Среднесрочное планирование
Предмет: Биология
Класс: 6__
Раздел:_Клетка
и ткани растений
Преподаватель:
Доброванова Ольга Геннадьевна учитель химии и биологии КГУ ОСШ № 3
Среднесрочное
планирование серии последовательных уроков
по
теме «Клетка и ткани растений».
Биология
первый год обучения 6 класс.
Цель:
1. Формирование
знаний по теме «Строение растительной клетки и ткани растений» через развитие
ключевых компетенций:
–информационной (извлечение первичной информации,
первичная обработка информации);
–коммуникативной (продуктивная групповая коммуникация, письменная
коммуникация);
– самоменеджмент (оценка деятельности
Среднесрочный план сформирован на
идеях социоконструктивистической теории, исходя из возрастных особенностей
учеников, для определения обучаемости каждого ребенка в классе. В
дальнейшем, при анализе полученной информации, использовала её в
эффективном обучении этих детей. При планировании уроков использовала зону
ближайшего развития (ЗБР) по теории Л. Выготского, иерархическую модель
мотивации А. Маслоу, исследования Б.Блюма «Таксономия образовательных
целей», по развитию у учащихся мыслительных навыков.
Класс, в котором планировала
проведение уроков, с высокой успеваемостью и высокой мотивацией к обучению.
В классе три мальчика и шесть девочек. В коллективе нет группировок
отрицательного характера, однако учащиеся не умеют терпеливо и внимательно
выслушивать друг друга на уроке и на переменах, при выполнении различных
дел. Ярко выраженного лидера в классе нет. В определенной ситуации лидером
может стать любой из учеников. Ученики в основном открыты в общении.
При планировании уроков, для
развития компетенций использовала:
- коммуникативная: активные методы
работы (групповая, парная),
-информационная и письменная:
работа с различными видами текстов с применением приёмов критического мышления;
- самоменеджмент :
самооценивание знаний и взаимооценивание (оценивание для обучения).
На первом уроке тема:
«Клетка –наименьшая структурная и функциональная
единица живых организмов. История открытия клетки. Увеличительные приборы» Л.р.1.Устройство микроскопа и лупы, приемы работы с
микроскопом, приготовление микропрепарата.». В начале урока,
при решении проблемного вопроса и беседе с учениками, выясняю актуальную
зону развития детей и постепенно поднимаю их в зону ближайшего развития
(актуализация). При формировании целей урока вместе с учениками определяем
подмостки в зоне ближайшего развития. Для достижения подмостков ученики в
группах работают над раскрытием вопросов поставленных в карточке. После
обработки информации, группы презентуют результаты работы (преодоление
языкового барьера) которые оцениваются формативно по разработанным критериям.
(обратная связь). Следующий этап работы обобщение в форме лабораторной работы,
где учащиеся знакомятся с микроскопом, учатся с ним работать. При беседе с
классом, вопросы составляю различного уровня, в целях определения степени
понимания темы каждым учеником, и участия в беседе всех, сильных и слабых,
учащихся. Первичное закрепление знаний, для определения кто поднялся и в
какой степени на подмосток, определяю с помощью тренажера по электронному
учебнику Кирилла и Мефодия «Биология 6 класс». Учащиеся проверяют друг друга
(саморегуляция) и выставляют оценку. На протяжении всего урока
используется оценочный лист, куда каждый ученик выставляет свои оценки (оценивание
для обучения) и проверяет свой успех на уроке в обучении (самоменеджмент).
По итогам формативных оценок выводится суммативная оценка за урок. В конце
урока общая рефлексия.
На втором уроке «Строение
растительной клетки» Л.р. № 2 «Строение растительной клетки кожицы лука» Проверка домашнего задания для всех учеников в
форме индивидуальной работы с открытым тестом на знание устройства микроскопа
(самопроверка). Рефлексия (определила зону актуального развития(ЗАР)).
Актуализация темы с помощью кумулятивной беседы (подняла зону ближайшего
развития(ЗБР)). Определение целей урока (выставление подмостков). Работа в
группах по выполнению лабораторной работы и текстом учебника, создание постеров
по заданной теме. Презентация постеров (преодоление языкового барьера),
оценивание по разработанным критериям. Подготовка вопросов каждой группы для
других групп по их теме в соответствии с таксономией Блюма (приём
КМ «Задайте вопросы»). Рефлексия (обратная связь). Разноуровневое
домашнее задание выполнение по желанию. Общая рефлексия по уроку.
Суммативное оценивание каждого ученика по оценочным листам.
На третьем уроке: «Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание
питание клеток».
Разбор разноуровневого
домашнего задания, выполнение задания «Данетка», мини-теста (открытый) для
всех учеников (самопроверка). Рефлексия (определила ЗАР). Актуализация темы с
помощью постановки проблемного вопроса. (подняла в ЗБР). Определение учащимися
целей урока, что они должны по итогам урока знать, уметь,
понимать (выставление подмостков, саморегуляция в обучении). Задание
у всех групп разное с целью определения умения учеников
анализировать и синтезировать информацию. Группы работают по учебнику
и по просмотренной презентации (определения способа мышления у учеников).
Обсуждение кластеров. Выполнение творческого задания: сочинить сказку. Рефлексия
по уроку. Выставление оценок по оценочному листу.
На
четвертом уроке «Ткани растений: образовательная,
покровная, основная, проводящая, выделительная» Лабораторная работа № 3.
Проверка домашнего
задания по стратегии «Горячий стул» (взаимопроверка). Рефлексия (определил
ЗАР).
Глядя на
предложенный тест по новой теме, учащимся предлагается определить тему и задачи
урока. Учащиеся работают в группах, отвечая на тестовые вопросы с помощью
учебника. Задание направлено на анализ и синтез информации и умения применить
полученные знания. Защита своих ответов на тест. По ходу выполнения
лабораторной работы и проработки текста учебника, составляется кластер по
строению и функциям тканей. Защита кластера спикерами групп. Оценивание
формативное в виде разноцветных звуздочек. Рефлексия по уроку, выставление
оценок.
По результатам проведения серии
уроков у учащихся появляется умение сопоставлять понятия строения и
функции. Они начинают вырабатывать компетенции: информационные (
анализ и синтез информации полученной из различных источников) коммуникативная
( умения получать и передавать информацию, в общении с одноклассниками, записывать
информацию кратко), самоменеджмента ( самооценивать свои знания
и умения составлять план самообразования).
Сокращения:
Модуль1 - (новые подходы в преподавании и обучении).
Модуль 2- ( обучение критическому мышлению).
Модуль 3 –(оценивание для обучения и оценивание
обучения).
Модуль 4- ( использование ИКТ в преподавании и
обучении).
Модуль 5 - ( обучение талантливых и одаренных
учеников)
Модуль 6- (преподавание и обучение в соответствии с
возрастными особенностями учеников)
Модуль 7 – ( управление и лидерство в обучении)
Учебник «Биология» 6 класс
№
|
Темы и
основные цели и результаты обучения. Какие знания, умения и понимания вы
хотели бы сформировывать в Ваших учениках по завершению серии
последовательных уроков
|
Активные
формы работы (ГР, ПР, ИР). Можете ли вы использовать ИКТ для улучшения
обучения
|
Как вы
будете использовать ОдО (Оценивание для обучения)
|
Как вы
будете вовлекать всех учеников в классе (талантливых, одаренных)
|
Как
преодолеть языковой барьер?
|
Как вы
установите, что все ученики научились тому, что Вы запланировали и ожидали от
них
|
1
|
Тема: «Клетка –наименьшая структурная и функциональная
единица живых организмов. История открытия клетки. Увеличительные приборы» Л.р.1.Устройство микроскопа и лупы, приемы
работы с микроскопом, приготовление микропрепарата.
Цель учащиеся
должны:
Знать:
Историю открытия клетки и устройство
увеличительных приборов
Уметь:
работать с микроскопом и готовить
микропрепарат для изучения клетки растений
Понимать: значение
научного подвига открытия клетки
|
Актуализация:
Перечислите свойства живых организмов. Докажите, что растения относятся к
живым организмам.
Проблемный
вопрос:
А как доказать, что растения состоят из клеток? Можно ли их рассмотреть
невооруженным глазом?
Модуль 1,2,4,6.
Определение целей урока
учениками.
Указание на то, что учащиеся
должны запомнить;
Модуль 1,2,5,6
Деление
на группы:
1
группа: красное яблоко
2 группа:
зеленый огурец
3
группа: желтый цветок
На
русском и казахском языках
Работа в
группах:
Задание
для групп:
1
группа: Изучить историю открытия клетки. Составить схему
2 групп:
изучить характеристику и виды увеличительных приборов. Составить кластер.
3
группа: Изучить этапы приготовления микропрепаратов. Составить схему
Модуль 1,2,3,5,6,7
работа с текстами в учебнике и обмен
итогами своей работы с использованием метода Джексо;
Модуль: 1.6.
Второе задание для всех групп: (выполнение
Л.Р № 1) Изучить строение микроскопа и составить по три вопроса по
пройденной теме для других групп. Обмен вопросами
Модуль 1,2,3,7
Коррекция знаний
Работа с тренажером на интерактивной
доске по теме
контроль результатов первичного
запоминания;
Модуль 1,2,4,5
Рефлексия
Модуль 2, 3, 4
|
Формативная оценка
Самооценивание и взаимооценивание
Оценочный лист
Модуль 3
взаимооценивание
оценочный лист.
Модуль 3
Электронная рефлексия «Остров»
|
Исследовательская беседа
Модуль 1, 2
Указанные активные способы обучения. (групповая
работа)
Составление кластеров, схем
Защита кластеров и схем.
Работа с тренажером
|
Кумулятивная беседа
Модуль 1, 2.
Защита работ групп
Определение целей урока учениками.
Модуль 1,2,5
Ответы на составленные вопросы членами
групп.
|
Ответы при актуализации
Корректировка знаний оценочный лист.
На интерактивной доске слайд с
изображением островов: «уверенности», «хорошего настроения», «неуверенности»,
«понимания», «недопонимания», «интереса», «равнодушия» и.т.д.
Модуль 2,4,6.
|
2.
|
Тема:«Строение
растительной клетки» Л.р. № 2 «Строение растительной клетки кожицы лука» Цель учащиеся должны:
Знать: строение
растительной клетки, значение и функции органоидов клетки
Уметь: рассмотреть
микропрепарат кожицы лука и лабораторно определить органоиды клетки
Понимать:
взаимосвязь строения растительной клетки
с выполняемой ею функцией
|
Индивидуальная работа:
Открытый тест на
знание устройства микроскопа проверка–Д/з
Самопроверка
Рефлексия
Модуль 1,2,3.
Актуализация
Кумулятивная беседа. Кто и когда изобрел
микроскоп? Какое открытие было сделано благодаря этому изобретению?
Модуль 1, 2.
Определение целей урока учениками.
Указание на то, что учащиеся
должны запомнить;
Модуль 1,2,5
Деление на группы: по
цвету
Выполнение лабораторной работы,
обсуждение в группе. Найти в учебнике описание всех частей и органоидов
клетки, создать постера с описанием строения клетки.
Защита постера.
Модуль 1,2,5, 6,7.
Взаимооценивание и самооценивание
Составление учениками описания органоида
или его функций, для того, чтобы другая грппа угадала о каком органоиде речь
«Угадайка»
Модуль 1,2,5, 6, 7.
|
Самопроверка Тест «Устройство
микроскопа»
Модуль 3
Формативное оценивание на этапе проверки
усвоения темы предыдущего урока.
Модуль 3
Взаимооценивание
Оценочные листы работы в
группе.
Ответы на составленные вопросы членами
групп.
корректировка и комментарии к ответам
учащихся
Модуль 7
|
Указанные активные способы обучения.
Составление и защита постера
Составление вопросов каждым учеником.
Разноуровневое домашнее
задание по выбору на слайде
1
уровень (3)
2
уровень (4)
3 уровень (5). Составить по
три вопроса по пройденной теме
Модуль 5
|
Кумулятивная беседа
Модуль 1, 2.
Защита работ групп
Определение целей урока учениками.
Модуль 1,2,5
Ответы на составленные вопросы членами
групп.
|
Ответы на тест
Ответы на вопросы учеников
Модуль 1,2,5,7
Анализ вопросов учеников.
Модуль 2,5,7
Результаты оценивания своего участия в
групповой работе.
Модуль 2,5,7
Модуль 2, 1, 4, 7.
Рефлексивный
лист.
сегодня
я узнал..
я понял,
что…
я
научился…
Модуль 2
|
3
|
Тема: Жизнедеятельность клеток. Рост и деление
клеток. Дыхание питание клеток.
должны
Знать: все процессы
жизнедеятельности происходящие в клетках.
Уметь:
делать выводы через выполнение заданий
групп
Понимать: сущность
и значение всех процессов жизнедеятельности.
|
Актуализация
Стратегия «Данетка»
Мини-тест
Вопросы на слайде по строению клетки,
затем выводятся ответы и учащиеся осуществляют взаимопроверку
Взаимооценивание
Модуль 1,2,3, 6.
Деление на группы «Фруктовый салат»
Работа :
используя текст учебника составить постер по заданию в карточке. Каждой
группе свое задание
Защита работ взаимооценивание
групп по
критериям
Модуль 1, 2, 3, 4, 6,7
Работа в группах с заданиями 4 и 5
(сочинить сказку и решить кроссворд)
Модуль 1,2,3,4,5,6,7
|
Взаимооценивание в оценочном листе
Модуль 3
Самооценивание
Модуль 3
Оценивание формативное (звездочки) и
суммативное (оценка по большему количеству звездочек одного цвета)
|
Указанные активные способы обучения.
Составление и защита постеров.
|
Кумулятивная беседа
Защита работ групп
Определение целей урока учениками.
Модуль 1,2,5
|
Ответы на вопросы учеников составленные
по таксономии Блюма.
Модуль 1,2,5,7
Анализ вопросов учеников.
Модуль 7
Оценочный лист.
Модуль 5
Рефлексия: лестница
успеха
|
4
|
Тема: «Ткани растений: образовательная, покровная,
основная, проводящая, выделительнаяКонец формы
»
Лабораторная работа № 3.
Цель учащиеся должны
Знать: Особенности строения тканей растений образовательной,
покровной, основной, проводящей, выделительной.
Уметь:
делать выводы через выполнение заданий
групп
Понимать: Зависимость
строения ткани от выполняемой функции.
|
Релаксационная игра «Деревья»
Проверка
домашнего задания по стратегии «Горячий стул»
Модуль 1,2,5,7
Вызов
Учащимся предлагается тест «Ткани
растений» из 6 вопросов. Глядя на тест, сами учащиеся формулируют задачи
урока.
Предложить учащимся ответить на тест, не
заглядывая в учебник.
Модуль 1,2,5.
Деление на группы «по сорту конфет»
Работа:
используя текст учебника, каждая группа вновь прорабатывает тест и
анализирует свои ответы. Проводится самооценивание
Выполнение лабораторной работы.
создание кластера по строению и функциям
растительных тканей.
Защита
работ взаимооценивание
групп по
критериям
Модуль 1, 2, 3, 4, 6,7
Работа в группах с тренажером и тестами
по электронному учебнику «Кирилла и Мефодия»
Модуль 1,2,3,4,5,6,7
|
Критериальная оценка отчетов.
оценочный лист.
Модуль 1,2,5,7
комментирование вывода
корректировка и комментарии к
ответам учащихся учителем.
Модуль 2,7
слайд
критерии оценивания
Модуль 4.
|
Каждый ученик выбирает себе вопрос в
задании для защиты.
Модуль 1,2,5,7
|
Индивидуальна и групповая защита работ
групп
|
Оценочный лист
Модуль 3
Защита отчета
Дети выбирают одну из фраз которую нужно
продолжить:
сегодня я узнал..
я понял, что…
я научился…..
Модуль 2
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.