Виды музыкальной памяти и способы её развития
В последнее время проблема
развития музыкальной памяти, в том числе на уроках фортепиано, становится все
более актуальной. Быстрое и эффективное выучивание на память музыкальных
произведений является сложной задачей для многих учащихся. Обзор
работ Голубовской Н.И.,Теплова Б.М.., Петрушина В.И., Савшинского С.,Муцмахера В.И.,
Щапова А.П. показал, что данная проблема находится в центре внимания многих
ученых, педагогов, музыкантов всех специальностей.
Актуальность
работы обусловлена ключевой ролью музыкальной памяти в исполнительской
деятельности.
Цель данной статьи – показать особенности
развития музыкальной памяти детей и дать небольшие рекомендации по ее развитию.
Задача – развитие у учащихся
комплексной музыкальной памяти в процессе обучения. Как считает А.Д. Алексеев,
«музыкальная память — понятие синтетическое, включающее слуховую, двигательную,
логическую, зрительную и другие виды памяти» [1,с.8].
Этой точки зрения
придерживался и С. Савшинский, который считал, что «память пианиста комплексная
— она и слуховая, и зрительная, и мышечно-игровая»[5,с.7].
В связи с этим можно
выделить следующие виды музыкальной памяти:
Логическая – связана с пониманием содержания произведения,
закономерностей развития мысли композитора. Для этого ученик должен хорошо знать
музыкально-теоретические предметы. К сожалению, уровень знания музыкальной
грамоты в школах (особенно сельских) недостаточно высокий. Это первая причина возникновения
проблем с запоминанием текста.
Зрительная - к сожалению, некоторые дети не любят
смотреть в ноты и выучив произведение наизусть, всю работу проводят без нот. Это
не даёт возможности тексту как следует закрепиться в зрительной памяти. В результате
этот вид памяти остаётся незадействованным. Кроме того, в нотном тексте
содержится масса интересной информации, которая при таком подходе остаётся
незамеченной. Качество исполнения от этого страдает.
Слуховая – по словам Щапова А.П. это « музыкальная
совесть музыканта»[7,с.65].После
того, как ученик выучит пьесу наизусть, попросите его сыграть одной рукой какую-
либо часть произведения. Часто это вызывает затруднения. Отсутствие
слухового контроля – ещё одна серьёзная причина проблем с запоминанием текста. По
этой причине особенно актуальным становится развитие навыков подбора по слуху.
Двигательная (моторика) - наиболее часто используемый учениками вид
памяти. Теплов Б.М.говорит: « к сожалению, широко распространено чисто
двигательное запоминание исполняемой на фортепиано музыки. Вошел в пальцы, - значит,
ушел из сознания»[6,с.117]. Часто дети не могут продолжить произведение с того
места, на котором произошла остановка и играют все с начала. Совершенно ясно - оно
заучено на основе двигательной памяти, а произведение выучено только тогда,
когда оно «на слуху», «в голове», и «в пальцах»[2,с.149] - это верный путь
развития памяти ученика. Для того, чтобы музыкант забыл на сцене текст, должны
отказать все пять видов памяти, причём одновременно. Это невероятно, но встречается
довольно часто. И именно потому, что о пяти видах памяти и речи не идет.
Ученики используют обычно одну – двигательную.
Тактильная- память
прикосновения к клавиатуре. Кончик пальца запоминает характер прикосновения и в
плане динамической нюансировки, тембров, туше и в отношении штрихов. В этом
плане полезно играть в темной комнате.
Эмоциональная - память на переживания. На эмоциональной
памяти основана прочность запоминания материала. «Музыка есть путь к познанию
огромного мира человеческих чувств... - читаем в книге Б.М. Теплова- лишенная
своего эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством» [6,с.96.] То,
что у ребенка вызывает эмоции, запоминается без труда и надолго, укладывается в
памяти быстро и легко.
Таким образом, в общих чертах я назвала
основные причины, вызывающие проблемы с запоминанием текста. Для того, чтобы
этого не происходило, надо эти причины убрать, для этого существуют
определённые приёмы и способы работы.
Чтобы процесс
запоминания протекал наиболее эффективно, необходимо включать в работу комплекс
всех видов памяти музыканта, а именно:
1. Включение
зрительных схем: всматриваясь в ноты, можно текст запомнить зрительно и потом
во время игры наизусть представлять его мысленно перед глазами.
2. Включение
слуховых схем: вслушиваясь в мелодию, пропевая её отдельно голосом без
инструмента, можно запомнить мелодию на слух.
3.Включение моторных
схем: «ввыгрываясь» пальцами в фактуру произведения, можно запомнить её
моторно-двигательно.
4.Подключение логических
схем: отмечая во время игры опорные пункты произведения, можно основываться на
запоминании логики развития гармонического плана.
5.Подключение
аналитических схем: сравнивать отрывки, в которых есть что-то общее.
6. Подключение
эмоционального плана: выразительность должна запоминаться так же тщательно, как
и ноты.
Исходя из анализа вышеописанного,
можно сделать выводы, что формирование музыкальной памяти подразумевает
использование комплекса мер, когда в процессе задействованы зрительные,
двигательные, слуховые, логические ресурсы человека. Основа их развития –
регулярность.
Заинтересовав ребенка изучаемым произведением, мы создаем благоприятные условия
для развития комплексной музыкальной памяти. Многочисленные опыты психологов
свидетельствуют о том, что направленность на запоминание, воля выучить
наизусть, способствует успеху дела.
Список
источников:
1. Алексеев А.Л.
Методика обучения игре на фортепиано.– М., Музыка, 1978-130 с.
2. Метнер
Н.Повседневная работа пианиста и композитора.-М.: Музыка,2013-183с.
3.
Муцмахер В.И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе
обучения игре на фортепиано. - М.: Музыка. 2009. – 185 с.
4.Петрушин
В.И.Музыкальная психология.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС.1997-178с.
5.
Савшинский С.Пианист и его работа.- Л.: Советский композитор1961-271с.
6.ТепловБ.М.Психология музыкальных способностей. Академия наукРСФСР.1947-213с.
7.Щапов
А.П.Форпепианная педагогика.-М.:Советская Россия,1960.156с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.