Роль
кроссвордов в обучении
Поиск новых форм и приемов изучения информатики в наше
время - явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях
гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения
должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и
работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать
собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за
него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
Одним из известных нетрадиционных видов урока является
грамматическая игра - кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития
творческих способностей, тренировки памяти. Отгадывание кроссворда
позволяет использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей
деятельности к главной цели – творческо-поисковой деятельности.
Сегодня появляется все больше программ, где тем или
иным образом зашифрованы слова. Что это веяние времени или в этом есть какая-то
польза? Учитывая, что разгадывание кроссвордов имеет свое место в практической
жизни, может быть в школьном курсе, при изучении разных предметов, это принесет
свои плоды, в виде знаний.
Процесс отгадывания кроссвордов, помнению
современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и
тренирующей умственные силы ученика. Отгадывание кроссвордов оттачивает и
дисциплинирует ум, приучая учеников к четкой логике, к рассуждению и
доказательству. Отгадывание можно рассматривать как процесс творческий, а сам
кроссворд - как творческую задачу. (Эльконин Д.Б.)
Из раскрытия понятия кроссвордов педагогами,
психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:
1.
Кроссворд
выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных
возрастов.
2.
Кроссворд
для детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается,
изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества,
активности самопознания, самовыражения.
3.
Кроссворд
есть практика развития. Свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на
подсознание, разум и творчество.
Поддержание познавательной активности учащихся в
ходе контроля за уровнем знаний - важное условие успешности учебного
процесса. Однако известно, что повторное воспроизведение детьми учебного материала,
будучи важным, в плане закрепления и контроля, снижает интерес к предмету, если
проводится дублирующим образом и в форме простого повторения. (Маркова А.П. и
др. Формирование мотивации учения) Оживить опрос и активизировать в процессе
его работу учащихся могут занимательные формы проверки усвоения фактического
материала - кроссворды.
Результат работы учителя оценивается умениями его
учеников
·
Разгадывание
кроссвордов повышают уровень самостоятельности и самодеятельности учащихся на
уроке.
·
Изменяется
отношение учащихся к предмету, учителю, друг к другу.
·
В
электронных кроссвордах предусмотрена возможность проверки, исправления ошибок
и вывод оценки за работу. Это повышает объективную направленность деятельности
учеников на развитие своей личности.
·
Разгадывание
кроссвордов увеличивает познавательный кругозор учащихся.
·
Снимается
психологическое подавление личности, перед проверкой знаний, на уроке наступает
атмосфера спокойствия и рабочей дисциплины.
Электронные кроссворды
Программа JCross помогает создавать электронные
кроссворды. Применяемая технология позволяет передать большое количество
учебного материала в легкой и развлекательной форме.
Логические задания
кроссвордов подбираются с возрастными и психологическими особенностями
учащихся.Первоначально, вводя кроссворды в свою практику, следует объяснить
учащимся, как их нужно решать. Лучше всего сделать это сначала совместно со
школьниками, а затем постепенно предоставлять ребятам большую
самостоятельность.
Тематические кроссворды
можно использовать как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с
учащимися.
Создание интерактивных кроссвордов в
JCross
Составление
кроссворда
Дополнительные
настройки
Выполнение
задания
Распечатка
кроссворда
Составление кроссворда
В поле Имя надо ввести имя
кроссворда.
Для размещения слов в кроссворде существуют два
режима:
- ручное размещение
слов;
- автоматическое
размещение слов.
При ручном размещении слов положение слов в сетке определяется
пользователем: слова буква за буквой вводятся в поле кроссворда.
Для автоматического создания кроссворда надо щелкнуть
на кнопке Автоматическое создание в панели инструментов или
выбрать пункт меню Управление сеткой -Автоматическое
создание.
При автоматическом размещении слов все слова вводятся
списком в поле ввода слов в открывшемся диалоге, при этом все слова вводятся в
отдельные строки, а затем программа подбирает варианты их размещения. В поле
Максимальный размер указывается максимальное число ячеек в кроссворде. Щелчок
на кнопке Создать сетку приведет к созданию кроссворда.
Замечание. С помощью
кнопок-стрелок в левом нижнем углу экрана можно перемещать созданный кроссворд
в рамках поля.
Следующий шаг заключается в том, что надо ввести
определения к словам. Эти определения описывают указанные слова. Для ввода
определений надо нажать кнопку Определения. Появится диалог Определения:
В верхней части экрана расположены слова, которые в
кроссворде размещены по горизонтали, в нижней - по вертикали. Для ввода
определения
надо выделить нужное слово в списке, в поле под
списком ввести определение и нажать кнопку OK.
Последовательность ввода определений не имеет
значения.
После введения определений можно вносить любые изменения
в сетку - при перемещении слов программа будет сохранять соответствующие
определения.
Дополнительные настройки
Дополнительные настройки в конфигурации задания можно
задать через меню - Выбор - Вид вэб-страницы.
Определения к каждому слову могут появляться все
сразу, как в кроссвордах, публикуемых в газетах и журналах, или же по одному
определению. Для выбора этого режима отображения используется флажок Показывать
все определения внизу кроссворда. А затем надо сохранить проект и опубликовать
кроссворд в виде HTML-страницы.
Выполнение задания Распечатка
кроссворда
Выполнение задания
Выполнение задания - кроссворда заключается в
следующих действиях. Учащийся выбирает первую клетку слова в кроссворде. При
щелчке на этой кнопке появляется определение соответствующего слова, вне
зависимости от того, есть полный список слов и определений или нет:
Последовательность заполнения кроссворда произвольная.
После заполнения всех клеток кроссворда можно проверить верность заполнения.
Распечатка кроссворда
Распечатать кроссворд можно в двух вариантах:
незаполненный и заполненный. Для создания версии для распечатки можно
использовать меню Файл - Экспорт для печати.
На экране появится веб-страница с кроссвордом в
черно-белом варианте. Распечатка страницы может быть выполнена из браузера
через меню Файл - Печать.
Чтобы распечатать вариант страницы с решенным
кроссвордом, нужно на полученной странице щелкнуть левой кнопкой мыши по
названию кроссворда. Повторный щелчок по названию возвращает к исходному
варианту - странице с нерешенным кроссвордом.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.