Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыСправочный материал по русскому языку

справочный материал по русскому языку

Скачать материал

 

 

ШПАРГАЛКА

Буквы и звуки.

а

о

у

ы

э

н

м

л

р

й

б

в

г

д

ж

з

 

 

 

 

Ъ

я

ё

ю

и

е

 

 

 

 

 

п

ф

к

т

ш

с

х

ц

ч

щ

ь

Буквы – это знаки. Мы их пишем и видим. Букв 33. Буквами на письме  обозначают звуки. Мы их произносим и слышим. Звуки бывают гласные и согласные.

 

 

 

Гласные звуки произносятся с голосом. Гласный звук может быть ударным или безударным: коза.

Букв гласных звуков 10:     а, я, о, ё, у, ю, и, ы, э, е.

Гласных звуков 6:     [а, о, у, э, и, ы].

Буквы гласных могут обозначать один звук или два.

Буквы е, ё, ю, я (буквы «с секретом») обозначают два звука, если:

· стоят в начале слова : ярмарка [йа], ель [йэ]

· после буквы гласного: большую[йу],

· после ъ, ь знаков: подъезд[йэ], пьёт [йо].

· Буква и после ь тоже обозначает два звука: соловьи [йи].

Буквы гласных звуков: е, ё, ю, я, и дают согласным «сигнал мягкости» (делают согласный мягким)

При произнесении согласных звуков воздух встречает преграду. Букв согласных звуков 21, а звуков 36. Все согласные делятся на глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.

 

 

парные

непарные

звонкие

 б в г д з ж

й л м н р

глухие

 п ф к т с ш

х  ц ч щ

 

Глухие и звонкие согласные бывают твёрдыми и мягкими. Мягкость согласных обозначаются гласными: е, ё, ю, я, и, мягким знаком.

Всегда твёрдые: [ж, ш, ц].          Всегда мягкие: [й, ч, щ].                  ь, ъ не обозначают звука.

Транскрипция – запись слова так, как мы его произносим. Знак транскрипции [  ]

 

 

 

Схема фонетического разбора:

1.                     Записать слово, поставить ударение, разделить слово на слоги, сосчитать количество слогов;

2.                     Характеризовать звуки: гласный ударный  или безударный; согласный звонкий

или глухой, парный или непарный, твёрдый или мягкий, парный или непарный;

3.                     Сосчитать количество букв и звуков.

Помни: двойной согласный  обозначает один долгий согласный звук: масса  [маса]

Парные звонкие согласные перед глухими или на конце слова оглушаются: сказка  [скаска], хлеб [хлеп]

Мягкость согласного обозначается запятой.

Безударный гласный [а] может быть записан буквами а, о;

Безударный гласный звук [и] может быть записан буквами: и, е, я.

В корнях некоторых слов звуки [д, т, в, л]  не произносятся, а буквы: д, т, в, л  пишутся. Например: грустно, солнце.

 

Пример фонетического разбора слова

Подъ - езд-2 слога

1.                     п-[п ]- согл., парн.глух., парн.тв.

2.                     о - [а] – гл., безуд.

3.                     д-[д]-согл., парн.  звон., парн. тв.

4.                     ь -[-]--------------

5.                     е-[й]- согл., непар.звон., непар. мягк

               -[э]-гл., уд.

6.                     з-[з]-согл., парн. зв., парн. тв.

7.                     д-[т]-согл., парн. зв., парн. тв.

7 б., 7 зв.

 

Слогоделение. Перенос слов.

Слог – это часть слова. Слово делится при произношении на части – на слоги.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Слова переносятся по слогам. При переносе слов НЕЛЬЗЯ:

1)                     Одну букву оставлять на строке или переносить на другую строку:  уче-ник, мою, идём;

2)                     Переносить слова, состоящие из одного слога: мост, пост, клей, йод;

3)                     Отрывать от предшествующих букв буквы Й, Ь, Ъ: вой-на, май – ор, подъ-езд, буль-он;

4)                     Отрывать от Ы в начале корня предшествующую согласную приставки: ра-зыскать, ро-зыгрыш;

5)                     При переносе нельзя отрывать конечные или начальные согласные буквы приставок, корней, суффиксов, а также частей сложносокращённых слов: под-бить, раз-мах, город-ской, учит-ся, спец-одежда;

ПОМНИ:

6)                     При переносе слов с двумя согласными одна согласная остаётся на строке, другая переносится: групп-па, ван-на, мас-са;

7)                     Сонорные звуки: й, р, л, м, н.

При стечении согласных допускаются разные варианты переноса:

·группа «сонорный+шумный» разобьются слоговой границей: кар-та, сол-дат

·группа «шумный+сонорный», «шумный+шумный», «сонорный+сонорный» отходят к следующему слогу:  ко-тлы, мо-сты, во-лнам

 

 

 

 

 

Суффикс

это часть слова, стоящая за корнем и служащая для образования новых слов.

Суффиксы существительных:

С уменьшительно – ласкательным значением: - к-, -ок-,- ек-, -ёк-, -ик-, -ечк-, -очк-, -ушк-, -юшк-,

-еньк-, -ышк-, -ишк-.

Со значением увеличения: -ищ-

Образуют слова, называющие лиц мужского пола: -ец-, -иц-,  -ак-, -як-, -ун-, -ач-, -ар-, -ист-, -аст-,

-тель-, -чик-, -щик-.

Образуют слова, называющие лиц женского пола: -ниц-, -к-.

Со значением определения состояния предмета: -ик-, -изн-, -ость-, -есть-, -ни-., -ени-.

Суффиксы, образующие прилагательные: - ист-, -н-, -ов-, -ев-, -ив-, -ск-, -онн-, -енн-, -чив-, -лив-, -ат-, -ят-, -к-, -ск-.

Суффиксы, образующие глаголы :-и-, -ы-, -а-, -о-, -е-, -ну-, -ева-, -ыва-, -ова-, -ева-.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Справочный материал по русскому языку"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по переработке нефти и газа

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ШПАРГАЛКА

Буквы и звуки.

а

о

у

ы

э

н

м

л

р

й

б

в

г

д

ж

з

 

 

 

 

Ъ

я

ё

ю

и

е

 

 

 

 

 

п

ф

к

т

ш

с

х

ц

ч

щ

ь

Буквы – это знаки. Мы их пишем и видим. Букв 33. Буквами на письме  обозначают звуки. Мы их произносим и слышим. Звуки бывают гласные и согласные.

 

 

 

Гласные звуки произносятся с голосом. Гласный звук может быть ударным или безударным: коза.

Букв гласных звуков 10:     а, я, о, ё, у, ю, и, ы, э, е.

Гласных звуков 6:     [а, о, у, э, и, ы].

Буквы гласных могут обозначать один звук или два.

Буквы е, ё, ю, я (буквы «с секретом») обозначают два звука, если:

·стоят в начале слова : ярмарка [йа], ель [йэ]

·после буквы гласного: большую[йу],

·после ъ, ь знаков: подъезд[йэ], пьёт [йо].

·Буква и после ь тоже обозначает два звука: соловьи [йи].

Буквы гласных звуков: е, ё, ю, я, и дают согласным «сигнал мягкости» (делают согласный мягким)

При произнесении согласных звуков воздух встречает преграду. Букв согласных звуков 21, а звуков 36. Все согласные делятся на глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.

 

 

парные

непарные

звонкие

 б в г д з ж

й л м н р

глухие

 п ф к т с ш

х  ц ч щ

 

Глухие и звонкие согласные бывают твёрдыми и мягкими. Мягкость согласных обозначаются гласными: е, ё, ю, я, и, мягким знаком.

Всегда твёрдые: [ж, ш, ц].          Всегда мягкие: [й, ч, щ].                  ь, ъ не обозначают звука.

Транскрипция – запись слова так, как мы его произносим. Знак транскрипции [  ]

 

 

 

Схема фонетического разбора:

1.                     Записать слово, поставить ударение, разделить слово на слоги, сосчитать количество слогов;

2.                     Характеризовать звуки: гласный ударный  или безударный; согласный звонкий

или глухой, парный или непарный, твёрдый или мягкий, парный или непарный;

3.                     Сосчитать количество букв и звуков.

