Телегина Галина Анатольевна
учитель
химии и биологии
Средней школы №5
Коксуского района
«Технология образования,
основа профессионализма в учебе»
Учитель — «вечный ученик
своей профессии» с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию.
Д.Дьюи
Уважаемые коллеги, давайте подумаем, какой выпускник
нужен современному миру?
На мой взгляд,
параллельно с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как:
мобильность, креативность, разработка и проверка гипотез, умение работать в
проектном режиме, инициативность и ответственность в принятии решений, умение
общаться. Эти способности востребованы в современном обществе. Для
жизнедеятельности человека важно не наличие накоплений впрок, запаса
какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и
возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а
функциональные, деятельностные качества.
Универсальные учебные действия – это такие формы обучения, которые стимулируют
развитие мыслительных способностей учащихся, развитие интереса к учебной
деятельности и творчества. Умение анализировать, сравнивать, выделять
главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать
адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и
сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. Поэтому мне необходимо
научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Одна
из главных проблем современного обучения – обеспечить деятельностью на
протяжении всего урока всех учащихся класса.
Использование семи модулей для обучения, по – моему, как раз этому и
способствует, где каждый ребенок может проявить себя.
Семь модулей Кембриджской программы обучения отнесены к классу
образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации обучения
на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся».
Именно поэтому тема
моего опыта «Формирование универсальных учебных действий на уроках химии и
биологии». По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов,
которые призваны реализовать развивающий потенциал современного образования.
Ведущая идея опыта
: формирование универсальных учебных действий – путь к повышению качества
образования, раскрытию способностей учащихся, подготовки к жизни в современном конкурентном
мире.
Обеспечивая
индивидуальный поход к каждому ученику в условиях метапредметности урока, мы
создаём пространство для самореализации личности, что повышает уровень
предметных, метапредметных компетентностей.
Что в свою очередь обеспечивает снижение
тревоги учеников, невнимательность, неудовлетворённость.
А в основе лежат приёмы формирования универсальных
учебных действий.
Я рада поделиться
с вами опытом использования различных приёмов работы по формированию
универсальных учебных действий.
Существует четыре
группы универсальных учебных действий:
- личностные;
-познавательные;
- регулятивные;
- коммуникативные.
Личностные
универсальные учебные действия - это действия, с помощью которых
обучающиеся определяют ценности и смыслы учения.
Регулятивные
универсальные учебные действий - действия, с помощью которых
обучающиеся организуют учебную деятельность.
Познавательные
универсальные учебные действий - действия, с
помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания.
Коммуникативные
универсальные учебные действий - действия, с
помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с
разными людьми.
Для
формирования универсальных учебных действий на уроках химии и биологии я
выделила 4 этапа
1-этап
- вводно –мотивационный - чтобы ученик начал «действовать»,
необходимы определенные мотивы.
2-
этап - открытие химических и биологических знаний - на данном этапе
решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных
исследований, стимулирующие рост познавательной потребности
3-
этап - формализация знаний - основное назначение приемов
на этом этапе - организация деятельности учащихся,
направленная на всестороннее изучение установленного химического и
биологического факта.
4-
этап - обобщение и систематизация - на этом этапе применяю приемы,
которые устанавливают связь между изученными химическими и биологическими
фактами, приводят знания в систему.
Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит
в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с
этапами ее формирования, т.е. носит деятельностный характер.
Таким
образом, можно говорить о том, что формирование универсальных учебных
действий осуществляется с позиций компетентностно - деятельностного подхода.
И первый
приём, с которым я вас познакомлю – это преобразование темы урока в педагогическую
задачу.
(это способствует определение цели урока)
Например….
Какую капусту не едят зайцы?
Значение водорослей.
● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ●
Витамины – польза или вред?
● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ●
Внешнее и внутреннее строение корня.
А мои варианты
таковы
….
Какую капусту не едят зайцы?
Значение водорослей.
«Мал золотник – да дорог»
Витамины – польза или вред?
Корень–якорь, насос, хранилище.
Внешнее и внутреннее строение корня.
Анимирование темы
урока – следующий приём
(фрагмент фильма,
вопросы, определяем тему урока)
Дети в
любом возрасте остаются детьми, поэтому люблю использовать ребусы, причем с
различной целью. Давайте определим тему урока зашифрованную данным ребусом.
ФОТОСИНТЕЗ
Очень
интересным приёмом, способствующим формированию всех четырёх групп УУД –
является приём «письмо без обратного адреса».
На этом
работа не заканчивается. Далее предлагается учащимся изучить содержание письма
и подготовить презентацию организма-отправителя и его семейства (например, в
форме ещё одного приёма «Кластер»).
Такую работу
ученики могут выполнять, если хорошо владеют приёмами работы с текстом
«Инсерт». Своих учеников я этому учу постоянно.
Метод
пресс
учит не только высказывать позицию, но и аргументировать ответ
Позиция
– аргументирование - пример - вывод
- Позиция
- выскажите своё мнение: «Я считаю, что …»
-
Аргументирование: «Потому что…», «Так как…»
-
Пример, факты ….
Вывод (обобщение
своего мнения): «Таким образом, я считаю…», «Поэтому…».
?
Почему млекопитающих считают высокоорганизованной группой животных по сравнению
с пресмыкающимися, от которых они происходят?
Приём перекрёстная
дискуссия – один из любимых у учеников.
Вопрос, предлагаемый для перекрестной дискуссии,
должен быть стержневым для изучаемой темы, т.е. поиск аргументов для ответа
должен предполагать использование всего спектра информации, конструирования
причинно-следственных связей между основными понятиями темы.
Форма таблицы для перекрестной дискуссии
Аргументы «Благо»
|
Вопросы для дискуссии
|
Аргументы «Зло»
|
|
Удаление аппендикса у новорожденных детей?
|
|
Особое место в моей работе занимает
проектная технология и её элементы.
Поощрение за интересные проекты.
Поощряйте своих
учеников – это важный фактор мотивации.
Рефлексия "Волшебная
лестница знаний”
Нет предела развитию человечества, и никогда человечество не скажет
себе: «стой, довольно…» - говорил В. Г. Белинский
Используемая литература:
1. Руководство
для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.Загашев И. Умение
задавать вопросы. СПб. Изд-во «Питер», 2001.
Программа КПК. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
2. Андреев
А.А. Применение сети Интернет в учебном процессе // Информатика и образование.
– 2005. - № 9 – стр.6
3. Гаммерштмид
И.И., Гаммерштмид Д.А. Информационные технологии в сельской школе // Информатика
и образование. – 2005. - № 7 – стр. 49
4. Нечитайлов
Е.В. Информационные технологии на уроках химии // Химия в школе. – 2005. - № 4
– стр. 13
Аннотация
Мастер класс «Технология
образования, основа профессионализма в учебе» охватывает
такие технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо,
семь модулей Кембриджской программы обучения и выработка универсальных учебных
действий.
Универсальные
учебные действия – это такие формы обучения, которые стимулируют развитие мыслительных
способностей учащихся, развитие интереса к учебной деятельности и
творчества. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать
проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную
самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать –
вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. Поэтому мне необходимо научить
моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Одна из
главных проблем современного обучения – обеспечить деятельностью на протяжении
всего урока всех учащихся класса.
Параллельно
с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как: мобильность,
креативность, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном
режиме, инициативность и ответственность в принятии решений, умение общаться.
Эти способности востребованы в современном обществе. Для жизнедеятельности
человека важно не наличие накоплений впрок, запаса какого – то
внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать
то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные
качества.
Работа
рекомендуется для учителей, воспитателей.
Материал может
быть использован на факультативах по всем учебным предметам общеобразовательной
школы, а также в классах с углубленным изучением предмета, на классных часах.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.