Инфоурок Другое Другие методич. материалыСпецифика взаимодействия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятелности

Специфика взаимодействия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятелности

Скачать материал

Специфика взаимодействия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности

 

Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории:

Григина Вероника Николаевна

МАДОУ «Детский сад №71», г. Березники Пермского края

 

Жизнь человека в обществе в основном начинается с детского сада, где закладываются основы общественных отношений, которые в дальнейшем являются определяющими в развитии ребёнка. Именно поэтому, воспитатель ДОУ, являясь носителем культуры, а также владея методиками и технологиями обучения, воспитания и развития дошкольников, должен умело организовывать де­ятельность детей.

В связи с вступлением в силу ФГОС «в старшем дошкольном возрасте достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школе», а основным видом обучения должна стать совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым, то есть развитие ребёнка должно осуществляться в игре, а не в учебной деятельности как таковой.

Ведущей в этом процессе является совместная дея­тельность взрослого и ребенка. В современной литературе понятие «совместная деятельность» трактуется как равноправное, равнозначное сотрудничество и взаимодействие взрослых и детей (Н.В. Федина, О.А. Скоролупова, Т.Н. Доронова, А.Г. Гогоберидзе и др.). Как показывает практика, организация совместной деятельности вызывает у педагогов ДОУ определенные трудности.

«Совместная деятельность взрослого и детей» это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Данная деятельность предполагает разную по форме организацию:

- по количественному составу: индивидуальную, подгрупповую и фронтальную,

- по характеру взаимодействия между участниками:

ü закрытая совместная деятельность, когда цель мотивируется педагогом, он продумывает её содержание; основным является усвоение знаний, умений и навыков, вводятся правила поведения, регулирующие дисциплину детей (ранний и младший дошкольный возраст);

ü обращенная совместная деятельность, когда цель и содержание продумывается педагогом, но к их реализации привлекается личный опыт детей, что допускает вопросы, комментарии детей (средний и старший дошкольный возраст);

ü открытая совместная деятельность, когда цель, содержание и пути их реализации оговариваются вместе с детьми, выступает как паритетная, равноправная (старший дошкольный возраст),

- по способам деятельности, т.е. разнообразие методов и приёмов:  коллекционирование, реализация проектов, творческие мастерские, салоны и т.п.

Различают виды совместной деятельности взрослого и детей:

- непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций.

Совместная деятельность взрослого с ребенком, прежде всего, – это деятельность, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Педагогу важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребенка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребенка поводы для общения.

В процессе совместной деятельности взрослого с детьми, педагог не ставит задач прямого обучения, как это делается в непосредственно организованной образовательной деятельности. Постановка проблемных задач здесь носит ситуативный характер. Ребенок говорит только то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.

Эта деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Тем не менее, воспитатели продолжают «заниматься» с детьми, но так, что сами дети об этом не догадываются, а длится этот образовательный процесс в течение всего дня, вовлекаясь в различные режимные моменты.

В процессе такого взаимодействия меняется и роль самого воспитателя в системе образования. Воспитатель должен превратиться в профессионала, который научит ребенка самостоятельно получать знания, поможет развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению, и сам будет при этом являться субъектом организованной деятельности наравне с детьми.

Совместная деятельность взрослого и детей в процессе непосредственной образовательной деятельности и режимных моментов в своей реализации должна придерживаться основных тезисов, на которые указывает Н.А. Короткова:

-       включённость воспитателя в деятельность наравне с детьми;

-       добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

-       свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

-       открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Для привлечения дошкольников к совместной деятельности воспитателю следует учитывать аспект мотивационной направленности, т.е. побуждение поведения детей через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п., которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка. Именно с этого начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым.

Роль воспитателя в организации совместной деятельности педагога с детьми огромна.

Например, исходя из приоритетного направления своей работы со старшими дошкольниками – здоровьесбережение, при организации совместных развивающих игр в рамках совместной деятельности воспитателя и детей, я стараюсь придерживаться выполнения ряда условий:

1. Отбор знаний, полученных в непосредственно организованной образовательной деятельности для последующего отражения их в играх дошкольников. Т.е. определяю возможность применения знаний в детских играх, обеспечиваю преемственность между содержанием занятий с последующей игровой деятельностью, включаю в игры специфические действия, направленные на актуализацию знаний и умений.

2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят знания и умения, полученные в непосредственно организованной образовательной деятельности.

3. Организация коллективных игр (привлечение каждого ребенка к выполнению ролей). Т.е. обогащаю игры по тематике, сюжетам, игровым ролям, взаимоотношениям детей, вместе с детьми готовлю необходимый материал и атрибуты для игры. Тем самым в совместной деятельности у дошкольников проявляется интерес к содержанию игры, применению будущих ролей и развертыванию сюжета игры. Принимаю непосредственное участие в игре, наряду с детьми выполняю игровую роль.

4. Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка).

5. Интегрированный подход, т.е. сочетание нескольких видов деятельности, сменяющих друг друга, что способствует активности участия каждого ребёнка в образовательном процессе.

Таким образом, специфика взаимодействия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятельности характеризуется деловым взаимодействием и сотрудничеством, где происходит развитие личности, как детей, так и педагога.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Специфика взаимодействия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в условиях совместной деятелности"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист по планированию

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

«Совместная деятельность взрослого и детей» – это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 252 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.01.2020 569
    • DOCX 24 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Абдурзакова Хава Салавдиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Абдурзакова Хава Салавдиевна
    Абдурзакова Хава Салавдиевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 67449
    • Всего материалов: 223

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 475 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 324 человека

Мини-курс

Национальная система учительского роста: путь к эффективности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Аспекты эмоционального благополучия и влияния социальных ролей на психологическое состояние

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология аддикции: понимание и распознование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов