Создание куклы в технике
«скульптурный текстиль» как эффективное средство
развития детского творчества.
Абрамова Татьяна Васильевна учитель
ИЗО МБОУ «СОШ №32»
tania_1962@mail.ru
Создание
кукол из колготок - доступное занятие для детей и взрослых. Это увлечение
приносит неоценимую пользу для здоровья тела и души. Человек наполняется
радостью, уходят заботы, снимается стресс. Это особое состояние , которое нужно
беречь.
Вот
уже третий год я веду в школе кружок «Чудо – кукла», в котором с детьми 9-10
лет шьем кукол в колготочной технике. Эту , относительно новую технику , еще
называют «скульптурный текстиль». Основоположником скульптурного текстиля
является Ольга Андриянова, ведущая российская художница по куклам, автор
уникальной методики работы с текстилем. Для того, чтобы создать собственную
куклу, не обязательно иметь художественное образование. Самое важное , -
увлеченность и желание творить прекрасное. На занятиях кружка дети часто
приходят со своими мамами и бабушками.. Я не запрещаю. Ведь обучаясь кукольному
делу совместно с детьми, они совмещают полезное с приятным. Во- первых, всем
известно, что совместное творчество хорошо влияет на отношения в семье,
во-вторых, создание куклы –дело долгое и кропотливое, а вдвоем, конечно,
быстрее.
Создавая
вместе с детьми кукол из текстиля, я поняла следующее:
1.Создание
кукол в этой технике позволяет сформировать благоприятную социальную и богатую
по материалу предметную среду, которая способствует творческому развитию
ребенка, развивает наблюдательность у детей, расширяет их кругозор и обогащает
практический опыт общения с окружающим миром.
2.Способы
выполнения кукол позволяют ребенку приобрести знания не только в области
данного предмета, но и знания о бытовом окружении, приобрести навыки по
самообслуживанию и взаимопомощи. Дети начинают понимать , что все предметы
могут использоваться не только по прямому назначению, но и косвенному.
Появляется понятие вариативности.
Создание
текстильной куклы как деятельность, в большей мере, чем аппликация и рисование
, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, ведь кукла, созданная
в этой технике, воспринимается ребенком со всех сторон. Кроме общепринятого
мнения о развитии мелкой моторики , можно говорить, что работа по текстильной
пластике
а) повышает
сенсорную чувствительность, т.е.способствует тонкому восприятию формы, фактуры,
цвета, пластики.
б)
развивает воображение , пространственное мышление
в)
синхронную работу обеих рук
г) формирует
умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и
достигать его
Ещё
одна специфическая черта создания куклы - её тесная связь с игрой. Созданные
на занятиях кружка куклы, я часто использую на уроках в начальной школе. Ведь кукла
может быть ведущим в игре с младшими школьниками, она может объявить о
предстоящем празднике, может поддержать дисциплину на уроке, поздравить с днем
рождения, взять интервью, наконец, объяснить значение какого-то слова.
Текстильная
кукла еще очень интересна и тем, что выполняется на особом каркасе –
проволоке, позволяющем придавать кукле различные позы. А составление кукольных
композиций – интересная и таинственная деятельность, которая очень богата по
разнообразию и технике исполнения.
Если
говорить о создании кукол как о средстве развития творчества , то порой
достаточно увидеть счастливые глаза ребенка, его восторг от созданного им чуда,
и ты понимаешь, как много ты смог для него сделать. Лучшей наградой для меня
служат достижения моих учеников. Часто вижу насколько важно для ребенка быть
правильно понятым, вижу его восторженное лицо от положительной оценки его
деятельности. Такой положительный настрой благотворно влияет на эмоциональное
развитие ребенка. Ну а положительные эмоции – залог обеспечения творческого
интереса, достижение поставленных целей и задач.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.