Справка
по итогам изучения
состояния преподавания биологии
в Евпаторийской
общеобразовательной школе I-III ступеней №12
Согласно
годовому плану работы управления образования, методического кабинета управления
образования, с целью определения уровня учебных достижений, сформированности у
учащихся общеучебных умений с 12 декабря 2012г по 01 февраля 2013года в ЕОШ 1-Ш
ступеней № 12 было изучено состояние преподавания биологии.
В ходе
проверки представители администрации посещали уроки, внеклассные мероприятия,
дополнительные занятия по биологии, были изучены учебно-материальная база
кабинета и методическое обеспечение преподавания предмета.
1.Нормативно-правовое, научно-методическое
обеспечение преподавания предмета
Обучение
биологии в 2012/2013 учебном году в школе осуществляется в соответствии с
Типовыми учебными планами, утвержденными приказами Министерства образования и
науки Украины (от 05.02.2009 № 66 «О внесении изменений в приказ МОН Украины от
23.02.2004 №132 «Об утверждении Типовых учебных планов общеобразовательных
учебных заведений 12-летней школы» и от 27.08.2010 № 834 «Об утверждении
Типовых учебных планов общеобразовательных учебных заведений III ступени»),
инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки, молодежи и
спорта Украины от 01.06.2012 № 1/9-426 «Об изучении биологии, экологии,
природоведения в 2012/2013 учебном году».
В 2012/2013 учебном году преподавание биологии в школе
осуществляется по следующим программам:
- 7-9 кл. Програма для загальноосвітніх навчальних закладів.
Біологія. 7-11 класи – К.: Ірпінь: Перун, 2005.
- 10-11 кл. Уровень стандарта,
академический, профильный
- Програми для профільного навчання учнів
загальноосвітніх навчальних закладів: рівень стандарту, академічний рівень,
профільний рівень. – Тернопіль: Мандрівець, 2011.
- Програма для загальноосвітніх навчальних
закладів 10-11 клас: рівень стандарту, академічний рівень, профільний рівень.
–К: 2010.
- Програма для загальноосвітніх навчальних
закладів. Біологія. 10-11 класи. (Рівень стандарту, академічний, профільний
рівень) (сайт Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины)
Важной составляющей преподавания биологии в
основной школе является профориентация по предмету. Для этого в 10-Б классе
введен факультатив «Биохимические основы жизни».
Школа укомплектована учебниками, рекомендованными
программой по биологии:
7 кл. – «Биология». Мусиенко
Н.Н. – 100%
8 кл – «Биология».
Базанова Т.И. – 100%
9 кл – «Биология». Матяш
Н.Ю. – 100%
10кл – «Биология». Балан
П.Г. – 100%
11кл – «Биология». Балан
П.Г. – 100%
2. Учебно-материальная база по предмету
Уроки биологии проводятся в кабинете биологии, в
котором собран материал, необходимый для преподавания предмета, имеются
материалы для подготовки учащихся к тематическим аттестациям, справочники.
Кабинет
биологии оборудован в соответствии с требованиями Положения об учебных
кабинетах общеобразовательных учебных заведений. В кабинете имеется
лаборантская, оборудованная стеллажами, секционным шкафом с наглядным
материалом. Собрано большое количество учебного оборудования и учебных пособий:
гербарии, влажные препараты, микропрепараты, модели (муляжи, скелеты, чучела),
наборы реактивов и материалов, демонстрационные приборы, различные виды
растений. Систематизированы учебные таблицы, карты. Учителя биологии многие
уроки проводят с применением информационно-компьютерных технологий:
разработаны презентации для уроков по различным темам, как самими учителями,
так и учащимися (творческие проектные работы). Практически по каждой теме
созданы тесты (компьютерный вариант, программа «Тестер»), систематически
используемые на уроках в различных классах. Кабинет оснащен телевизором, DWD, компьютером, мультимедийным
проектором, использование которых позволяет более эффективно достигать целей
урока. Применение ТСО на уроках всегда продуманно, уместно. Учителя постоянно
пополняют медиатеку кабинета, используя Интернет-ресурсы.
Кабинет
биологии оформлен постоянными и сменными учебно-методическими экспозициями:
«Развитие органического мира», «Эволюционное древо», «Виды, нуждающиеся в
охране», «Экология Крыма», «Портреты выдающихся ученых-биологов» и др.
3. Информационно-аналитическое обеспечение
В школьном методическом кабинете сосредоточена
подписная литература. Это «Інформаційний
збірник», «Педагогический
вестник Крыма», в которых
опрубликованы методические рекомендации по предмету, а также журнал «Біологія і хімия в школі».
В
кабинете биологии для учащихся имеются папки с материалом для проведения
практических и лабораторных работ, сборники для проведения контрольных и лабораторных
работ, тестовые задания для итоговых работ.
4.Кадровое
обеспечение
В школе
работает 2 учителя биологии.
Фамилия, имя, отчество
|
Педстаж
|
Образование
|
Категория
|
Аттестация
|
Курсовая переподготовка
|
ШАПА ЛАРИСА
ГЕОРГИЕВНА
|
17 л
1 м
|
Высшее,
Полтавский пединститут
1990
|
высшая
ст, учитель
|
2007
|
2007
|
ШАБАЛКИНА ТАТЬЯНА
ИВАНОВНА
|
22 г
7 м
|
высшее, Томский госуниверситет
1981
|
I
|
2009
|
2007
|
5. Качество организации учебного процесса
Администрацией школы,
руководителем методического объединения учителей естественного цикла проводится
контроль знания учителями содержания обучения, пояснительных записок к
программам, критериев оценивания. Работа по изучению и разъяснению основных
методических рекомендаций, критериев оценивания учащихся проводится на
заседаниях школьного методического объединения, при собеседовании с
администрацией школы, при анализах посещенных уроков.
Учителя биологии осуществляют
преподавание предмета в соответствии с учебными программами, выполнение которых на период проверки
соответствовало календарно-тематическому планированию. Имеются поурочные планы,
которые также соответствуют учебным программам и составляются в соответствии с
рекомендациями.
Расписание занятий учащихся по биологии
составлено рационально, с учетом санитарно-гигиенических требований.
Уроки биологии активно посещаются заместителем
директора по УВР в ходе проверок состояния преподавания предмета.
Повышению квалификации учителя способствуют курсы
повышения квалификации при КРИППО, аттестация, семинары-практикумы, работа в
МО, самообразовательная работа учителя.
6. Профессиональная, методическая
подготовленность учителя
В
период проведения контроля администрацией школы были посещены уроки биологии.
Проверка показала, что учитель биологии Шапа Л.Г.
владеет методикой преподавания предмета, знает теоретический материал и
преподает его в соответствии с требованиями учебной программы. Четкая система
поурочного и тематического контроля знаний и умений способствует установлению
постоянной обратной связи учителя и учащихся, своевременной коррекции знаний. Поурочные планы отображают работу
учителей по выполнению государственных программ, индивидуальную и
дифференцированную работу учащихся. На своих уроках Шапа Л.Г. активно применяет
различные интерактивные методы, в т. ч. информационно-компьютерные технологии:
использует как для изучения нового материала, так и для проверки знаний
презентации, к созданию которых широко привлекаются учащиеся (индивидуальные и
групповые проекты), а также учителем созданы компьютерные варианты тестов,
используемые практически на каждом уроке. Наряду с инновационными методами,
учитель применяет традиционные формы: работа с учебником, подготовка
опережающих заданий; также уделяется большое внимание межпредметным связям. Все
вышеуказанные методы имеют индивидуальную, групповую формы работы.
Учитель биологии Шабалкина Т.И. владеет методикой преподавания предмета,
стремится построить урок методически правильно. Старается заинтересовать
учащихся, используя на уроках наглядность, а также указывая на практическую
значимость предмета. Учитывая индивидуальные особенности детей, стремится
добиться понимания и усвоения материала каждым учеником, используя
индивидуальные задания на карточках, а также опережающие задания. В своей
работе учитель применяет инновационный метод естественнонаучных проектов. Они
имеют четко-обозначенную исследовательскую задачу. Также применяется «Мозговой
штурм», где учащимися нарабатываются версии для решения проблемного вопроса, а
затем выбирается оптимальный ответ. Все уроки Шабалкиной Т.И. имеют
природоохранную, экологическую направленность. Однако в ходе проверки было
выявлено, что в свете проблемы школы учитель не использует
информационно-компьютерные технологии в связи с недостаточной степенью владения
компьютером и умением самостоятельно создавать компьютерные презентации.
В школе создано методическое объединение учителей
естественного цикла. Собраны анализы работы МО за прошедшие 5 лет, что
позволяет определить цели и задачи на текущий год, проводится диагностирование
учителей.
Планирование работы на год проводится с учетом
проблемы и задач Управления образования, школы, потребностей педагогических
работников.
7. Документация учителей и учащихся
Оценивание учебных достижений учащихся
осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями и требованиями нормативных
документов, в которых предусмотрены самостоятельные, практические, лабораторные
и контрольные работы.
Поурочные планы отображают работу учителя по
выполнению государственных программ, индивидуальную и дифференцированную работу
учащихся.
В соответствии
с годовым планом внутришкольного контроля администрацией проводится контроль за
ведением школьной документации. Итоги анализируются в приказах, которые
заслушиваются на педсоветах. При заполнении журналов, оформлении календарных
планов учителя соблюдает требования единого
орфографического режима, а также рекомендации к ведению тематического учета
знаний учащихся и ведению классных журналов. Государственная учебная программа
по биологии выполняется, правильно организован тематический учет знаний учащихся.
Объем домашних заданий соответствует норме, комментируется
8.Система внеклассной работы
В школе организована внеклассная работа по
биологии: это занятия предметного кружка, мероприятия в соответствии с планом
работы МО учителей естественного цикла. В числе таких мероприятий – проведение
Недели естественного цикла, материалы которой ежегодно систематизируются и
оформляются в виде методической папки, а также участие в республиканских
программах эколого-натуралистического направления, таких как «Биолог года», «В
объективе натуралиста» и др.
Проводится работа в Зеленом зале: создан реестр
растений, подписи и таблички для растений и животных, изложены требования к
условиям их содержания, разработан график кормежки животных, и, в соответствии
с ним, организовано дежурство классов. Однако отсутствует практическая
направленность Зеленого зала (проведение уроков в Зеленом зале,
научно-исследовательская деятельность учащихся на его базе).
На протяжении многих лет учителя школы ведут
работу с одаренными детьми.
По
итогам II этапа Всеукраинской олимпиады по биологии с 2007 отмечены стабильные
результаты учащихся.
2007-2008 уч.г.
|
2008-2009уч.г
|
2009-2010 уч.г.
|
2010-2011
|
2011-2012
|
2
|
|
1
|
4
|
5
|
Учителя
биологии ежегодно принимают активное участие в работе городской сессии МАН
«Искатель», на которой учащиеся школы защитили свои работы и получили звание
КДЧ МАН
2007-2008 уч.г.
|
2008-2009уч.г
|
2009-2010 уч.г.
|
2010-2011
|
2011-2012
|
4
|
3
|
3
|
1
|
2
|
Постоянно осуществляется контроль за проведением
учителями биологии индивидуальных часов и спецкурсов. Вопрос заслушивается два
раза в год (на январском педсовете и на одном из заседаний МО учителей естественного
цикла).
9.Руководство и контроль
Контроль состояния преподавания биологии
в школе осуществляется в соответствии с перспективным планом внутришкольного
инспектирования отдельных предметов, в основе которого лежит пятилетний цикл,
включающий в себя такие виды контроля, как фронтальный, тематический, обзорный,
предупредительный, персональный, классно-обобщающий.
Организация контроля за состоянием
преподавания биологии
Вид проверки
|
Где слушался вопрос
|
№ протокола
|
дата
|
Форма подведения итогов
|
2008-2009
|
Текущий контроль состояния преподавания
|
Методическое объединение
|
|
|
Анализ на МО
|
2009-2010
|
Тематический контроль состояния преподавания
по теме «Использование проектных и информационных технологий с целью
формирования позитивной учебной мотивации и развития творческих способностей
учащихся»
|
Методсовет
|
№3
|
26.03.10
|
Справка №23 от 23.02.2010г
|
Методическое объединение
|
№2
|
26.03.10
|
2010-2011
|
Предупредительный контроль состояния
преподавания
|
Методическое объединение
|
№5
|
10.05.11
|
Анализ на МО
|
2011-2012
|
Фронтальный контроль состояния преподавания
|
Педсовет
|
№1
|
16.01.2012
|
Справка №
от 29.12.2011г
|
Методическое объединение
|
№1
|
10.01.2012
|
2012-2013
|
Обзорный контроль состояния преподавания
биологии (во исполнение рекомендаций, данных в ходе фронтального контроля в
декабре 2011г)
|
Методическое объединение
|
№9
|
07.11.2012
|
Анализ на МО
|
сов. при директоре
|
№9
|
26.10.2012
|
10. Выводы о результатах изучения
состояния предмета
1.
Работа учителей биологии
обеспечивает выполнение учебного плана и государственной программы
2.
Учителя работают по календарным планам,
утвержденным администраций школы, и систематически готовятся к урокам.
3.
Учителя биологии сочетают
теоретический и практический материал, применяя различные формы и методы
проведения уроков
4.
Учителя активно
применяет на уроках интерактивные методы обучения
11. Рекомендации
- Шапе Л.Г. продолжить работу по
пополнению методической базы преподавания биологии
Срок – 1.03.13г
Отв. – руководитель МО
- Заслушать отчеты на МС учителей
биологии по вопросу совершенствования материальной базы кабинета.
Срок – 1.03.13г
Отв. – руководитель МО
- Спланировать работу с одаренными детьми
по подготовке к олимпиадам
и сессии МАН в 2013-2014 уч.г.
Срок – февраль 2013г
Отв. – председатель МО
- Председатель МО Шапе Л.Г.
спланировать и представить на утверждение администрации работу с учащимися
в Зеленом зале в 2013 году, учитывая его практическую направленность
Срок – 1.03.13г
Отв. – руководитель МО
Заместитель директора по УВР Е.Г.
Паламарчук
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.