Специфика
взаимодействия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в условиях
совместной деятельности
Подготовила:
воспитатель
первой квалификационной категории:
Григина
Вероника Николаевна
МАДОУ
«Детский сад №71», г. Березники Пермского края
Жизнь человека в обществе в основном
начинается с детского сада, где закладываются основы общественных отношений,
которые в дальнейшем являются определяющими в развитии ребёнка. Именно поэтому,
воспитатель ДОУ, являясь носителем культуры, а также владея
методиками и технологиями обучения, воспитания и развития дошкольников, должен
умело организовывать деятельность детей.
В связи с вступлением в силу ФГОС «в
старшем дошкольном возрасте достижения детей определяются не совокупностью
конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств,
которые обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школе», а основным
видом обучения должна стать совместная организованная образовательная
деятельность детей со взрослым, то есть развитие ребёнка должно осуществляться
в игре, а не в учебной деятельности как таковой.
Ведущей в этом процессе является
совместная деятельность взрослого и ребенка. В современной литературе понятие
«совместная деятельность» трактуется как равноправное, равнозначное
сотрудничество и взаимодействие взрослых и детей (Н.В. Федина, О.А. Скоролупова,
Т.Н. Доронова, А.Г. Гогоберидзе и др.). Как показывает
практика, организация совместной деятельности вызывает у педагогов ДОУ
определенные трудности.
«Совместная деятельность взрослого и детей» – это основная модель организации образовательного процесса
детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников
образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных
задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием
партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации
(возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе
образовательной деятельности). Данная деятельность предполагает разную по форме
организацию:
- по количественному составу: индивидуальную, подгрупповую и
фронтальную,
- по характеру
взаимодействия между участниками:
ü закрытая
совместная деятельность, когда цель мотивируется
педагогом, он продумывает её содержание; основным является усвоение знаний,
умений и навыков, вводятся правила поведения, регулирующие дисциплину детей
(ранний и младший дошкольный возраст);
ü обращенная
совместная деятельность, когда цель и содержание
продумывается педагогом, но к их реализации привлекается личный опыт детей, что
допускает вопросы, комментарии детей (средний и старший дошкольный возраст);
ü открытая
совместная деятельность, когда цель, содержание и
пути их реализации оговариваются вместе с детьми, выступает как паритетная,
равноправная (старший дошкольный возраст),
- по способам деятельности, т.е.
разнообразие методов и приёмов: коллекционирование, реализация проектов,
творческие мастерские, салоны и т.п.
Различают виды совместной деятельности
взрослого и детей:
- непосредственно образовательную деятельность,
реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
- совместную деятельность взрослого и детей,
осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение
образовательных задач;
- совместную деятельность взрослого и детей,
осуществляемую в ходе режимных моментов и
направленную на осуществление функций.
Совместная деятельность
взрослого с ребенком, прежде всего, – это
деятельность, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и
деловое сотрудничество. Педагогу важно организовать совместные действия
так, чтобы он мог вызвать ребенка на речевое взаимодействие или найти
живые, доступные для ребенка поводы для общения.
В процессе совместной
деятельности взрослого с детьми, педагог не ставит задач прямого обучения,
как это делается в непосредственно организованной образовательной деятельности.
Постановка проблемных задач здесь носит ситуативный характер. Ребенок говорит
только то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Поэтому организация
и планирование совместной деятельности должны быть гибкими.
Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности
ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно
формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно
учитывающего инициативу последнего.
Эта деятельность должна быть интересна для
детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность,
взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об
окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Тем не
менее, воспитатели продолжают «заниматься» с детьми, но так, что сами дети об
этом не догадываются, а длится этот образовательный процесс в течение всего
дня, вовлекаясь в различные режимные моменты.
В процессе такого взаимодействия меняется
и роль самого воспитателя в системе образования. Воспитатель должен
превратиться в профессионала, который научит ребенка самостоятельно получать
знания, поможет развить познавательный интерес, потребность в получении новых
знаний, мотивацию к обучению, и сам будет при этом являться субъектом
организованной деятельности наравне с детьми.
Совместная деятельность взрослого и детей
в процессе непосредственной образовательной деятельности и режимных моментов в
своей реализации должна придерживаться основных тезисов, на которые указывает
Н.А. Короткова:
-
включённость воспитателя в деятельность наравне с детьми;
-
добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без
психического и дисциплинарного принуждения);
-
свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при
соответствии организации рабочего пространства);
-
открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем
темпе).
Для привлечения дошкольников к совместной
деятельности воспитателю следует учитывать аспект мотивационной
направленности, т.е. побуждение поведения детей через их потребности,
личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п., которое
направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и
значимость для самого ребёнка. Именно с этого начинается всякое взаимодействие
между ребёнком и взрослым.
Роль воспитателя в
организации совместной деятельности педагога с детьми огромна.
Например, исходя из
приоритетного направления своей работы со старшими дошкольниками – здоровьесбережение,
при организации совместных развивающих игр в рамках совместной деятельности
воспитателя и детей, я стараюсь придерживаться выполнения ряда условий:
1. Отбор знаний,
полученных в непосредственно организованной образовательной деятельности для
последующего отражения их в играх дошкольников. Т.е. определяю возможность
применения знаний в детских играх, обеспечиваю преемственность между
содержанием занятий с последующей игровой деятельностью, включаю в игры
специфические действия, направленные на актуализацию знаний и умений.
2. Ознакомление
детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят знания и
умения, полученные в непосредственно организованной образовательной
деятельности.
3. Организация
коллективных игр (привлечение каждого ребенка к выполнению ролей). Т.е. обогащаю
игры по тематике, сюжетам, игровым ролям, взаимоотношениям детей, вместе с
детьми готовлю необходимый материал и атрибуты для игры. Тем самым в совместной
деятельности у дошкольников проявляется интерес к содержанию игры, применению
будущих ролей и развертыванию сюжета игры. Принимаю непосредственное участие в
игре, наряду с детьми выполняю игровую роль.
4. Индивидуальный
подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и
умений каждого ребенка).
5. Интегрированный
подход, т.е. сочетание нескольких видов деятельности, сменяющих друг друга,
что способствует активности участия каждого ребёнка в образовательном процессе.
Таким образом, специфика
взаимодействия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в условиях
совместной деятельности характеризуется деловым взаимодействием и
сотрудничеством, где происходит развитие личности, как детей, так и педагога.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.