Доклад
Сравнение как один из приемов
умственных действий
на уроках литературы
Одна из важнейших
задач изучения любой учебной дисциплины –развитие учащихся.
Условием
достижения положительного результата является развитие мышления учащихся, обучение
их познавательным универсальным учебным действиям. Выделяют такие УУД:
сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, синтез, классификация,
расширенный поиск информации и другие.
На уроках
литературы часто применяю прием сравнения. «Все познается в сравнении» – эта
расхожая фраза передает глубокий смысл процесса познания.
Философы считают,
что без сравнения невозможен процесс мышления, а физиологи утверждают, что
функции сличения и различения – основа умственных действий человека. Все это
говорит о том, насколько важно для развития учащегося умение сравнивать,
выделять общие черты.
На уроках
предлагаю памятки, которые помогают учащимся определить объекты, критерии
сравнения, делать выводы.
Памятка №1 «Как
сравнивать»
1.
Подумай,
по каким линиям и в какой последовательности можно сравнивать изучаемые
объекты.
2.
Установи
их общие существенные признаки.
3.
Определи
существенные различия между ними.
4.
Сделай
(если нужно) вывод, вытекающий из сравнения.
Научив определять
объекты и критерии сравнения, делать выводы, можно знакомить учащихся с разными
видами сравнения.
Н
После того, как
учащиеся познакомились с сущностью сравнения как мыслительной операции, они
могут использовать это умение при выполнении разных заданий на уроке и дома.
В разных
ситуациях сравнение приводит к достижению разных целей.
Например,
сравнивая два эпизода встречи Андрея Болконского с дубом, определяем место
эпизодов в композиционном плане, в эмоциональном, психологическом, философском.
В восьмом классе,
предлагая сравнить два эпизода из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (гл.
1 «Гринев требует у Савельича деньги, чтобы вернуть долг Зурину» и второй
эпизод: «Петр Гринев дарит заячий тулупчик человеку, который вывел его к
постоялому двору »), пересказываем эти эпизоды, называем персонажей, рассуждаем,
как представлен в этих эпизодах Пётр Гринёв, в чём сходство и различие
поступков героя.
Делаем вывод о том, что в первом
эпизоде герой просит слугу Савельича отдать деньги, которые он проиграл Зурину,
выбрасывает деньги на ветер, чем очень расстроил слугу. И ведь понимает Пётр
Гринёв, что так нельзя тратить деньги, и стыдно ему за такой свой поступок. Но
он барин, а Савельич его слуга, ему ничего не остаётся делать, как взять на
себя равнодушный вид и требовать у слуги деньги. Потом он попросит у Савельича
прощение, «ему было жаль бедного старика».
А когда благодарит встреченного в
степи вожатого , отдавая свой заячий тулупчик, понимает, что его жизнь зависела
от этого человека, ведь вожатый спас его, он мог замёрзнуть во время бурана в
степи И отблагодарить человека просто необходимо. Это дело чести. Так он
должен поступить. И на возмущающегося Савельича наш герой внимания не обращает
.
Выявляем в эпизоде черты характера,
нравственные качества Гринева. Говорим о значение эпизодов в раскрытии идейного
смысла произведения.
Обратившись к
сравнению этих эпизодов, можно обсудить очень важную проблему – проблему
сохранения лучших нравственных качеств, понятия чести, вновь обратиться к
эпиграфу повести. «Береги честь смолоду» - наказывал Петруше отец. Следует ли
молодой Гринев этому наказу можно лучше узнать, используя прием сравнения.
Таким образом,
если учащиеся овладевают умением сравнивать, это способствует пониманию
сущности других приемов умственных действий: обобщения, анализа, классификации.
Используя на
уроках литературы сравнение как прием умственной деятельности, пришла к выводу,
что ученики, испытывающие трудности при определении критериев сравнения, при формулировке
выводов, стали легче справляться с подобными заданиями. Теперь они могут сравнивать
не только внешние показатели, но и выявлять сходства и различия героев, например,
через речь.
Умение сравнивать – это умение, открывающее возможность
широкой ориентации учащихся в различных предметных областях , в строении самой
учебной деятельности.
Литература:
1.
В.В.
Давыдов «Проблемы развивающего обучения». – М., «Педагогика». 1986
2.
Журнал
«Народное образование». №8, 2003.
3.
Л.Д.
Столяренко «Основы психологии». Ростов-на-Дону. !Феникс» 1997.
4.
Приложение
«1 сентября». №9, 25-26, 2004.
Литература:
5.
В.В.
Давыдов «Проблемы развивающего обучения». – М., «Педагогика». 1986
6.
Журнал
«Народное образование». №8, 2003.
7.
Л.Д.
Столяренко «Основы психологии». Ростов-на-Дону. !Феникс» 1997.
8.
Приложение
«1 сентября». №9, 25-26, 2004.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.