Инфоурок Литература Другие методич. материалыСпецкурс по русскому языку "Знатоки русского языка" 4 класс

Спецкурс по русскому языку "Знатоки русского языка" 4 класс

Скачать материал

  Спецкурс по русскому языку   «Знатоки русского языка»

 

Пояснительная записка

 

Русский язык – сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.

Курс “Знатоки русского языка ” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.

Курс изучения “ Знатоков русского языка ” для учащихся  3-4-х классов ставит следующие задачи:

  • развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
  • расширение и углубление программного материала;
  • воспитание любви к  русскому языку;
  • совершенствование общего языкового развития младших школьников.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся;
  • преемственность.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “ Знатокам русского языка ”.

В отборе материала к занятиям я ориентируюсь на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Занимательность может быть использована как во внеклассной работе, так и на уроках обобщающего повторения. В процессе занятий формируются общеучебные умения и навыки, развивается познавательный интерес к изучению русского языка. Материал, подобранный для занятий, своей необычностью, новизной и нестандартностью подачи вызывает удивление, стимулирует познавательную деятельность, а также даёт понятие о русском языке, как о строгой, чётко организованной системе.

           Для успешного проведения занятий использую разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.  Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать русский язык.

  I. Форма организации занятий.

Групповая.  Группа постоянна, дети обучаются в течение 1 года по 1 часу в неделю.

Общее количество часов – 34  часа в год.

 II. Цель программы.

Повышение познавательного интереса учащихся; развитие письменной монологической речи; развитие творческих способностей учащихся.

 III. Задачи:

  1. Развитие интереса к русскому языку как учебному предмету.
  2. Расширение и углубление программного материала.
  3. Воспитание любви к великому русскому языку.
  4. Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью.
  5. Совершенствование общего языкового развития младших школьников.

 Программа спецкурса «Знатоки русского языка»

4-й класс (34 ч)

 

Содержание занятия.

сроки

1

Орфография.

 

2

Кто-кто в алфавите живёт?

 

3

Кто-кто в алфавите живёт?

 

4-5

Звуки-смыслоразличители.

 

6

Звуки и буквы.

 

7

Звуко-буквы

 

8

Звонкие и глухие «двойняшки». Почему с ними много хлопот?

 

9

Как обозначать твёрдые звуки.

 

10

Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах

 

11

Буква-помощница. Мягкий знак.

 

12

Секреты буквы Ы.

 

13

Игры АБВГДейки. Назови слова на звук …

 

14

Собираем слова из букв и звуков.

 

15

Какое слово спряталось в другом?

 

16

Что такое орфографическая зоркость?

 

17

Что такое орфографическая зоркость?

 

18

 Какие звуки могут чередоваться?

 

19

Самые безопасные звуки. Звуки-волшебники.

 

20

Добрый «волшебник» – ударение. Какие чудеса творит ударение?

 

21

Почему не пишем мягкий знак? Сочетания ЧН, ЧК, НЩ, НЧ, ЧУ, ЩУ,ЧА,ЩА,ЖИ,ШИ.

 

 

22

Почему не пишем мягкий знак? Сочетания ЧН, ЧК, НЩ, НЧ, ЧУ, ЩУ,ЧА,ЩА,ЖИ,ШИ.

 

 

23

Обобщение изученного материала.

 

24

Что такое грамматика? Хорошо ли ты её знаешь?Что мы называем именами собственными?

 

25

Что означают наши имена?

 

26

Что мы называем именами собственными?

 

27

О чём можно узнать из заглавия?

 

28

Как построить текст?

 

29

Пословицы и поговорки.

 

30

Чистоговорки. Скороговорки.

 

31

Загадки. Сможешь ли ты придумать сам?

 

32

Олимпиада.

 

33-34

Итоговое занятие.

 

 

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

к концу 4-го класса.

Обучающиеся должны знать и уметь:

Буквы русского алфавита.

Признаки гласных и согласных звуков.
Отличие звука от буквы.
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Правильно писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Делить слова на слоги.
Переносить слова по слогам.

Уметь определять ударный слог.

Уметь писать слова с мягким знаком.

Правильно определять «ошибкоопасное» место в словах.

Правильно писать имена собственные.
Находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какое? какая? какой? какие? что делал? что сделал?.
Ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак, а начало предложения писать с большой буквы.

Правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивать написанное с образцом.
Составлять текст по вопросам учителя.

Определить главную мысль текста.
Составлять рассказы по картинке.

Отгадывать загадки.

Писать слова с изученными орфограммами.

 

 ЛИТЕРАТУРА

 

1. Граник Г.Г.,. Бондаренко С.М, Концевая Л.А. Секреты орфографии. Москва. Просвещение. 1991.

2.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Все предметы начальной школы в викторинах. 1-4 классы. Москва. АСТ. 2003

3.Тикунова Л.И. Новикова Ю.В. Юным умникам и умницам. Русский язык. 2-3 класс. Москва. РОСТ, 2003 г.

4.Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с третьеклассниками.

Ярославль.2006 г.

5.Н.Г.Белицкая, А.О.Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. Москва: Айрис – пресс,2006.

6.Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. Конкурс грамотеев. Москва. Просвещение. 1996 г.

7.Т.А. Ладыженская. Речевые секреты. Москва. Просвещение. 1992 г.

8.В.В. Волина. Занимательное азбуковедение. Москва. Просвещение. 1991 г.

9.Г.Т. Дьячкова. Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы. Волгоград. 2006 г.

