Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Создание ситуации успеха на уроке
(с использованием фото-материала с уроков технологии)
Презентация подготовлена
учителем технологии ,
к.п.н Т.В.Самойловой
2015
Муниципальное общеобразовательное учреждение - Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Мценска
2 слайд
Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа.
3 слайд
Однако часто приходится слышать от учащихся фразы, выражающие негативное отношение в школе. Ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения.
4 слайд
Готовы ли мы, учителя, работать так, чтобы не навредить ребенку?
Как сделать обучение интересным?
Какова роль ситуации успеха?
Знаем ли мы приемы создания ситуаций успеха?
Если знаем, то как часто применяем их на практике?
5 слайд
На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет.
К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес учиться.
6 слайд
«Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает личное отношение к тому, что ему удается и не удается».
К. Д. Ушинский «Труд в его психическом и воспитательном значении»
7 слайд
В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.
8 слайд
Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.
БЕЛКИН Август Соломонович - заслуженный деятель науки РФ, академик Академии педагогических и социальных наук и МАНПО, доктор педагогических наук, профессор. Председатель диссертационного совета Д 212.283.03 при УрГПУ по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при Уральском государственном педагогическом университете.
9 слайд
Создание ситуации успеха – одно из условий гуманизации процесса обучения
Гуманизация школьного образования предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию.
Эта направленность основывается на уважении и вере в ребенка и выражается в целях школьной жизнедеятельности, в ее содержании, организации и средствах, а также в характере взаимодействии членов школьного коллектива.
10 слайд
Свою гуманистическую миссию образование реализует через две социальных функции: оно готовит человека к выполнению различных социальных ролей и одновременно формирует способность менять самого себя и свое бытие.
Факторы внешнего мира либо способствуют, либо подавляют, разрушают гуманистический потенциал образования.
11 слайд
Источником знаний становиться преимущественно учитель, а показателем успешности – исполнительность и дисциплина школьников. Главный ориентир для учителя – объем знаний, который должен усвоить каждый ученик. Вторая делает акцент на целостном развитии личности, ее духовных и познавательных способностей, самоорганизации и саморегуляции, приобщении к универсальным ценностям культуры.
12 слайд
Организация учебного процесса, основанного на гуманистический позициях, будет результативной при условии сотрудничества между учителями и учащимися. И только в том случае, если обучающие будут испытывать успех в познании окружающей действительности.
13 слайд
Сотрудничество – это взаимное уважение личностей, готовность помогать самореализации их возможностей, оптимальная вера в будущее. Но сотрудничество нельзя рассматривать только как совместную деятельность или хорошо отлаженное взаимодействие. Весь смысл сотрудничества в той радости, которую оно дает. Радость и ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка.
Ожидание радости – источник его движения вперед. Нет ожидания – нет и творческой личности.
14 слайд
Радость сама по себе не возникает, ее горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. Таким образом, сотрудничество является необходимым условием для личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед учащимися перспективы их роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач учебно-воспитательного процесса - помочь осознать свои возможности и поверить в себя. Сотрудничество учителя и учащихся, основанное на любви к детям, принятие их как личностей, предполагает создание в учебном процессе ситуаций переживания успеха.
15 слайд
В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении.
В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. В опыте многих учителей с этой целью используются, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению более сложного задания.
16 слайд
Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.
17 слайд
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. С социально-психологической точки зрения – оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе. Может меняться тот круг людей, мнением которых дорожит личность, но суть успеха не меняется.
18 слайд
В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики учителя, семьи. Успех – категория не абстрактная. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка.
Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает.
19 слайд
Подросток и осознает, и переживает, но не всегда может докопаться до его источников, не всегда адекватно оценивает его.
20 слайд
Старший школьник, как взрослый, подходит к своему успеху или неудаче аналитически, ищет их корни, пытается прогнозировать свои возможности.
21 слайд
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.
Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
22 слайд
Важные технологические операции создания ситуаций успеха:
1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. Например: «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
2. Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
“У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
23 слайд
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
24 слайд
4. Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
25 слайд
5. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
26 слайд
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”
7. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось …”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
27 слайд
Психологические критерии успешности урока
Учебная мотивация школьника, его интерес к предмету
Сознательность обучения, связь его с жизнью
Характер взаимоотношений в системе «учитель – ученик»
Учет индивидуальных особенностей личности учащихся
28 слайд
Действия учителя, обеспечивающие ситуацию успеха:
1. Не заострять внимание на негативном; чаще улыбаться, использовать элементы юмора при общении.
2. Проявляйте интерес и великодушие к своим ученикам.
3. Не давайте детям прозвища, не вешайте на них ярлыки.
4. Не сравнивать ребёнка с другими, отмечать его «персональную исключительность».
5. Аргументировать необходимость выполняемых действий; ту отметку, которую выставляется ученику.
29 слайд
6. Оценивать действия ученика с акцентом на детали.
7. Не говорить много за детей, вызывать их на диалог, позволять выражать им своё мнение.
30 слайд
8. Не высказывать недовольство ученику при всём классе, не применять угрозы.
9. Помнить, что Вы, как педагог, формируете личность учащегося, его самооценку, и частично несёте ответственность за его дальнейшую судьбу!
31 слайд
В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться.
И гуманизация школьного образования через создание ситуации успеха обучающихся на разных образовательных этапах является одной из важных целей педагогики .
32 слайд
В.Ф. Шаталов утверждает, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу? На эти вопросы учитель и должен стремиться ответить.
Педагог-новатор
33 слайд
спасибо за внимание
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Да Данная презентация на тему: "Ситуация успеха на уроке (с использованием фото-материалов с уроков технологии) разработана с целью изучить данную педагогическую проблему и помочь учителю ответить на следующие вопросы : Готовы ли мы, учителя, работать так, чтобы не навредить ребенку? Как сделать обучение интересным? Какова роль ситуации успеха? Знаем ли мы приемы создания ситуаций успеха? Если знаем, то как часто применяем их на практике? Стремление создать ситуации успеха – одно из условий гуманизации процесса обучения. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. С социально-психологической точки зрения – оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе. Может меняться тот круг людей, мнением которых дорожит личность, но суть успеха не меняется. Гуманизация школьного образования через создание ситуации успеха обучающихся на разных образовательных этапах является одной из важных целей педагогики . Об этом писал еще К.Д.Ушинский в своем педагогическом труде «Худо тому, кто добра не делает никому».
6 664 189 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Юлия Антоновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.