Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Способы развития музыкальной памяти учащихся.

Способы развития музыкальной памяти учащихся.

Виды музыкальной памяти и способы её развития

В последнее время проблема развития музыкальной памяти, в том числе на уроках фортепиано, становится все более актуальной. Быстрое и эффективное выучивание на память музыкальных произведений является сложной задачей для многих учащихся. Обзор работ Голубовской Н.И.,Теплова Б.М.., Петрушина В.И., Савшинского С.,Муцмахера В.И., Щапова А.П. показал, что данная проблема находится в центре внимания многих ученых, педагогов, музыкантов всех специальностей.  

Актуальность работы обусловлена ключевой ролью музыкальной памяти в исполнительской деятельности.

Цель данной статьи – показать особенности развития музыкальной памяти детей и дать небольшие рекомендации по ее развитию.

Задача – развитие у учащихся комплексной музыкальной памяти в процессе обучения. Как считает А.Д. Алексеев, «музыкальная память — понятие синтетическое, включающее слуховую, двигательную, логическую, зрительную и другие виды памяти» [1,с.8].

Этой точки зрения придерживался и С. Савшинский, который считал, что «память пианиста комплексная — она и слуховая, и зрительная, и мышечно-игровая»[5,с.7].

В связи с этим можно выделить следующие виды музыкальной памяти:

Логическая – связана с пониманием содержания произведения, закономерностей развития мысли композитора. Для этого ученик должен хорошо знать музыкально-теоретические предметы. К сожалению, уровень знания музыкальной грамоты в школах (особенно сельских) недостаточно высокий. Это первая причина возникновения проблем с запоминанием текста.

Зрительная - к сожалению, некоторые дети не любят смотреть в ноты и выучив произведение наизусть, всю работу проводят без нот. Это не даёт возможности тексту как следует закрепиться в зрительной памяти. В результате этот вид памяти остаётся незадействованным. Кроме того, в нотном тексте содержится масса интересной информации, которая при таком подходе остаётся незамеченной. Качество исполнения от этого страдает.

Слуховая – по словам Щапова А.П. это « музыкальная совесть музыканта»[7,с.65].После того, как ученик выучит пьесу наизусть, попросите его сыграть одной рукой какую- либо часть произведения. Часто это вызывает затруднения. Отсутствие слухового контроля – ещё одна серьёзная причина проблем с запоминанием текста. По этой причине особенно актуальным становится развитие навыков подбора по слуху.

Двигательная (моторика) - наиболее часто используемый учениками вид памяти. Теплов Б.М.говорит: « к сожалению, широко распространено чисто двигательное запоминание исполняемой на фортепиано музыки. Вошел в пальцы, - значит, ушел из сознания»[6,с.117]. Часто дети не могут продолжить произведение с того места, на котором произошла остановка и играют все с начала. Совершенно ясно - оно заучено на основе двигательной памяти, а произведение выучено только тогда, когда оно «на слуху», «в голове», и «в пальцах»[2,с.149] - это верный путь развития памяти ученика. Для того, чтобы музыкант забыл на сцене текст, должны отказать все пять видов памяти, причём одновременно. Это невероятно, но встречается довольно часто. И именно потому, что о пяти видах памяти и речи не идет. Ученики используют обычно одну – двигательную.

Тактильная- память прикосновения к клавиатуре. Кончик пальца запоминает характер прикосновения и в плане динамической нюансировки, тембров, туше и в отношении штрихов. В этом плане полезно играть в темной комнате.

Эмоциональная - память на переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала. «Музыка есть путь к познанию огромного мира человеческих чувств... - читаем в книге Б.М. Теплова- лишенная своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством» [6,с.96.] То, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается без труда и надолго, укладывается в памяти быстро и легко.

Таким образом, в общих чертах я назвала основные причины, вызывающие проблемы с запоминанием текста. Для того, чтобы этого не происходило, надо эти причины убрать, для этого существуют определённые приёмы и способы работы.

Чтобы процесс запоминания протекал наиболее эффективно, необходимо включать в работу комплекс всех видов памяти музыканта, а именно:

1. Включение зрительных схем: всматриваясь в ноты, можно текст запомнить зрительно и потом во время игры наизусть представлять его мысленно перед глазами.

2. Включение слуховых схем: вслушиваясь в мелодию, пропевая её отдельно голосом без инструмента, можно запомнить мелодию на слух.

3.Включение моторных схем: «ввыгрываясь» пальцами в фактуру произведения, можно запомнить её моторно-двигательно.

4.Подключение логических схем: отмечая во время игры опорные пункты произведения, можно основываться на запоминании логики развития гармонического плана.

5.Подключение аналитических схем: сравнивать отрывки, в которых есть что-то общее.

6. Подключение эмоционального плана: выразительность должна запоминаться так же тщательно, как и ноты.

Исходя из анализа вышеописанного, можно сделать выводы, что формирование музыкальной памяти подразумевает использование комплекса мер, когда в процессе задействованы зрительные, двигательные, слуховые, логические ресурсы человека. Основа их развития – регулярность.
Заинтересовав ребенка изучаемым произведением, мы создаем благоприятные условия для развития комплексной музыкальной памяти. Многочисленные опыты психологов свидетельствуют о том, что направленность на запоминание, воля выучить наизусть, способствует успеху дела.



Список источников:

1. Алексеев А.Л. Методика обучения игре на фортепиано.– М., Музыка, 1978-130 с.

2. Метнер Н.Повседневная работа пианиста и композитора.-М.: Музыка,2013-183с.

3. Муцмахер В.И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка. 2009. – 185 с.


4.Петрушин В.И.Музыкальная психология.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС.1997-178с.

5. Савшинский С.Пианист и его работа.- Л.: Советский композитор1961-271с. 6.ТепловБ.М.Психология музыкальных способностей. Академия наукРСФСР.1947-213с.

7.Щапов А.П.Форпепианная педагогика.-М.:Советская Россия,1960.156с.



  • Другое
Автор Двоскина Алевтина Евгеньевна
Дата добавления 04.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 312
Номер материала MA-073102
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС»