Инфоурок Математика Другие методич. материалыСпособы решения текстовых задач

Способы решения текстовых задач

Скачать материал

 

 

Моделирование как средство решения текстовых задач.

 

      Проблемой моделирования текстовых задач я занимаюсь с 2000-2001 учебного года. Считаю, что формирование умения решать задачи является одной из основных целей обучения математике в начальной школе.

      Изучив теоретическую сторону данной проблемы  и, исходя из практического опыта, пришла к выводу, что среди  с существующих методических подходов к формированию умения решать задачи, таких как: 1) формирование умения решать задачи определенного вида; 2) применение семантического и математического анализа, когда задача разбирается от данных к цели и от цели к данным, моделирование является наиболее эффективны методом. Моделирование позволяет выйти на обобщенные способы решения различных видов задач. Формирование действий моделирования, общих методов решения задач предполагает качественно иной подход к формированию умения решать задачи, так как моделирование является и способом познания, позволяющим видеть любой предмет, в том числе и задачу, как объект исследования, определять действия с ним задолго до того, как будет получен конечный результат. А это значит, с начального момента должен быть символ, который позволит ориентироваться в задаче и анализировать её, будет служить средством продвижения в её решении.

       Текст любой сюжетной задачи можно представить по-другому (предметно, графически, с помощью таблиц, формул и т. д.). Это и есть переход от словесного моделирования к другим формам моделирования.

       В своей работе по формированию у учащихся умения решать текстовые задачи я использую прием моделирования задачи при помощи графов, где вершинами являются данные задачи, а рёбрами - обозначаются  отношения между данными и искомым.

       Подготовительный этап:

1) Формирование понятия об арифметическом действии и умении «переводить» реальные ситуации и наоборот.

        Например, при изучении понятия действия сложения, используются такие задания:

        а) У Саши три тетради в клетку и две тетради в линейку. Обозначь все тетради треугольниками и покажи, сколько всего тетрадей у Саши.

 

 

 


      Заменим количество треугольников числами «3» и «2». Что значит сложить.( объединить) Какой знак поставим между числами. Получим запись: 3 + 2   .Найдём значение: 3 + 2 = 5

      б) Рассмотри запись: 3 + 1 = 4.Нарисуй соответствующий ей схематичный рисунок.

 

 

 


2) Развитие приёмов логического мышления (анализ, синтез, обобщение).

3) Формирование умения соотносить текст, предметные действия и символическую модель.

После подготовительного этапа приступаю к целенаправленной работе по обучению моделированию, используя следующий алгоритм:

1)      Соотнесение реальной ситуации с предметным действиями ( « перевод»на конкретную наглядность).

2)      « Перевод» с конкретной наглядности на условный рисунок.

3)      Замена условного рисунка графом.

 

1. Соотнесение реальной ситуации с предметными действиями.

 

    Например: Задача.  На клумбе сидели шесть бабочек. Две бабочки улетели. Сколько бабочек осталось.

-Что было.

-Что изменилось .

-Что стало.

     Ответы детей иллюстрируются выставлением предметных картинок на наборном полотне. Затем заменяем предметы и действия математическими знаками. Ученики составляют решение задачи: 6 -2 = 4.

 

2. « Перевод» с наглядности на условный рисунок.

    Например: Задача. В классе было 7 ребят. Вошли ещё двое. Сколько стало в классе ребят.

-Обозначьте квадратиками число ребят, которые были в классе.

 

 

 

 

 


- Что изменилось. Нарисуйте столько квадратиков, сколько ещё пришло ребят в класс.

Покажите на рисунке, сколько всего стало ребят в классе.

    Заменим условный рисунок математическими знаками, запишите решение задачи.

7 + 2 = 9.

 

3. Замена условного рисунка графом.

   Задача: В вазе стояло 3 синих цветка и 4 жёлтых. Сколько всего цветов было в вазе.

   На доске выполняется условный рисунок, соответствующий содержанию задачи ( см. 2-ой этап).

 

- Для того, чтобы не выполнять каждый раз рисунки к задачам, заменим предметы числами.

На доске: Закрываем палочки, обозначающие синие цветки кружком, обозначаем числом 3. Аналогично поступаем с изображением жёлтых цветов. Получаем запись:

 

 


 

  В третьем кружке покажем, сколько всего цветов вазе. Нам не сказано сколько их всего вместе, поэтому в третьем кружке ставим вопросительный знак.

 

 

 


- Каким математическим действием покажем, что цветы объединили. Получаем граф:

 

 

 

 


Записываем решение задачи: 3 + 4 = 7(ц.)         Ответ: 7 цветов

    В процессе изучения видов задач в пределах известных детям арифметических действий с числами, они знакомятся со следующими опорными моделями:

 

 

 

 

 


      Сколько  всего?     вместе?                                  ….раз по…….

 

 

 

 

 

    Сколько осталось?                                                     Распределить поровну 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

   на……  больше                                                        в …..  раз больше

 

 

 

 

              

 

 

 

 

     на…..    меньше                                                      в …..  раз меньше

 

 

 Для построения модели любой сюжетной задачи необходимо выделить в задаче цель, данные величины, зафиксировать все отношения, чтобы с опорой на эту модель можно было продолжить анализ, позволяющий составить план и искать оптимальные пути решения.

    Данные модели являются эффективным средством поиска решения задач. Они позволяют сформировать у каждого ученика умение решать задачи не за счёт «натаскивания» на основе решения большого числа задач определённого вида, а за счёт разнообразной творческой деятельности каждого ученика.

    Ребёнок должен научиться:

1)      по ходу чтения текста задачи изображать на схеме величины и обозначать связи между ними;

2)      по схеме составлять математическое выражение или уравнение;

3)        устно в словесной форме дать ответ на вопрос, записывая выражение или его числовое значение.

    Для развития творческого потенциала каждого ученика использую следующие приёмы работы над задачей, применяемые в технологии развивающего обучения по системе Л.В. Занкова:

- преобразование текстов, не являющихся задачами в задачи;

- изменение вопроса задачи таким образом, чтобы действий в решении стало больше (меньше);

- внесение в задачу таких изменений, чтобы в ней появились лишний ( недостающие) данные;

- изменение вопроса задачи таким образом, чтобы задача стала не решаемой;

- изменение текста задачи таким образом, чтобы в её решении появилось обратное действие,

- составление задач, обратных данным,;

- сравнение задач с одинаковым сюжетом, но различным математическим содержанием;

- сравнение задач с разным сюжетом, но с одинаковым математическим содержанием.

   Систематическая работа над формированием у детей умения моделировать текстовые задачи при помощи графов позволяет мне добиваться хороших результатов в обучении.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Способы решения текстовых задач"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по студенческому спорту

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 584 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 387
    • DOCX 58 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Аббакумова Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Аббакумова Елена Викторовна
    Аббакумова Елена Викторовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16194
    • Всего материалов: 19

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика. Сложение и вычитание

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1370 человек из 85 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 216 человек

Курс повышения квалификации

Практические аспекты применения современных технологий при обучении школьников математике в рамках ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 412 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания с применением дистанционных технологий

Учитель математики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 42 человека

Мини-курс

Коррекция нарушений у детей: сна, питания и приучения к туалету

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

От Зейгарника до Личко: путь к пониманию человеческой психологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов

Мини-курс

Развитие коммуникативных и здоровьесберегающих навыков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе