Инфоурок Биология Другие методич. материалыСпецифика преподавания биологии в условиях перехода на ФГОС нового поколения

Специфика преподавания биологии в условиях перехода на ФГОС нового поколения

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Специфика преподавания биологии в условиях перехода на ФГОС нового поколения..doc

Специфика преподавания биологии в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

 

Цель: «Построить процесс обучения, позволяющий каждому выпускнику достичь выбранного уровня успешности»

Задачи:

- формирование четкого представления о содержании и особенностях ФГОС нового поколения;

-содействие развитию управленческих умений (компетенций) в процессе адаптации и реализации ФГОС нового поколения в условиях деятельности конкретного образовательного учреждения;

-обмен опытом организации учебной, методической и научно-исследовательской работы при многоуровневой системе обучения.

 

Необходимо добиваться не формального усвоения программного материала, а его глубокого и осознанного понимания, необходимо убеждать учеников в том, что лишь при наличии активной позиции в изучении предмета, при условии приобретения практических умений, навыков и их целенаправленного использования, можно рассчитывать на реальный успех.

Учащийся получает:

- персональный «ресурсный пакет»;

- набор осваиваемых способов деятельности является социально востребованным;

Особенность компетентности как результата образования состоит в том, что в

сравнении с другими результатами образования она:

является интегрированным результатом;

позволяет решать целый класс задач (в отличие от элемента функциональной

грамотности);

существует в форме деятельности, а не информации о ней (в отличие от

знания);

переносима (связана с целым классом предметов воздействия),

совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути

интеграции с другими компетентностями - через осознание общей основы деятельности

наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних

ресурсов (в отличие от умения);

проявляется осознанно (в отличие от навыка).

Формирование компетенций учащихся в процессе обучения представлено в документах об образовании:

1.      Стратегии модернизации содержания общего образования.

2.      Приоритетный национальный проект «Образование».

3.      Национальная  образовательная инициатива «Наша новая школа»(на основе послания президента РФ Федеральному собранию 05.11.2008г.

 

4.      Комплексный проект модернизации  содержания  общего образования  на территории Самарской области.

5.      Доклад  министра образования и науки Самарской области  Д. Е. Овчинникова на Августовской педагогической конференции. 18.08.2010 г. г. Новокуйбышевск.

"С 1 сентября 2011 года федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения станет обязательным для 1-го класса, с 1 сентября 2015 года - для 5-го класса, а на ступени среднего полного (общего) образования (10-й класс) новый стандарт будет обязательным с 1 сентября 2020 года", - сообщила директор Департамента общего образования Минобрнауки России Елена Низиенко на заседании коллегии Министерства 25 января 2011 года. Стандарты общего образования будут вводиться в действие поэтапно по ступеням общего образования, по мере готовности общеобразовательных учреждений к их реализации.

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения нацелены на повышение качества образования, обеспечивая единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

В целом проект стандарта даст возможность обеспечить обучающемуся:

ü    развитие качеств личности, отвечающих требованиям становления российского гражданского общества, инновационной экономики;

ü    формирование образовательных и духовно-нравственных основ личности,  создание необходимых условий для ее самореализации;

ü    развитие способности самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений, компетенций, видов и способов учебной и внеучебной деятельности, использования разнообразных   форм обучения, включая учебно-исследовательскую  и проектную деятельность с учетом  индивидуальных образовательных потребностей (особенно одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья);

ü    оптимизацию учебной нагрузки;

ü    раскрытие собственных возможностей, подготовку
к жизни в современных условиях;

ü     обеспечение условий для развития творческих способностей и возникновения устойчивой потребности в самостоятельных занятиях;

ü    формирование индивидуальной учебной траектории на ступени старшей школы и своей профессиональной ориентации;

ü    сохранение и укрепление здоровья.

Особенность компетентности как результата образования:

является интегрированным результатом;

позволяет решать целый класс задач;

существует в форме деятельности;

переносима;

проявляется осознанно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможности учебных дисциплин (биология) в новых условиях.

 

Результат  (УУД)

Тема урока

Формат урока

 Формирование в образовательном процессе мотивов деятельности, системы ценностных отношений учащихся к себе, др. участникам, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Природоведение 5 кл.

Загадки природы.

Урок - путешествие

 

Освоение обучающимися на базе учебных предметов обобщенных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и реальных жизненных ситуациях.

Биология 8 кл.

Здоровье и компьютер

Урок - исследование

 

Усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.

Общая биология 9 кл.

Природопользование.

Мультимедийный урок

 

Используемые педагогические технологии

1.      Игровая технология

- личностные УУД – отрабатываются личные характеристики учащихся;

- регулятивные/рефлективные  УУД – моделируется общество;

- познавательные УУД  - накапливаются культурные традиции, внесенные в игру учителем, участниками, учебниками, компьютерными технологиями;

- коммуникативные УУД – приобретаются навыки совместной деятельности.