10.П. С. Тоцкий Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спецкурс по русскому языку 

 «Знатоки русского языка»

 

4-й класс (34 ч)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г  Аксу

СШ с Кызылжар

Учитель русского языка и литературы

Темирбаева А.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Спецкурс по русскому языку "Знатоки русского языка" 4 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по студенческому спорту

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Спецкурс по русскому языку «Знатоки русского языка»Пояснительная запискаРусский язык – сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Курс “Знатоки русского языка ” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников. Курс изучения “ Знатоков русского языка ” для учащихся 3-4-х классов ставит следующие задачи: развитие интереса к русскому языку как учебному предмету; расширение и углубление программного материала; воспитание любви к русскому языку; совершенствование общего языкового развития младших школьников. Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность; доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся; преемственность. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “ Знатокам русского языка ”.В отборе материала к занятиям я ориентируюсь на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Занимательность может быть использована как во внеклассной работе, так и на уроках обобщающего повторения. В процессе занятий формируются общеучебные умения и навыки, развивается познавательный интерес к изучению русского языка. Материал, подобранный для занятий, своей необычностью, новизной и нестандартностью подачи вызывает удивление, стимулирует познавательную деятельность, а также даёт понятие о русском языке, как о строгой, чётко организованной системе. Для успешного проведения занятий использую разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать русский язык. I. Форма организации занятий.Групповая. Группа постоянна, дети обучаются в течение 1 года по 1 часу в неделю.Общее количество часов – 34 часа в год. II. Цель программы.Повышение познавательного интереса учащихся; развитие письменной монологической речи; развитие творческих способностей учащихся. III. Задачи: Развитие интереса к русскому языку как учебному предмету. Расширение и углубление программного материала. Воспитание любви к великому русскому языку. Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью. Совершенствование общего языкового развития младших школьников. Программа спецкурса «Знатоки русского языка»4-й класс (34 ч) № Содержание занятия. сроки 1 Орфография. 2 Кто-кто в алфавите живёт? 3 Кто-кто в алфавите живёт? 4-5 Звуки-смыслоразличители. 6 Звуки и буквы. 7 Звуко-буквы 8 Звонкие и глухие «двойняшки». Почему с ними много хлопот? 9 Как обозначать твёрдые звуки. 10 Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах 11 Буква-помощница. Мягкий знак. 12 Секреты буквы Ы. 13 Игры АБВГДейки. Назови слова на звук … 14 Собираем слова из букв и звуков. 15 Какое слово спряталось в другом? 16 Что такое орфографическая зоркость? 17 Что такое орфографическая зоркость? 18 Какие звуки могут чередоваться? 19 Самые безопасные звуки. Звуки-волшебники. 20 Добрый «волшебник» – ударение. Какие чудеса творит ударение? 21 Почему не пишем мягкий знак? Сочетания ЧН, ЧК, НЩ, НЧ, ЧУ, ЩУ,ЧА,ЩА,ЖИ,ШИ. 22 Почему не пишем мягкий знак? Сочетания ЧН, ЧК, НЩ, НЧ, ЧУ, ЩУ,ЧА,ЩА,ЖИ,ШИ. 23 Обобщение изученного материала. 24 Что такое грамматика? Хорошо ли ты её знаешь?Что мы называем именами собственными? 25 Что означают наши имена? 26 Что мы называем именами собственными? 27 О чём можно узнать из заглавия? 28 Как построить текст? 29 Пословицы и поговорки. 30 Чистоговорки. Скороговорки. 31 Загадки. Сможешь ли ты придумать сам? 32 Олимпиада. 33-34 Итоговое занятие. Основные требования к знаниям и умениям учащихсяк концу 4-го класса.Обучающиеся должны знать и уметь:Буквы русского алфавита.Признаки гласных и согласных звуков. Отличие звука от буквы. Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов. Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах. Правильно писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Делить слова на слоги. Переносить слова по слогам.Уметь определять ударный слог.Уметь писать слова с мягким знаком.Правильно определять «ошибкоопасное» место в словах.Правильно писать имена собственные. Находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какое? какая? какой? какие? что делал? что сделал?. Ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак, а начало предложения писать с большой буквы. Правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивать написанное с образцом. Составлять текст по вопросам учителя.Определить главную мысль текста. Составлять рассказы по картинке.Отгадывать загадки.Писать слова с изученными орфограммами. ЛИТЕРАТУРА1. Граник Г.Г.,. Бондаренко С.М, Концевая Л.А. Секреты орфографии. Москва. Просвещение. 1991.2.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Все предметы начальной школы в викторинах. 1-4 классы. Москва. АСТ. 20033.Тикунова Л.И. Новикова Ю.В. Юным умникам и умницам. Русский язык. 2-3 класс. Москва. РОСТ, 2003 г.4.Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с третьеклассниками. Ярославль.2006 г.5.Н.Г.Белицкая, А.О.Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. Москва: Айрис – пресс,2006.6.Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. Конкурс грамотеев. Москва. Просвещение. 1996 г.7.Т.А. Ладыженская. Речевые секреты. Москва. Просвещение. 1992 г.8.В.В. Волина. Занимательное азбуковедение. Москва. Просвещение. 1991 г.9.Г.Т. Дьячкова. Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы. Волгоград. 2006 г.10.П. С. Тоцкий Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г. Спецкурс по русскому языку «Знатоки русского языка»4-й класс (34 ч)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 164 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.07.2020 171
    • DOCX 23.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сулейманова Тамара Магсумовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сулейманова Тамара Магсумовна
    Сулейманова Тамара Магсумовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 61122
    • Всего материалов: 200

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 316 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 368 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная самоорганизация и планирование

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 112 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Мини-курс

Классики и современники: литературные портреты и психология творчества

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Психология личности: свойства и характеристики личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 27 регионов