Помни: двойной согласный  обозначает один долгий согласный звук: масса  [маса]

Парные звонкие согласные перед глухими или на конце слова оглушаются: сказка  [скаска], хлеб [хлеп]

Мягкость согласного обозначается запятой.

Безударный гласный [а] может быть записан буквами а, о;

Безударный гласный звук [и] может быть записан буквами: и, е, я.

В корнях некоторых слов звуки [д, т, в, л]  не произносятся, а буквы: д, т, в, л  пишутся. Например: грустно, солнце.

 

Пример фонетического разбора слова

Подъ - езд-2 слога

1.                     п-[п ]- согл., парн.глух., парн.тв.

2.                     о - [а] – гл., безуд.

3.                     д-[д]-согл., парн.  звон., парн. тв.

4.                     ь -[-]--------------

5.                     е-[й]- согл., непар.звон., непар. мягк

               -[э]-гл., уд.

6.                     з-[з]-согл., парн. зв., парн. тв.

7.                     д-[т]-согл., парн. зв., парн. тв.

7 б., 7 зв.

 

Слогоделение. Перенос слов.

Слог – это часть слова. Слово делится при произношении на части – на слоги.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Слова переносятся по слогам. При переносе слов НЕЛЬЗЯ:

1)                    Одну букву оставлять на строке или переносить на другую строку:  уче-ник, мою, идём;

2)                    Переносить слова, состоящие из одного слога: мост, пост, клей, йод;

3)                    Отрывать от предшествующих букв буквы Й, Ь, Ъ: вой-на, май – ор, подъ-езд, буль-он;

4)                    Отрывать от Ы в начале корня предшествующую согласную приставки: ра-зыскать, ро-зыгрыш;

5)                    При переносе нельзя отрывать конечные или начальные согласные буквы приставок, корней, суффиксов, а также частей сложносокращённых слов: под-бить, раз-мах, город-ской, учит-ся, спец-одежда;

ПОМНИ:

6)                    При переносе слов с двумя согласными одна согласная остаётся на строке, другая переносится: групп-па, ван-на, мас-са;

7)                    Сонорные звуки: й, р, л, м, н.

При стечении согласных допускаются разные варианты переноса:

·                        группа «сонорный+шумный» разобьются слоговой границей: кар-та, сол-дат

·                        группа «шумный+сонорный», «шумный+шумный», «сонорный+сонорный» отходят к следующему слогу:  ко-тлы, мо-сты, во-лнам

 

 

 

 

 

Суффикс

это часть слова, стоящая за корнем и служащая для образования новых слов.

Суффиксы существительных:

С уменьшительно – ласкательным значением: - к-, -ок-,- ек-, -ёк-, -ик-, -ечк-, -очк-, -ушк-, -юшк-,

-еньк-, -ышк-, -ишк-.

Со значением увеличения: -ищ-

Образуют слова, называющие лиц мужского пола: -ец-, -иц-,  -ак-, -як-, -ун-, -ач-, -ар-, -ист-, -аст-,

-тель-, -чик-, -щик-.

Образуют слова, называющие лиц женского пола: -ниц-, -к-.

Со значением определения состояния предмета: -ик-, -изн-, -ость-, -есть-, -ни-., -ени-.

Суффиксы, образующие прилагательные: - ист-, -н-, -ов-, -ев-, -ив-, -ск-, -онн-, -енн-, -чив-, -лив-, -ат-, -ят-, -к-, -ск-.

 

Суффиксы, образующие глаголы :-и-, -ы-, -а-, -о-, -е-, -ну-, -ева-, -ыва-, -ова-, -ева-.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 003 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 03.10.2020
  • 497
  • 2
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 668
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.12.2014 503
    • DOCX 24.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Габелко Наталия Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Габелко Наталия Александровна
    Габелко Наталия Александровна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 19562
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1529 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 886 человек

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Мини-курс

Психологические основы профессиональной деятельности педагога-психолога

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стартап: стратегия, развитие, и инвестиции

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Идеи эпохи Просвещения: педагогическое значение для современности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе