Инфоурок Другое Другие методич. материалыСтатья

Статья

Скачать материал

Глыбина Светлана Сергеевна  

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.С. ТУРГЕНЕВА»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра технологий психолого-педагогического и

 специального образования

Направление подготовки:  Специальное (дефектологическое) образование

Профиль: Дошкольная дефектология

 

 

 Использвание здоровьесберегающих технологий в дошкольных учреждениях.

 

             В концепции модернизации   российского образования, использование здоровьесберегающих технологий, формирование здорового образа жизни является важнейшей составляющей учебно – воспитательного процесса.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить учащихся возможностью сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

      В  дошкольном  возрасте  закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей.

  Пальчиковая гимнастика.   Для развития мелкой моторики и развлечения детей важно проводить с ними регулярную разминку рук. Учеными было доказано, что именно стимуляция пальцев рук крох способствует развитию речи. Кроме того, она необходима для того, чтобы малыш лучше справлялся с рисованием и письмом и меньше уставал при проведении занятий. Дети 4-5 лет вполне самостоятельно могут делать многие упражнения. :из пальчиков  складывают очки,  делают  зайчика, собачку или маску.

Дыхательная гимнастика. Правильное дыхание – это лучшая профилактика многих заболеваний , она  оказывает     многообразный лечебный эффект. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и более сложных движениях, причем ритм дыхания и движения образуют одно ритмическое целое. К гимнастическим упражнениям, формирующим правильное дыхание, относятся упражнения для постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для увеличения ее эластичности, на активное вытягивание позвоночника. Все упражнения проводятся в собственном дыхательном ритме, медленно, следя за вдохом и выдохом и компенсаторной паузой после выдоха. Стимулирующие упражнения необходимы не только детям, страдающим от частых простудных заболеваний, бронхитов, пневмоний, астмы, но и относительно здоровым малышам. Для этих целей хорошо подходит упражнение «паровозик». При ходьбе необходимо делать движения руками, изображающие езду поезда и говорить «чух-чух». Также хорошо делать наклоны – вначале вдох, потом туловище сгибается в сторону и выдох. Популярно в ДОУ и упражнение «часики»: детки становятся прямо и начинают махать руками вперед и назад, произнося при этом «тик-так.

 

Физкультминутка . Активизирует общую  работоспособность детей, углубляет дыхание, сосредотачивает внимание.

 

Упражнения для глаз. Является не просто  средством  для тренировки  глазных  мышц, но и служит средством для развития ряда психических  функций, зрительной памяти, внимания, наглядно – образного мышления. Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день  по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

Гимнастика бывает:

§  1) игровая коррекционная физминутка;

§  2) с предметами;

§  3) по зрительным тренажёрам;

§  4) комплексы по словесным инструкциям.

При подборе гимнастики для глаз учитывается  возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети  во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет  крылышками бабочка».

Проведение    офтальмотренажера  с применением  зрительно – двигательной  траектори, изображенных  в виде цветных фигур, овала, волны , разработанные  профессором  Базарным. 

Использование либропсихотерапии – специально  подобранные  стихотворения, выдержки из художественных  произведений, которые  могут воздействовать на состояние ребенка, повышая его стрессоустойчивость.

 

Цветотерапия профилактика  нервного напряжения с учетом цвета на человека. Например , синий – носит успокаивающее действие, красный – увеличивает напряжение и кровяное давление, зеленый – уменьшает кровяное давление).  Интересна и увлекательна практика «цветного дня» в детском саду. Дети сами выбирают определенный цвет, и ему посвящается целый день: с цветом знакомятся, рассматривают, играют, воспроизводят в рисунках, создают фантастические игры, постройки. В цветовом пространстве подробно выделяется каждый цвет по отдельности: в группе собираются игрушки определенного цвета, меняется мягкий инвентарь (салфетки, скатерти, занавески), на занятиях используется мягкий фон из ширмы данного цвета. Педагоги заранее договариваются с родителями о назначенной по цвету одежде: «Завтра у нас - «желтый день», мы будем жить в желтом цвете. Предусмотрите, пожалуйста, в одежде какой-нибудь элемент желтого цвета». Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы, имеющие насыщенный, густой оттенок, выставляются дозировано — на 2—3 часа, а предметы нежного, приятного оттенка — на целый день.

    Для стимуляции умственной, творческой деятельности  используются светло-зеленый, синий, голубой, желтый, белый цвета. А на занятиях, где требуется физическая активность,  оттенки красного, оранжевого.

 

Музыкотерапия использование музыки основано на положительном эмоциональном воздействии, поддержании трудового ритма.

Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание детей и помогает быстрее запомнить материал. Она представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности.

Советы для педагогов:

1. В помещении для проведения музыкальной терапии должны быть максимально удобные стулья, кресла или коврики, а освещение - искусственным, чтобы добиться отвлечения от реального течения времени ( светового дня) и усилить эмоциональное действие сеанса.

2. коррекционные музыкальные сеансы должны проводиться не на голодный желудок и не раннее чем через 2 часа после еды.

3. Важно правильно выбрать позу..

4. Следует  выбирать малую громкость не только для успокаивающей, но и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.

Каждая музыка по разному влияет на организм  ребенка.

От неврозов и раздражительности избавляет бодрящая музыка Чайковского, Пахмутовой. 
Помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий и медитации романтическая, создающая ощущение свободного пространства, музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Листа. 
Поднимают настроение, избавляют от депрессий, разряжают накал чувств джаз, блюз.
Творческий импульс стимулируют "Марш" из кинофильма "Цирк" Дунаевского, "Болеро" Равеля, "Танец с саблями" Хачатуряна. 
Полное расслабление  сможете получить от "Вальса" Шостаковича из кинофильма "Овод",  произведения "Мужчина и женщина" Лея, романса из музыкальных иллюстраций к повести Пушк
ина "Метель" Свиридова. 

        Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

 

Литература.


1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008

2.Сивцова,А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях/А.М. Сивцова // Методист. - 2007. - №2. - С.65-68.

3.Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ.//  2009 .

Интернет - ресурсы
http://innovaciivdou.at.ua/index/muzykoterapija/0-117


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития.

 

Развитие мелкой моторики детей с задержкой психического развития (ЗПР) связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У детей ЗПР уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у учащихся с задержкой психического развития наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности. В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков ( Гладкая В., 2013).

В работах А.Н. Леонтьева (1973) обращается внимание на формирование речи у детей. Он пишет, что развитие артикуляционной стороны речи невозможно без влияния моторных зон в головном мозге, что, так или иначе связано с развитием мелкой моторики.

Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д. Б. Эльконина [], надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры.

Известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга (Лобанова Н.В., 1994).

Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори (1997). По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Построим следующую цепочку развития: мелкая моторика – речь – восприятие. Можно проиллюстрировать данное утверждение следующими примерами: если ребенку показать кактус, дать возможность коснуться его рукой, а затем попросить нарисовать, то ребенок, как правило, будет изображать его с сильно преувеличенными колючками. Если же в другом эксперименте сравнить то, что делает ребенок, визуально рассматривающий или активно ощупывающий решетку, с ее последующим графическим изображением, то можно заметить, что она изображается либо «дырявой», то есть состоящей из кругов, либо «угловатой», состоящей из линий, похожих на железнодорожные рельсы. В первом случае ребенок ощупывал решетку как бы изнутри, просовывая пальчики в дырочки этой решетки, во втором случае - он больше интересовался пересечением перекладин. То есть, вначале ребенок использует свои пальцы для ощупывания предмета, чем лучше сформирована мелкая моторика, тем большее представление о предмете ребенок получит, тем полнее сможет описать его словесно. Затем, используя опять-таки мелкомоторные навыки, ребенок изображает предмет на бумаге, рисует его, Это способствует более полному восприятию предмета, выделение его из ряда других, обоснование его отличительных признаков, запоминание их, то есть происходит формирование еще и мышления, и памяти ребенка.

В настоящее время существует множество  данных об улучшении показателей функционирования, повышения протекания различных психических процессов под влиянием специальных  упражнений для развития мелкой моторики рук (В.В. Цвынтарный,1999) .

Пальчиковые игры удовлетворяют потребность в активных движениях, так как предоставляется возможность для стимуляции двигательной активности, совершенствования качества движений. Пальчиковые игры связаны с работой фантазии и предусматривают умственную активность, связанную с работой воображения и памяти.
Пальчиковые игры очень эмоциональны с одной стороны, а с другой стороны – создают условия для познания окружающего мира ( Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., 1989).

Ещё Г.В.Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна по своему содержанию, поскольку дети отражают в игре то, что видят вокруг. Пальчиковые игры также отражают реальность окружающего – предметы, животные, люди, их деятельность, явления природы. Игра социальна по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А.В.Запорожцем (1980), В.В..Давыдовым (1986), Н.Я.Михайленко (1990), не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит ребенка играть, знакомит со сложившимися способами игровых действий. Пальчиковые игры тоже социальны по способам осуществления, так как в ходе игры дети повторяют движения взрослых.

Для любой игры характерно наличие воображаемой ситуации. Пальчиковые игры – это инсценировка каких либо рифмованных историй, сказок с помощью пальцев, рук .

Упражнения сопровождаются чтением стихов, например:
Черепаха.
Руки сжаты в кулаки, большие пальцы - внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.
Вот моя черепаха, она живет в панцире.
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет есть,
то высовывает голову.
Когда она хочет спать,
то прячет ее обратно.

Игра «Волк и лиса».
Серый волк бежит по лесу

(большие пальцы разводим в сторону, указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде «лодочки» верхнюю и нижнюю челюсти),
А за ним бежит лиса

(выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее).
Поднялись у них трубою два пушистеньких хвоста

(поднимаем руки вверх, пальцы растопырены).
Игра «Дом».
На опушке дом стоит

(сложить ладони «домиком» над головой),
На дверях замок висит

(сомкнуть ладони в замок),
За дверями стоит стол

(накрыть правой ладонью кулачок левой руки).
Вокруг дома частокол

(руки перед собой, пальцы растопырить).
«Тук – тук – тук!» - дверь открой

(постучать кулачком пол ладони).
«Заходите, я не злой!»

(руки в стороны, ладони вверх).

Игры, в том числе и пальчиковые, очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности .

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку с ЗПР научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений (Белая Е.А., 2013). Кроме того:

1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.

3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.

4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма ( Козлова Н.В., 2006).

Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь .

    Упражнения, способствующие развитию рук и ручной умелости детей с ЗПР:

• запускать пальцами мелкие волчки;

• катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

• нанизывать пуговицы, бусинки на тонкую проволоку;

• «щелчки» – каждым пальцем по бусам, закрепленным на ширме;

• наматывать тонкую проволоку на катушку, на палец (колечко или спираль) ;

• завязывать узлы на веревке, шнуровать ботинок;

• застегивать пуговицы, молнии, закручивать крышки, заводить механические игрушки;

• закручивать шурупы, гайки;

• игры с использованием клавишных и кнопочных выключателей, телефонных дисков, прищепок, пипеток;

• сортировка семян гороха, фасоли, бобов;

• игры со счетными палочками;

• развивающие игры (с использованием конструктора, мозаики, кубиков, пирамидок, пазлов и т. д.) ;

• игры «Поймай рыбку», «Барабанщик», «Играем на балалайке»;

• лепка;

• работа с бумагой: аппликация, конструирование из бумаги, плетение;

• раскрашивание картинок в книжках;

• перевод картинок;

• рисование по трафаретам;

• рисование по фигурным линейкам;

• штриховка;

• работа в тетрадях, выполнение графических упражнений;

• работа в занимательных прописях для дошкольников .