2. Информационная технология

 - личностные УУД – развитие мышления, формирование информационной культуры;

 - регулятивные/рефлективные  УУД – прогнозирование, коррекция, оценка;

- познавательные УУД  - интенсифицировать познавательный процесс, углубление межпредметных связей за счет интеграции информатики и предметной подготовки;

- коммуникативные УУД – подготовка специалиста.

3. Проблемное обучение

- личностные УУД – стимуляция творческой деятельности;

 - регулятивные/рефлективные  УУД –  планирование, прогнозирование, коррекция, самооценка;

- познавательные УУД  - разрешение противоречий между имеющимися знаниями и предъявленными требованиями;

- коммуникативные УУД –  учитель выдвигает проблемы, ученик пытается их решить.

4. Обучение в группах

- личностные УУД – стимуляция творческой деятельности;

 - регулятивные/рефлективные  УУД –  постановка целей, планирование, прогнозирование,  контроль, коррекция,  оценка и самооценка;

- познавательные УУД  - создание общей новой композиции знаний;

- коммуникативные УУД –  распределение ролей, подчинение общей идеи, совместная деятельность.

 

Тема урока: Загадки природы.

Тип урока: Урок - путешествие.

Используемые технологии: Обучение в сотрудничестве (групповая форма работы), игровая технология.

Предварительная подготовка к уроку: Весь класс делится на команды по четыре человека. Каждому члену команды определяется роль и в связи с ней он получает задание.

Цель урока:  Формирование понятий живая и неживая природа.

Задачи урока:

Образовательные: Познакомить учащихся с многообразием окружающего мира, закрепить знания о живых объектах природы.

Развивающая: Развивать мыслительные способности, умение слушать, сопоставлять имеющуюся информацию с новой, применять свои знания на практике.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету; формировать личную коммуникабельность, умение работать в группе.

Оснащение урока: доска, учебник, изопринадлежности, пакеты, перчатки.

Педагогические технологии: игровая технология, обучение в группах.

Целевая установка: учитель сообщает ученикам, что, повторив материал домашнего параграфа, они  будут участвовать в открытии новых живых организмов, которым смогут сами дать названия.

 

Основная часть урока

 

  1. Организационный момент- 2 минуты.
  2. Активизация познавательного процесса - 6 минут.

 

    3. Основная часть урока - 15 минут.

Окружающая человека природа полна чудес и загадок, нужно только уметь их увидеть. Самая большая загадка природы - это жизнь.

Учитель через беседу формирует у учеников понятие признаков объектов живой природы: движение, питание, размножение, раздражимость. Человек на протяжении своего существования открывал все новые живые объекты, исследовал их, давал названия по признакам.

Представьте, что вы команда поискового космического корабля, Ваша цель найти обитаемую планету, исследовать условия существования жизни на ней и живых обитателей.

 

Этапы технологического процесса групповой работы:

 I. Подготовка к выполнению группового задания.

1. Постановка познавательной задачи /проблемы/.

2. Инструктаж о последовательности работы.

3. Раздача дидактического материала по группам.

 II Групповая работа.

4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

5. Распределение заданий внутри группы.

6. Индивидуальное выполнение задания.

7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.

 

III. Заключительная часть.

9. Сообщение о результатах работы в группах.

10. Анализ познавательной задачи, рефлексия.

11. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.

 

Домашнее задание: § 2

Доклад подготовила учитель географии и биологии МБОУ СОШ №105 Куйбышевского района г.о. Самара

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Специфика преподавания биологии в условиях перехода на ФГОС нового поколения"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по маркетингу (тур. агенства)

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Это мой второй доклад на августовском семинаре. здесь я  ставлю 

 

Цель: Построить процесс обучения. позволяющий каждому выпускнику достичь выбранногго уровня успешности. При этом решаю задачи

- по формированию четкого представления о содержании и особенностях ФГОС нового поколения.

- содействие развитию управленческих умений (компетенций) в процессе адаптации и реализации ФГОС нового поколения в условиях деятельности конкретного образовательного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 567 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по биологии 10-11 класс
  • Учебник: «Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.
  • Тема: Введение: роль биологии в формировании современной картине мира, практическое значение биологических знаний
  • 02.10.2020
  • 484
  • 9
«Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 532
    • ZIP 9.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Порохненко Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5210
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 160 человек

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 126 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 328 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 58 человек

Мини-курс

Здоровые взаимоотношения: адаптация и развитие ребенка через привязанность и игрушки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 60 человек

Мини-курс

Сенсорная интеграция: типовые и инновационные методы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 45 человек

Мини-курс

Стратегии B2B маркетинга: от анализа до продаж

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе