Овладение грамматикой
предполагает овладение определенными умениями,каковыми являются :
1.умение понимать
грамматические определения по грамматическому справочнику;
2.умение извлечь грамматическую
схему из предъявленных образцов речи;
3.умение изменить словарную
форму слова по правилам грамматики;
4.умение упорядочить слова в
предложении по правилам грамматики (при дополнении, заполнении пропуска, построении
предложений из данных слов)
5.умение анализировать
структуру различных типов предложений и конструкции - т. е делать
грамматический разбор);
6.умение трансформировать одну
грамматическую конструкцию в другую;
7.умение определять место и
функцию слов в предложении.
Овладение этими умениями
позволит учащимся быстро сориентироваться в мире грамматических явлений.
I .Практикой доказано, что
одной из самых распространенных ошибок является порядок слов, а именно, место
глагола, Поэтому повторение грамматики целесообразнее начать с раздела
"Синтаксис".
2.Так как глагол в немецком
предложении имеет строго определенное место, а материал по изменению глагола -
временные формы является по объему и трудности усвоения большим,
коммуникативная роль глагола в предложении важнее, чем других частей речи, то
тему "Морфология" целесообразнее начать именно с глагола.
Предлагается следующая
последовательность работы над грамматическим материалом:
I. Простое
предложение. Личное, безличное, неопределенно-личное. Место подлежащего и
сказуемого(2- составное сказуемое). Признаки нахождения глагола. Прямой и
обратный порядок слов. Отрицание в немецком предложении.
2.Вопросительное предложение
без вопросительного слова (общий вопрос). Простое и сложное сказуемое. Глаголы
с отделяемой приставкой.
3. Порядок слов в
вопросительном предложении с вопросительным словом (специальный вопрос). Вопросительные
слова .Местоименные наречия (вопросительные и указательные).
4.Повелительное предложение.
Отрицание в повелительном предложении. Место возвратной частицы. Распространенное
предложение. Глагол с отделяемой приставкой
Глагол sein
Систематизация знаний о типах
предложений. Определительные признаки. Таблица.
II.
Сложное предложение.
1. Сложносочиненное
предложение
Союзы: : а( und, aber ,
oder, dann, doch, auch, sondern )
б( darum,
deshalb, deswegen, denn )
2. Сложноподчиненное
предложение
а.) дополнительные.Вопросительные
слова и местоименные наречия
в роли союзов.
б) определительные
в) временные. Особенности
употребления союзов а1s,wenn
г) причинные .Особенности
употребления союзa damit , um… zu
е) условные.
III.
Глагол.
1. Спряжение глагола.
Сильные и слабые глаголы.
Отделяемые и неотделяемые приставки. Ргäsens
Спряжение модальных глаголов
.Глаголы haben ,sein, werden. .Возвратные глаголы. Ргäsеns для
выражения будущего времени.
2.Futurum..Понятие сложного
времени.
3. Imperfekt , Präteritum
.Слабые,сильные,неправильные глаголы. Модальные глаголы .Глаголы sein, haben,werden.
Глаголы с отделяемыми
приставками.
Сфера употребления.
4. Perfekt. Слабые, сильные,неправильные
глаголы . Вспомогательные глаголы. Глаголы, употребляющиеся с haben, sein.
Глаголы с употребляемыми
приставками. Глаголы с суффиксом " iегеn. Модальные
глаголы, hаbеп и sеin в Регfекt в самостоятельном значении.
Сфера употребления Pегfекt .Согласование
времен.
Основные формы глаголов. Ряда
аблаута.
5. Plusquamperfekt и его
употребление.
6. Страдательная форма
глагола Раssiv
Образование ,употребление и
перевод на русский язык
Infinitiv Passiv.Мода льный
глагол + Infinitiv Passiv.Предлоги
von, durch в
Раssiv.
Конструкция haben,
sein + Infinitiv Passiv
IV. Артикль.
Употребление определенного и неопределенного артикля. Отсутствие артикля.
V. Существительное.
1. Множественное число . 5
типов образования Plural
Особые случаи образования. Образование множественного числа по родам
2. Суффиксы существительных
женского, мужского и среднего рода.
3. Склонение. Слабое ,сильное, женское. Склонение во множественном числе
Особые случаи склонения. Склонение имен собственных
Отрицание кеin .Определение падежа. Родительный разделительный.
VI. Предлоги.
1.Dativ Akkusativ. Dativ. Akkusativ
2. Предлоги Statt,während,wegen
Многозначность предлогов.
VII. Местоимение,
Личные местоимения и их
склонение.Притяжательные местоимения и особенности их употребления в немецком
языке.
Склонение указательных
местоимений dieser, jener, solcher.
Безличное и
неопределенно-личное местоимение.
VIII.
Числительное.
Количественные и порядковые.
Даты.
IX.
Прилагательное.
Степени сравнения
прилагательных.Особые случаи образования степеней. Типы склонения.
Прилагательное в роли именного сказуемого.
X .
Infinitiv с zu и без zu .
Обороты
um …zu, statt…zu , ohne…zu.
XI.Грамматическая
терминология на немецком языке. Анализ текста и предложений.
Параллельно проводится работа
с данным материалом по основным учебникам, например, по I теме:
Найти предложения с прямым (обратным)
порядком слов из текста,
Изменить порядок слов на
противоположный.
Выделить сказуемое (какое оно).
Найти в тексте
неопределенно-личные и безличные предложения.
В качестве домашнего задания
рекомендуется найти в тексте по 3 предложения с прямым и обратным порядком слов
и т.д.
Тема 3 начинается с
повторения вопросительных слов:
1. все вопросительные слова
начинаются с "w
"
2. вопросы wer, was ? к
подлежащему — глагол-сказуемое в 3 л. мн. ч.
3. После вопросов
wieviel
wessen,
+ сущ-ное
welche,
was
für ein ?
4.
отличия
в
употреблении
welcher-was für ein
5.
отличия в употреблении wie-welcher
6. вопрос
was ist еr? -подразумевает в
ответе профессию.
В
качестве домашнего задания: задать специальные вопросы по тексту, упражнение
на письменный перевод с русского; к данным предложениям задать все возможные
вопросы .
На
2 уроке этой темы повторяется предыдущий материал и
рассматривается
тема "Местоименные наречия":
1.образование;
2
.вид (указательные и вопросительные)
3.
употребление (неодушевленные сущ.);
4
.управление глаголов (основные записать);
5.
зависимость выбора и перевода от управления глагола и значения предлога.
6.
многозначность местоименных наречий
(wofür-sorgen,kämpfen,interessieren;
wovon-erzählen,träumen,Abschied
nehme
7. функция
местоименных вопросительных наречий
(в качестве вопросительных слов и союзов).
В тексте домашнего задания
найти примеры.
5. Материал темы можно
представить в виде таблицы с последующим пояснением:
IМРЕRАТ1V
вид
глагола: 2 л. ад. ч. : 3 л. мн. ч. : вежл. форма :корень:суффик :корень:
суффикс :корень: суффикс
слабый
|
:не изм:е (нул): не :
|
t
|
: не
|
-еn
|
Sie
|
сильный с- а-
|
:не изм:е (нул):измен.:
|
t
|
:измен.:
|
-еn
|
Sie
|
сильный с- е-
|
: i- : нул. : - !
|
t
|
• •
• •
|
-еn
|
Sie
|
1.
Глагол стоит на I месте.
2.
2-составноe сказуемое - 1-ое и
последнее.
3.Отрицательная
форма.
4.Выражения
типа: Sport treiben, Schach spielen
5.
Глаголы с отделяемой приставкой.
6.
Возвратные глаголы.
7.
Глагол sein
Тема
" Imperativ" заканчивает раздел "Простое предложение".
Можно провести контрольную работу по изученному материалу по карточкам и
систематизировать знания о месте глагола в таблице, ею можно и начать
тему "Сложное предложение".
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Повторение темы "Виды
придаточных предложений" можно осуществить на основе таблиц по грамматике,
записав материал по пунктам или опять же суммировать в виде таблицы: вид
придаточного, союзы, вопрос, на который они отвечают, сфера употребления, особенности.
Конструкция
hаbеn
sеin + zu +Infinitiv
Непосредственной работе над
конструкцией предшествует работа по систематизации материала в употреблении
глаголов
haben , sein так как
упражнения учебника нацелены на узнавание контрукции,отличия ее от других
областей применения этих глаголов.
Применяется следующая таблица с
примерами и пояснениям, которая наглядно показывает все случаи употребления
haben, sein.
НАВЕN
SЕIN
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ
(СМЫСЛОВОЕ) ЗНАЧЕНИЕ.
1сЬ
hаЬе (hаttе) еiп Висh. | Das ist /war / ein
interessantes Buch. .
II.
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ
ЗНАЧЕНИЕ.
Ich
habe / hatte / ein Buch gelesen. !Ich bin / war / ins Kino gegangen..
I
Ш. ОБОРОТ
(СМЫСЛОВОЕ)
Ich
habe den Wunsch ,dieses! Es ist interessant, dieses Buch
Вuсh
zu 1еsеп.
zu 1еsеп.
IV.
PASSIV
Dаs Вuсh
ist mit Interesse gelesen worden.
(
Почему возможен пример лишь для sein?)
V. НАВEN
-SEIN +ZU +INFINITIV..
Ich habe viel zu arbeiten.
Ich muss viel arbeiten.
долженствование
Подлежащее - действующее лицо
-активно.
ЗАМЕНА
Ich
muss arbeiten.
Das
Buch ist zu lesen.
(долженс
твова
ние)
Das
Buch ist in der Bibliothek zu finden.
возможность.
Подлежащее
пассивно
Man
muss /kann/ das Buch lesen.
Das
Buch kann / muss / gelesen werden.
Infinitiv
Passiv + Modallverb
С
X. можно (нужно) что-то делать
1. Затем выполняются
упражнения по учебнику. Теперь учащиеся легко
ориентируются, в каком качестве
использо ваны глаголы haben-sein.
2. В текстах найти примеры употребления данной конструкции, перевести и
объяснить, как это можно сказать по-другому.
3. Так как конструкция
haben -sein +zu +Infinitiv широко распространена в тeкстах технического
характера, подбираются газетные статьи, где много таких примеров, предложения
выписываются, дается их перевод.
4. На основе текста
продемонстрироватъ все имеющиеся в нем
случаи употребления глаголов
haben - sein.
5.Можно дать на письменный
перевод следующий текст:
1. Я рассказываю маме, что мне
нужно сегодня сделать.
2. По математике я должна
сделать 2 задания,
3. Подруга должна мне помочь.
4. По литературе нужно
выучить стихотворение, текст нужно перевести и пересказать параграф по истории.
5. Еще мне нужно написать
реферат».
Принцип работы над остальными
темами существенно не отличается от изложенного выше и любой учитель немецкого
языка без труда сможет при желании, пользуясь программой повторения грамматики,
предложить материал своим учащимся.
Для
тренировки в употреблении специальных вопросов используются следующие
упражнения:
Задать
вопрос по возможности в каждому слову:
I.
Der Bruder meiner Freundin ist Student.Er studiert an der pädagogischen
Hochschule.Er fährt mit dem Bus ins Zentrum der Stadt. Jeden Tag hat
er 6 Stunden .Um 2 Uhr ist er frei..Er arbeitet viel ,um Lehrer zu
werden.
Перевести:
1.
Куда идет твой брат? Кто он по профессии?
2.
Почему тетради лежат на столе?
3.
Когда твоя сестра приходит домой?
4.
Кто приносит вам фрукты?
5.
Как зовут твою подругу?
6.
"Где ты живешь?
7.
Какая погода? - Погода очень хорошая.
8.
Какова твоя новая квартира? - Она большая и светлая.
9.
Чья мама работает в библиотеке?
10.
Почему тебе не нравится эта картина?
11.
Зачем тебе словарь?
К
теме "Местоименные наречия":
Спроси
кратко
(на
аудирование)
1.
Die Eltern sorgen für die Kinder,die Kinder müssen für die Eltern
sorgen.
2.
Die Menschen träumen immer von den Kosmosflügen
3.
Die Kosmonauten erzählen über ihre Experimente.
4.
Die Gewässer werden vor der Verschmutzung gesеtzt.
5.
Er erählte über seine Schwester.
6.
.Die Maschinen werden durch Elektrizität in Bewegung gesetzt.
7.
Er gab mir das Buch durch seinen Freund.
8.
Wir fahren mit dem Bus.
9.
.Er geht mit dem Kind spazieren.
Задай
письменно вопросы к выделенным словам.
1. Viele Kinder nehmen AN DEM
KONZERT teil.
2. Das Publikum erkannte den Sänger
AN DER STIMME
3. Ich gehe MIT DEM BRUDER in
die Schule.
Ответь на
вопросы, используя скобки.
1. Wovon träumen alle? (die
Ferien)
2. Wofür kämpfen wir? (gute
Disziplin )
Задай вопросы, используя местоименные наречия
1. Er leidet an Kopfschmerzen.
2. Die Stunde begann mit der
Kontrolle der Hausaufgabe.
3. Der Lehrer zeigte auf die
Fehler.
4. In unserem Land interessiert
man sich für die Kunst.
5. Es riecht nach öl.
6. In diesem Roman handelt es
sich um die Jugend.
7. Der Junge dachte über die
Frage nach.
Переведи на
немецкий язык;
1. Чему ты радуешься? -
Я радуюсь успехам.
2. Чего ты ждешь? -
Я жду звонка.
3. О чем ты думаешь? -
0 фильме.
4. О чем вы разговариваете? -
Мы разговариваем о новой книге.
5. О ком вы говорили? -
0 новом учителе
Imperativ
In der Prüfung
Examenator : Входите,пожалуйста,возьмите
билет и садитесь за стол справа.
Schüler: Soll ich den
Text vorlesen?
Examenator: Да,конечно,
читайте сначала текст вслух. Потом ответьте на мои вопросы. Не волнуйтесь!
Будьте внимательны!
Schüler: Und die Ubersetzung?
Soll ich sie schriftlich machen?
Examenator: Да,выполните
этот перевод письменно и не делайте ошибок .
( Nach der Antwort)
Schüler: Ich möchte
Deutsch gut lernen.Was raten Sie mir ?Wie soll ich an der Sprache
arbeiten?
Examenator: Читайте
немецкие книги, газеты, журналы. Делайте обратные переводы, пересказывайте
короткие тексты. И самое главное, работайте над языком систематически!
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
1.
Так как я изучаю немецкий язык, я много читаю по-немецки.
2.
Наша библиотекарь хорошо меня знает, так как я часто хожу в библиотеку.
3.
Когда я был маленький, я ходил в детский садик.
4.
Я счастлива, когда получаю хорошую оценку.
5.
Мы всегда играли вместе, когда были маленькими
6.
Я дам тебе книгу, если у тебя ее нет.
7.
После того как ты выучишь стих, мы пойдем гулять.
8.
Я часто дарю сестре книги, чтобы у нее была библиотека.
9.
Скажи брату, чтоб он купил хлеб.
10.
Ты найдешь меня там, где висит стенная газета.
11.
Он спросил, где я учусь.
12..
Я знаю, что я ничего не знаю.
13.
Спроси, куда он идет. Интересно, понравится ли ей книга.
14.
Парк, в котором мы катались на лыжах, находится недалеко от нашей школы.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ.
1.
Он спросил, где и когда родился великий русский писатель А.П.Чехов.
2.
Чайковский, музыкальные произведения которого известны во всем мире, один из
величайших русских композиторов.
3.
Строят машины, чтобы работы легча стала.
4.
После того, как она закончила университет, она поехала к своему отцу, который
ожидал ее с нетерпением.
5.
Когда наступает осень, журавли и другие перелетные птицы летят туда, где тепло.
6.
Если в выходной день будет теплая погода, то я поеду с вами на дачу, хотя у
меня хлопот полон рот.
7.
В деревне, где я вырос, работает агроном, которого все высоко ценят, хотя он
еще молод.
8.
Говорят, что он много занимается спортом, т.к. хотел стать спортсменом.
9.
Школьники, сочинения которых были плохими, должны написать их еще раз, чтобы
учитель мог поставить им более хорошую оценку.
10.
Он написал мне, что приедет в конце июля в Москву, потому что должен снова
сдавать экзамены в институт.
11.
Наша учительница, которая 30 лет работает в школе, награждена орденом.
НАЙДИ
И ИСПРАВЬ
ОШИБКИ
1.
Der Lehrer fragte dem fleissigen Junge,ob wir heute den 13. Februar
habten.
2.
Meine Freundin wird in der Bibliothek gegangen.
3.
Sagst nichts der Mutter.
4.
Wenn stehst du auf`?
5.
Ich habe heute früh aufgestand.
13.
Ich wisse nicht ,ob es kommt.
14.
Sagt mir,wer deine Freund ist und ich sage dir , wer du ist.
15.
Er interessiert für Deutsch.
16.
Ich verbringe meine Ferien am Süden.
17.
Ich warte auf dich, um zusamen spazieren zugehen.
18.
Wir wollen kein singen.
Образцы индивидуальных карточек
для самостоятельной (контрольной) работы.
а)
сменить порядок слов, определить его вид.
Nina
lebt jetzt in Moskau.
Schon ein Jahr arbeitet sie im
Werk.
б)
образовать от предложений задания "а" вопросительные
предложения
(все типы).
в)
составить предложение:
Kommen, er,jeden Tag, nach Hause,
am Abend.
II. a) Образовать 3 формы
Imperativ
kommen
б)
составить сложноподчиненное предложение:
Ich stehe auf. (weil )Es ist 7
Uhr.
Es ist interessant. Gefällt dir
dieses Buch?
в)
определить
вид
придаточного
Als ich nach Hause kam, war es
schon spät.
Ш.
а) проспрягать глаголы в Рräsens.
Sagen, sich rasieren,dürfen,
mithelfen
б)
употребить
в
Futurum
In der Stadt entstehen neue
Werke.
Aus vielen Ländern kommen zu uns
die Gäste.
IV.
а) определить временную форму глагола
Ich war im Dorf.
Ich badete im Fluss.
Wo hast du die Ferien verbracht?
Wir werden auch aufs Land fahren.
б)
дать основные формы
erzählen,
singen
в)
поставить во все времена
Der
Sportler turnt im Hof.
Предложения,
которые включают почти все явления грамматики и являются идеальным вариантом
для грамматического анализа.
I.
Der Lehrer fragte den fleissigen Jungen, ob wir heute den 13.
Februar haben.
2.
Ihr jüngerer Sohn, der 17 Jahre alt ist, will Lehrer werden. .
З.
Am schwersten aber sind die ersten Oktobertage,weil das Wetter schlecht
ist.
4.
Nachdem ich 2 Aufgaben in Mathematik gemacht hatte, half ich meiner älteren
Grossmutter.
5
Meine alte Grossmutter sagt, das ein Narr mehr fragt, as 7 Weise
antworten können.
6.
In dieser neuen Schule lernen 5 Schüler, die erfolgreich an der
Olympiade teilgenommen haben.
7.
Wir gingen 1,5 km bis zum Dorf, wo meine beste Freundin lebt.
8.
Als es warm wurde, gingen 3 Mädchen in den fernen Wald.
9.
Der beste Tag meines Lebens wird in 2 Wochtn kommen, wenn ich nасh
Моskаu
fаhrеn
каnn..
10.
Der grösste russische Dichter A. S. Puschkin ,dessen schöne Werke alle
sehr gern lesen, wurde 1799 geboren.
11.Der
Schüler hat die dritte Aufgabe nicht gemacht, weil sie sehr schwer
ist .
12.
Der Sportler wiederholte 3 Male, das der kürzeste Weg zur Gesundheit
der Weg zu Fuss ist.
13.
Dieser faule Schüler kommt spät in die Schule, weil er um 8 Uhr
aufgestanden ist.
14.
Im Kino saβen meine guten
Freunde immer in der 10. Reihe,damit
niemand
sie störte.
Правде
чем перейти к морфологическому разбору отдельных частей речи, необходимо определить:
I).
Какое это предложение - простое или сложное, если сложное, нужно выделить
отдельные простые предложения ( по наличию подлежащего и сказуемого).
2).
Найти сказуемое в каждой части: глагол, который согласуется с подлежащим и
вторую часть сказуемого, если она есть. Вторая часть отделена от первой, но в
придаточном предложении стоит рядом в конце.
3)
Найти подлежащее - оно всегда стоит в именительном падеже без предлога, чаще
всего, на первом места, но может стоять и на третьем (после глагола), в
придаточном чаще после союза. Оно может быть выражено неопределенно-личным
местоимением
man
или безличным es.
4).
Найти определение к подлежащему - существительному в виде прилагательных или
местоимений.
5).
Найти отдельные слова или группы слов, относящиеся к сказуемому (существительное
с предлогом и без, сравнительная группа, инфинитивные обороты).
Такая
работа по принципу алгоритма поможет правильно сделать перевод.
Грамматический
анализ может быть осуществлен на немецком языке. Для этого нужно лишь
ввести специальную лексику для обозначения грамматических категорий.
Прекрасным
материалом для отработки грамматической структуры являются стихи и песни.
Тексты их содержат в себе много придаточных предложений, предлогов, примеров
на склонение существительных, прилагательных и местоимений, спряжение глаголов
и временные формы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.