданных
концептуально-теоретических основ. Тем не менее, эволюция педагогической
системы объективно закономерна. Технология модульного обучения – результат
эволюционирования профессиональной системы обучения.Современный этап развития
дидактики обеспечивает модульному обучению статус «полифонической»
дидактической системы, аккумулирующей достоинства интегрируемых традиционных и
новых педагогических теорий, позволяющих выходить на новый качественный уровень
решения педагогических задач. Несмотря на то, что теоретические принципы
модульной технологии обучения сформулированы достаточно определенно, я убеждена
в том, что возможна дальнейшая эволюция этой дидактической системы за счет
совершенствования психолого-педагогического и научно-методического ее
обеспечения, не искажая, а обобщая и развивая концепцию модульного обучения. Так,
создание и реализация модульных программ позволяет изменить структуру
содержания и сроки профессионального образования в целом, совершенствует формы
и методы контроля его результатов, что в итоге повышает качество
профессиональной компетентности специалистов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.