При выполнении упражнений  повышается  устойчивость внимания, снижается утомляемость, увеличивается объем памяти, повышается способность к произвольному контролю, убыстряются психомоторные  процессы .

На индивидуальных и групповых занятиях для коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук следует, проводит, пальцевую гимнастику, разминание пластилина и глины, нанизывание пуговиц и бу­син на нити, широко использовать работу со счетными палочками, конструирование.

Предлагаем задания, предназначенные для организации самостоятельной работы младших школьников, обучающихся по программе Коррекционно – развивающего обучения. Задания направлены на формирование мыслительных операций и умственных действий. Задания разработаны с учетам особенностей раз­вития мыслительной деятельности учащихся с задерж­кой психического развития, возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, а также труднос­тей, которые испытывают школьники рассматривае­мой категории в процессе обучения математике. Зада­ния подобраны с целью повышения интереса к математике, с привлечением жизненного опыта ребенка.

С целью формирования графических навыков: плоскостной ориентации, геометрического видения, формирование понятий «вверх», «вниз», «вправо», «влево» и т. д., можно предложить использовать следующие задания.

Задание. Жучков, которые ползут сверху вниз, раскрась в зелёный цвет, а те которые ползут снизу вверх, - в коричневый цвет.

Задание. Нарисуй справа столько же квадратов, сколько нарисовано кругов.

Задание. Раскрась в зелёный цвет там, где пересекается круг только с прямоугольником. В синий цвет – где круг пересекается только с треугольником. В жёлтый цвет – пересечение треугольника с прямоугольником. А там, где пересекается круг, прямоугольник и треугольник, - в красный цвет. Покажи, какое место ты раскрасил четыре раза? Почему?


 

Задание. Раскрась дом синим цветом, а забор – красным, если:

а) дом впереди забора:



б) дом сзади забора.

 

 

Для формирования представлений о последова­тельности натуральных чисел, способе ее образова­ния в концентре «Десяток»; о порядковых и количе­ственных натуральных числах; понятий «больше», «меньше», «столько же», закрепления умения уста­навливать взаимно - однозначное соответствие мож­но предложить следующие задания.

Задание. Сравни множества. Ответь на вопрос: В каком ряду фигур больше, меньше, поровну.

 


А)

 

 

 


Б) 

 

 


В)

                                                                                          

 


Г)

 

 

Таким образом, развитие  мелкой моторики рук у детей ЗПР происходит при выполнение  специальных упражнений. Которые позволяют улучшить функционирование психических функций, отстающих в развитии детей, стимулирует их развитие, а так же за счет позитивного воздействия на внимание, работоспособность, повышает продуктивность деятельности детей на занятиях.

Литература.

1. Белая Е.А. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», М, 2013. – с.32-48.

2.Гладкая В. Младшие школьники с трудностями в обучении : научно – теоретическое основы методики проведения коррекционных занятий // коррекционно – развивающее образование № 3, 2013.-  с. 3 – 10.

3.Лобанова Н.В. Развитие речевой деятельности дошкольников на основе пальчиковой гимнастики. – Орёл, 1994. – с.32-47.

4.Козлова Н.В. Взаимодействие с семьей в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста (из опыта работы). [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. - М., 2005-2006. - URL: <#"justify">12.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.. - Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. - 192 с.

5.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. – Спб: Лань, 1999. – 32с.

6.Филичева Т. Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. -  М., 1989.—с.196-202.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Медиатор

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 127 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.04.2020 122
    • DOCX 80.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Слепцова Анна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Слепцова Анна Николаевна
    Слепцова Анна Николаевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81782
    • Всего материалов: 214

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Психология и профессиональное развитие

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов

Мини-курс

Разнообразные методы и формы обучения в высшем образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Теория и практика инвестиций в контексте устойчивого развития

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе