Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыСравнительный анализ стихотворений А. Блока «Я никогда не понимал» и А. Звонака «Мир ярких звуков».

Сравнительный анализ стихотворений А. Блока «Я никогда не понимал» и А. Звонака «Мир ярких звуков».

Скачать материал

Сравнительный анализ стихотворений
А. Блока «Я никогда не понимал»  и А. Звонака  «Мир ярких звуков».
 Когда читаешь стихи,  то  каждый раз  открываешь для себя по-новому даже давно знакомых авторов и испытываешь при этом сильное волнение.
 Стихи Александра Блока вошли в нашу жизнь со школьной скамьи, а вот стихи  белорусского поэта Звонака мне попались впервые. Тем интереснее сравнить их произведения, которые разделены не только пространством, но и  временем.
 Пишут, казалось бы,  об одном, но как по-разному. Если в стихотворении Блока лирический герой говорит о том, что  мир музыки его никогда не трогал, он его «никогда не понимал», то герой второго стихотворения был  всегда  во власти «зовущей» мелодии, которая его завораживала. Герой Звонака очарован  музыкой,  его восторженное настроение передается и нам, мы вместе с ним, «дыханье затая»,  принимаем мир, наполненный  множеством звуков.
Совсем по-другому  раскрывается мир звуков для блоковского героя. Совсем недавно он не понимал в ее звуках ничего, но вот из полифонии  шумов начинают  выделяться отдельные, как ему кажется, понятные  звуки:
… ныне слух мой различал

                                                   В ней чей-то голос сокровенный.

 Герой даже « полюбил в ней … мечту», что приводит в волнение его душу.
Понять настроение героев помогает композиция стихотворений. Оба автора используют 3 строфы, каждая их которых представляет четверостишие (только у Звонака в последней строфе 5 строк). Но если у Блока  строфа – предложение, то у Алеся Звонака 2 и 3 строфа – это одно предложение. Целый период. Да еще он завершается восклицанием, и это делает всё стихотворение очень пафосным, торжественным, своеобразным гимном  «мелодии земного бытия».  Герой Звонака умеет радоваться  самым простым вещам: пению соловья,  напеву ветра, ему близок и понятен даже  шум старой вербы. Герой Блока живет мечтой, неслучайно это слово дважды звучит в стихотворении. Его радует не сама жизнь, а скорее предчувствие, ожидание чего-то таинственного.
 Знаки препинания, которые используют авторы, тоже помогают почувствовать  то, что испытывает каждый из героев. У Блока  запятые и точки передают очень спокойное, созерцательное состояние героя. В стихотворении Звонака и многоточие, и запятые, и тире, и восклицательный знак. Его герой  находится под напором  чувств, ему даже не хватает дыхания, чтобы сразу выразить свое восхищение миром.

Проследим за грамматическими формами языка. Следуя за героем Блока, замечаем, что прошедшее время сменяется настоящим, герой словно возвращается в сегодня из своего прошлого: «не понимал, различал, полюбил, приносят, встает, кажется, поет, веет». У Алеся Звонака герой удивляет тем, что сначала говорит не о себе. Сказуемые выражены краткими причастиями (Мир не подвластен, слух заворожен), и только в самом конце стихотворения проявляются глаголы-доминанты «слышу, принимаю, верю», которые, собственно,  и передают состояние самого героя.
 Стихи  обоих авторов  притягательны не только характерами героев, но и выразительностью языка. Эпитеты Алеся Звонака (трепетных созвучий, мелодией зовущей, звенящей тишине, пальцев вдохновенных, ликующих раскатах) очень яркие, выразительные и не уступают блоковским (музыки священной, таинством  прекрасным, голос сокровенный). Метафоры и олицетворения тоже играют не последнюю роль в раскрытии замысла авторов: «волной приносят», «мечта поет», «прошлое встает». Это у Блока.  А у другого автора – «слух заворожен»,  «полетом пальцев»,  «в ликующих раскатах».
Интересно понаблюдать и за звучанием этих стихотворений. Оба о музыке и наполнены музыкой. Давайте проанализируем периодичность использования звуков у обоих авторов, ведь ещё М.В.Ломоносов говорил о том, что каждый звук имеет и смысл, и свой собственный цвет.

Александр Блок 

Алесь Звонак

 А-17;  О -5 - - звуки широты и восторга

Е - 9 , И -5 – нежные, трепетные, ласковые

У – 9, Ы – 1 –звуки уныния, тревоги, страха

А- 16,  О – 10 - - звуки широты и восторга

Е - 14 , И -  4 - нежные, трепетные, ласковые
У -8, Ы -3 - звуки уныния, тревоги, страха

Анализ ударных гласных показал, что настроение, которое преобладает в этих стихотворениях радостное, торжественное, значит светлое и жизнеутверждающее. Да и противопоставления, которые используют оба автора, тоже настраивают нас на то, что мир, полный звуков, это мир жизни и любви. Особенно ярко это у Алеся Звонака:

                                                Мир ярких звуков, трепетных созвучий,

   Ты, к сожаленью, не подвластен мне,

Но слух твоей мелодией зовущей...

                                                 Пусть не дано мне гроз и грез
                                                Будить полетом пальцев вдохновенных,..

           Зато всем сердцем, каждой нитью нерва,

Два стихотворения – два взгляда  на музыку, два неповторимых героя. С каким героем интереснее? Какой из героев ближе и понятнее? Каждый должен сам ответить на этот вопрос. А что для нас с вами музыка? Мир грез или реальность?  Она уводит от проблем   или  сопровождает и даёт силы? Вслед за Платоном хочется воскликнуть : «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему, делает человека счастливым… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Сравнительный анализ стихотворений А. Блока «Я никогда не понимал» и А. Звонака «Мир ярких звуков»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Товаровед-эксперт

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Поэзия и музыка. Об этом пойдет речь в статье, подготовленной к уроку литературы в 7 классе. Александр Блок и белорусский поэт Алесь Звонак. Именно их стихи будут анализироваться на уроке.
Два стихотворения – два взгляда  на музыку, два неповторимых героя. С каким героем интереснее? Какой из героев ближе и понятнее? Каждый должен сам ответить на этот вопрос. А что для нас с вами музыка? Мир грез или реальность?
В статье анализируются стихотворения поэтов разных эпох, их разделяет целая эпоха, но говорят они об одном и том же - о музыке.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 949 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 2147
    • DOCX 35.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Феоктистова Светлана Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 19615
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 761 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 72 регионов
  • Этот курс уже прошли 5 618 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Мини-курс

Основы инженерной подготовки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы гештальт-терапии: история и теория

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Продажи и самопрезентация в социальных сетях

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 108 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек