Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №1 города
Похвистнево
Учебный курс по теме:
«Специфика работы учителя общеобразовательной школы в
условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья»
(модуль вариативной части повышения квалификации
по именному образовательному чеку)»
По предмету Английский язык
Выполнила: учитель английского языка
Софина Анна Викторовна
Г.
Похвистнево
2014 г.
Характеристика 5 «А» класса
В 5 «А» классе
обучается 22 человека. Из них 11 девочек и 11 мальчиков. Ребята обучаются
вместе с 1 класса.
По
образовательным потребностям класс можно условно разделить на 3 подгруппы.
В I подгруппу можно отнести 4 человека –
3 девочки и 1 мальчика (учатся на «5»). Ребята отличаются высокой мотивацией к
учебе, самостоятельностью, трудолюбием, усердностью, усидчивостью и
ответственностью. Всегда доводят начатое дело до конца. Мальчик Н. в данной
группе является лидером в классе. Он обладает организаторскими способностями,
может повести за собой класс. Девочки в этой группе эмоционально спокойны,
обладают творческими способностями.
Во II подгруппу можно отнести 9 человек
(учатся на «5» и «4»): из них 5 мальчиков и 4 девочки. У учащихся наблюдается
достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной
мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в
дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности
учащихся в учебной и внеурочной деятельности удовлетворителен. Ребята
добросовестно выполняют домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для
этого форму совместной работы.
В III подгруппу можно отнести 8 человек
(учатся на «4» и «3», «3»): трое из них – дети с ЗПР. Ребята испытывают
некоторые трудности в усвоении учебного материала по определенным предметам,
связанными с индивидуальными особенностями каждого из них. Учащиеся успешны в
основном в гуманитарных и прикладных дисциплинах. Точные и естественно-научные
дисциплины вызывают некоторые затруднения.
Девочка О. и
мальчик С. находятся на индивидуальном обучении и обучаются отдельно от класса.
Девочка Т. в данной группе имеет ЗПР психогенного происхождения, находится на
интегрированном обучении, обучается в классе. Девочка воспитывается бабушкой (
маму убили на глазах у ребенка в раннем детстве).
Девочка
характеризуется:
- низким объемом
и неустойчивостью внимания. Переключаемость внимания с одного вида деятельности
на другой ниже, чем у одноклассников.
- отвлекаемостью,
кратковременной памятью; скорость восприятия – ниже нормальной. После
объяснения самостоятельного задания может сразу же переспросить его содержание;
- наивностью,
навязчивостью, эмоциональной незрелостью. Сверстники стараются избегать. Сама
же девочка быстрее «находит общий язык» с девочками младше на 1-2 года.
Испытывает
затруднения при работе с текстовой информацией (анализ, синтез, обобщение). А
также испытывает затруднения в социально-психологической адаптации. При общении
с другими людьми (со сверстниками или же со взрослыми) может взять за руку,
поглаживать, прислониться к собеседнику, обнять, что отталкивает собеседника.
Но при порицании сверстниками и взрослыми может сдерживать себя. Очень
отличается от сверстниц по физическому развитию тела. Половое созревание
началось уже в 3 классе.
У девочки
наблюдается нервный тик, подергивания (проявляется в основном в процессе
общения). При общении с собеседником не может долго концентрировать внимание на
самом собеседнике: не смотрит в глаза, разглядывает предметы по сторонам,
отворачивается, крутится, перебирая пальцами.
Наблюдаются
дефекты артикуляторного аппарата, что дает дефект речи. Речь быстрая, нечеткая,
слова как бы «сливаются» друг с другом (много шипящих звуков), что дает
впечатление несвязной речи. Тем не менее, словарный запас выше среднего. Может
поддержать разговор с собеседником (изъясняется полными предложениями). Но затрудняется
излагать свои мысли кратко при необходимости, что затрудняет понимание ее собеседниками
(нецеленаправленность речи).
Девочка
эмоционально спокойна, неагрессивна, доброжелательна к окружающим. Очень привязывается
к людям, проявившим к ней внимание и заинтересованность.
Пояснительная записка к
календарно-тематическому планированию
Обоснование
актуальности данной рабочей программы
В данной
программе предусматривается дальнейшее развитие всех основных видов
деятельности обучаемых, которые были представлены в рабочей программе для 2-4
классов автора М. З. Биболетовой. Однако содержание рабочей программы основного
общего образования имеет свои особенности, обусловленные, во-первых, задачами
развития, воспитания и обучения учащихся, заданными социальными требованиями к
уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным
содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, возрастными
психофизиологическими особенностями обучаемых.
На этой ступени
совершенствуются приобретённые ранее знания, навыки, умения, увеличивается
объём использования языка и речевых средств, улучшается практическое владение
языком, возрастает степень самостоятельности его использования.
Особенности
представляемой рабочей программы
Программа
позволяет распределять учебный материал в зависимости от конкретных условий
обучения и концепций авторов учебника, при таком подходе ученик получает
возможность продвигаться в его усвоении своим темпом, в наиболее подходящем ему
режиме.
В УМК Биболетовой
М.З. за 5 класс особое внимание отводится дальнейшему развитию умения учиться.
Школьники овладевают рациональными приемами изучения ИЯ и универсальными
учебными действиями (УУД): пользоваться различными словарями и другой
справочной литературой, находить информацию в Интернете, использовать
электронные образовательные ресурсы, ориентироваться в
информационно-образовательной среде и т. д.
Также данная программа учитывает особенности
детей с задержкой психического развития. Готовность
к обучению иностранному языку у детей
с ЗПР несколько снижена, что
обусловлено недостаточной дифференцированностью
восприятия, бедностью сферы образов-представлений, непрочностью связи между
вербальной и невербальной сферами,
слабостью развития познавательных
процессов: памяти, мышления, речи.
При изучении иностранного
языка дети с ЗПР испытывают определенные трудности: замедленно
происходит усвоение лексического материала,
синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи;
затруднено восприятие грамматических
категорий и их применение на практике;
характерно возникновение проблем при
слушании (аудировании) устной речи, особенно связных текстов, а также трудностей во внеситуативном усвоении форм
диалогической речи.
В процессе обучения учащиеся овладевают основными
видами речевой деятельности: чтением,
говорением (устной речью), аудированием.
Письмо на всех этапах обучения
используется только как средство обучения, способствующее более прочному усвоению лексико-грамматического материала,
а также совершенствованию навыков в чтении
и устной речи.
В основе обучения иностранному языку детей с ЗПР лежит обучение
чтению, в то время как в общеобразовательной
школе обучение строится на устной
основе.
Адаптированная программа для
детей с ЗПР не предлагает сокращения
тематических разделов. Однако объем
изучаемого лексического, синтаксического
и грамматического материала претерпевает существенные изменения. Поэтому
в V классе сокращается объем лексического материала до 350 лексических единиц,
что определяется низкой способностью школьников к
усвоению новых слов.
При обучении детей с ЗПР диалогической речи наиболее целесообразно использовать
доступные для понимания обиходные ситуации,
которые могут быть разыграны по ролям. Драматизация — это один из самых эффективных способов при формировании
данного вида речевой деятельности.
Специфика обучения
иностранному языку в школе для детей с ЗПР предполагает большое количество игрового, занимательного материала и наличие зрительных опор, необходимых для
усвоения лексических, грамматических и
синтаксических структур.
Учебный материал необходимо
дробить, предлагая его детям небольшими порциями, чередуя игровые
и учебные виды деятельности.
Цели
и задачи программы
Основные цели и
задачи обучения английскому языку (АЯ) в основной школе в рамках данного курса
направлены на:
·
формирование
у учащихся более глубокого представления о роли и значимости АЯ в жизни
современного человека и поликультурного мира, приобретение нового опыта
использования АЯ как средства межкультурного общения, как инструмента познания
мира и культуры других народов;
·
дальнейшее
развитие гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой
народ, свой край, свою страну и осознание своей этнической и национальной
принадлежности через изучение языков и культур, общепринятых человеческих и
базовых национальных ценностей;
·
дальнейшее
развитие активной жизненной позиции. Учащиеся основной школы должны иметь
возможность обсуждать актуальные события из жизни, свои собственные поступки и
поступки своих сверстников, выражать своё отношение к происходящему,
обосновывать собственное мнение, что будет способствовать их дальнейшей
социализации и воспитанию граждан России;
·
дальнейшее
формирование коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности
общаться с носителями языка на уровне своих речевых возможностей и потребностей
в разных формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и
письмо). У учащихся продолжится работа по расширению лингвистического
кругозора, у них углубится представление о строе изучаемого языка и его
основных отличиях от родного языка;
·
дальнейшее
развитие основ коммуникативной культуры. Учащиеся научатся ставить и решать
более сложные коммуникативные задачи, адекватно использовать более широкий
диапазон речевых и неречевых средств общения, на новый уровень развития
поднимется способность соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и
доброжелательными речевыми партнерами;
·
продолжение
формирования уважительного отношения к чужой (иной) культуре через знакомство с
культурой англоязычных стран;
·
формирование
более глубокого осознания особенностей культуры своего народа;
·
дальнейшее
развитие способности представлять на АЯ родную культуру в письменной и устной
форме общения;
·
достижение
более высокого уровня положительной мотивации и устойчивого
учебно-познавательного интереса к предмету «Иностранный язык», на дальнейшее
развитие необходимых УУД и специальных учебных умений (СУУ). Должен
осуществиться переход от приобретённого в начальной школе умения выполнять
наиболее рациональным способом различные виды учебных заданий к учебной
деятельности с элементами самообразования и саморазвития. Обучение на ступени
основного общего образования призвано заложить основы успешной учебной
деятельности по овладению АЯ на завершающей ступени образования.
Учет
возрастных и психологических особенностей детей
Предлагаемая программа
предназначен для обучения детей 11 - 12 лет английскому языку в
общеобразовательной школе. Ведущую роль в развитии школьника этого возраста
играют общение со сверстниками и особенности его собственной учебной
деятельности. Это наиболее сложный «переходный возраст» - период от детства к
взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование
– «чувство взрослости».
Для учащихся 5
класса, продолжающих изучение ИЯ, актуальной является задача, связанная с
развитием и поддержанием устойчивого интереса к предмету. По отношению ко всем
учащимся важно решение таких задач, связанных с развитием таких качеств как
самостоятельность, инициативность, самооценка, умение работать в коллективе,
развитие общеучебных умений в процессе целенаправленного наблюдения за
языковыми явлениями, осознания возможности выражать одну и ту же мысль иными
средствами по сравнению с родным языком, развитие у учащихся умения выражать
личностное отношение к воспринимаемой информации, а также развитие у них
языковой догадки.
Технология
обучения ИЯ, положенная в основу данной программы рассчитана на всех и доступна
всем учащимся, независимо от уровня развития способностей. Новый материал
усваивается одновременно во всех четырех видах речевой деятельности. В
становлении речевого механизма, таким образом, участвуют все анализаторы:
слуховой, речедвигательный, зрительный и моторно – графический, что не только
способствует более прочному усвоению материала, но и позволяет ученику
компенсировать недостающую способность за счет более развитых (например,
недостаточный объем оперативной слуховой памяти можно компенсировать успешной работой
зрительного и моторно – графического анализаторов).
Ведущие
принципы
1. Ориентация на личность
учащегося.
2. Приоритет коммуникативной
цели в обучении английскому языку.
3. Соблюдение деятельностного
характера обучения английскому языку.
4. Сбалансированное обучение устным
(говорение и понимание на слух) и письменным (чтение и письмо)
формам общения.
5. Дифференцированный подход к
овладению языковым материалом.
6. Учет опыта учащихся в родном
языке и развитие когнитивных способностей учащихся.
7. Широкое использование эффективных
современных технологий обучения, позволяющих интенсифицировать учебный процесс
и сделать его более увлекательным
8. Преимущественное
использование аутентичных текстов.
9. Социокультурная
направленность.
Психологические особенности детей с ЗПР таковы, что даже в подростковом возрасте
наряду с учебной значительное место занимает игровая
деятельность. Поэтому введение в урок элементов игры или игровая подача
материала повышает работоспособность детей
на уроке и способствует развитию у них познавательных интересов.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Предполагаемые результаты
обучения детей с ЗПР
В результате изучения
иностранного языка в 5 классе ученик должен:
Знать/понимать:
·
значения
новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа и
соответствующими ситуациями общения;
·
языковой
материал: идиоматические выражения, оценочную лексику, единицы речевого
этикета, обслуживающие ситуации общения в рамках новых тем;
·
новые
значения изученных глагольных видовременных форм, средств и способов выражения
модальности, предположения, причины, следствия, и побуждение к действию;
·
лингвострановедческую
и страноведческую информацию, расширенную за счет новой тематики и проблематики
речевого общения.
Аудирование
Уметь:
·
выделять
основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
·
выбирать
главные факты, опуская второстепенные;
·
выборочно
понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с
опорой на языковую догадку, контекст, иллюстрации.
Чтение
Знать:
·
как
работать с разными типами письменного текста, преимущественно аутентичного
характера;
·
как
использовать стратегии чтения с извлечением основной информации.
Уметь:
·
определять
тему, содержание текста по заголовку;
·
выделять
основную мысль;
·
выделять
главные факты из текста, опуская второстепенные;
·
устанавливать
логическую последовательность основных фактов текста;
·
полно и
точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки
(языковой догадки, словообразовательного анализа, использования двуязычного
словаря, иллюстраций);
·
выражать
свое мнение о прочитанном тексте.
Говорение
Знать:
·
должны
овладеть основами диалогического и монологического общения;
·
должны
овладеть коммуникативной технологией построения различных разновидностей
диалогической речи (диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию,
диалог-обмен мнениями).
Уметь:
·
начать,
поддержать и закончить разговор;
·
поздравить,
выразить пожелания и отреагировать на них;
·
выразить
благодарность;
·
вежливо
переспросить, выразить согласие / отказ;
·
обратиться
с просьбой и выразить готовность / отказ ее выполнить;
·
дать
совет и принять / не принять его;
·
пригласить
к действию / взаимодействию и согласиться / не согласиться принять в нем
участие;
·
выражать
свою точку зрения;
·
выражать
согласие /несогласие с точкой зрения партнера;
·
выражать
сомнение;
·
выражать
чувства, эмоции:
·
кратко
высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи,
как описание, повествование и сообщение, а так же эмоциональные и оценочные
суждения;
·
передавать
содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
·
делать
сообщение в связи с прочитанным / прослушанным текстом.
Письменная
речь
Уметь:
·
делать
выписки из текста;
·
писать
короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками, выражать пожелания;
·
заполнять
бланки;
·
писать
личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах,
сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбы).
План
коррекционно-развивающей работы
Содержание предмета «Английский язык»
коррекционно-развивающего обучения должно включать, главным образом, учебную
информацию о двух аспектах языка: лексика и чтение, которые составляют основу
формирования и развития навыков и умений, связанных с овладением четырьмя
видами речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение и письмо.
В процессе совершения каждого вида
речевой деятельности требуется один и тот же набор операций, позволяющих
двигаться от замысла обучаемого к тексту (говорение и письмо) или от текста к
обучаемому (чтение и аудирование). Следовательно, в процессе обучения иностранному
языку с коррекционно-развивающем обучением необходимо, прежде всего,
формировать и развивать навыки и умения работы с текстом. Работа с текстом –
это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке
английского языка с коррекционно-развивающем обучением. Важной задачей
становится формирование и отработка навыков чтения.
В методике преподавания английского
языка различают несколько видов чтения. Однако с детьми, имеющими трудности в
обучении, целесообразно использовать преимущественно один вид чтения: чтение с
полным охватом содержания. Работа с текстом традиционно начинается с ввода
новой лексики. При каждом новом вводе лексики устное усвоение слов
сопровождается показом их письменных образцов как блоков, а также различными
наглядностями. Запоминание новых лексических единиц также производится при
помощи различных заданий: повторить за диктором слова в звукозаписи, расставить
буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово (unscramble
the
word),
нахождение новых слов в змейке (word
snake),
вставить пропущенные слова из нового вокабуляра в предложение (fill
in
the
word),
игры «снежный ком» (snowball),
«рыбак» (fisher). Максимальная
повторяемость материала является принципом успешного усвоения лексических
единиц. В незнакомом тексте содержится приблизительно десять-пятнадцать
процентов новой лексики. В дальнейшем после многократного повторения в
различных заданиях учебника, рабочей тетради, а также заданиях, составленных
непосредственно учителем, эти слова переходят в качественно иную стадию и
становятся тем вокабуляром, которым учащиеся должны активно пользоваться. Затем
можно перейти на работу с текстом.
Преимущественно, работа с текстом
делится на три фазы: до-текстовый этап (pre-reading),
активное чтение (while-reading),
послетекстовый этап (post-reading).
До – текстовый этап (введение в ситуацию) включает следующие задания:
составление диаграмм, подбор заголовков, ответы на наводящие вопросы. Как
показывает опыт, в начале данного этапа ученики работают вяло, делают много
фонетических ошибок. Однако данная работа полностью оправдывает себя на
дальнейших этапах.
Второй этап чтения стабилен по
структуре. Текст озвучивается по определённой схеме: чтение учителя, хоровое
чтение за учителем, прослушивание текста с аудиозаписи, хоровое повторение за диктором,
индивидуальное чтение учащихся каждого блока текста. Отдельные слова и фразы
можно трижды повторить с понижением темпа голоса, пропеть, сопроводить
ритмическим постукиванием. Таким образом, при многократном чтении и повторении
производится непроизвольное запоминание материала, эффективно отрабатывается
техника чтения.
На завершающей фазе второго этапа необходимо
давать детям несколько минут для повторения чтения и перевода текста про себя.
Во время повторения можно включить спокойную музыку. Это поможет снять
умственную усталость и повысить эмоциональный тонус обучающихся.
Послетекстовый этап включает в себя
задания следующего плана: соотнесение идеи и абзаца (matching),
заполнение всевозможных таблиц (fill
in
the
table),
тестовые задания с множественным выбором (multiple
choice),
определение верного\неверного высказывания (true
or
false).
Следует отметить, что на третьем этапе работы с текстом существенно
увеличивается темп работы учеников, снижается психо – эмоциональный барьер
перед неизвестным материалом.
Упражнения для развития умений и навыков
коррекционного обучения.
1. Слушание и
выполнение распоряжений преподавателя: преподаватель говорит: Ореn thе dоог (открой дверь), shut thе window (закрой окно), tаkе thе bооk (возьми книгу) и т.д.
Ученик выполняет действие.
2.Повторение
фразы или предложения: преподаватель произносит фразу, учащийся должен четко и безошибочно и
бегло ее повторить «I like this white cat» (Мне нравится этот белый кот).
3.Повторяемость
коррекционных упражнений, но с включением новизны: Kate has a cat (У Кати есть кот). Kate has a cat,
a dog and a hamster (У Кати есть кот, собака и хомяк).
4. Устная
подстановка наряду с какими–либо изменениями: Например,
с изменением формы слова. Тренируется образование множественного числа имен
существительных
Учитель:
The
boys
are
coming
(мальчики идут). Слова girls
(девочки), children (дети) подставляются.
Ученики
повторяют.The
boys are coming.
Такие
коррекционные занятия вырабатывают у учащихся умение свободно и быстро
использовать речевые образцы. Особенностью коррекционной работы является тщательная
дозировка речевого материала. Нужно учитывать утомляемость, склонность к торможению
и для этого нужно часто проводить смену видов деятельности
Коррекционное
обучение – это процесс активного усвоения опыта и знаний, полученных в
результате систематически повторяющейся отработки учебного материала и усвоение
способов применения полученных знаний. При подходе к выбору методов работы
можно достичь определённых положительных успехов даже в обучении такому
сложному предмету как иностранный язык. Вышеизложенные приёмы и методы работы на
уроке английского языка не угнетают ребёнка, а создают вокруг него
реабилитирующее пространство, обеспечивающее огромную возможность
самореализации себя как полноценной личности учебного процесса. Учащиеся,
получающее образование в образовательной среде, становятся подлинными
субъектами обучения, чувствуя, что учатся для себя, для своего развития, а
учитель должен проявлять мудрое терпение, чуткость, постоянную заботу, любить
детей такими, какие они есть и радоваться успехам каждого.
Материально-техническое
обеспечение программы
1.
Биболетова
М.З. И др. “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”: учебник английского
языка для 5 класса / Биболетова М. З., О.А.Денисенко, Н.Н.Трубанева. -
Обнинск: «Титул», 2012.
2.
Биболетова
М.З. И др. “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”: рабочая тетрадь для
5 класса / Биболетова М. З., О.А.Денисенко, Н.Н.Трубанева. - Обнинск: «Титул»,
2012.
Учебно-методический
комплект «Английский язык с удовольствием / Enjoy English» для 5-го класса
предназначен для обучения английскому языку учащихся общеобразовательных
учреждений. Он входит в состав курса английского языка «Английский язык с
удовольствием / Enjoy English», который охватывает начальную, основную и
старшую школу (2-11-й классы), обеспечивая преемственность между различными
этапами обучения английскому языку.
Учебник
обеспечивает как развитие коммуникативных умений учащихся на английском языке
во всех видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении и письме),
так и развитие и воспитание детей средствами английского языка. Содержание учебника
соответствует интересам учащихся 10-11 лет, учитывает их возрастные и
психологические особенности. Учебник реализует современные требования
федерального государственного образовательного стандарта.
3.
Аудиоприложение (CD MP3) к учебнику для 5 класса Биболетовой М.З.
И др. “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”.
Аудиоприложение является
составной частью УМК "Enjoy English" для учащихся 5-го класса
общеобразовательных учреждений. Аудиоприложение включает задания по аудированию
к каждому уроку, направленные на развитие навыков аудирования и устной речи.
4.
Программное обеспечение. Обучающая компьютерная программа
“Английский с удовольствием" / "Enjoy English" к учебнику “Enjoy
English” для 5-го класса (версия 2.0).
Обучающая компьютерная
программа включает грамматический справочник, лексические грамматические,
фонетические упражнения, коммуникативные задания и языковые игры, расширяющие и
дополняющие материалы учебника и рабочей тетради. Программа предоставляет
дополнительные инструменты, расширяющие её функционал, и сохраняет результаты
работы учащихся. Диск содержит 80 упражнений.
Тематика диска и его
наполнение соответствует требованиям к содержанию обучения, заложенным в
Федеральном компоненте, а сама обучающая программа позволяет формировать
информационно-образовательную среду и направлена на достижение планируемых
результатов ФГОС, что позволяет использовать её как в классах, работающих по
ФК, так и в классах, работающих по ФГОС.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.