Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Работу выполнили:
Захарова Алёна, Рожнёва Яна, Соснина Наташа, Шестакова Лиза, Панов Дима, Еремина Катя, Колесникова Оля, Усольцева Уля, Лисовская Люба, Желанова Галя, Шкрыбайло Катя, Жигарева Соня, Липовка Рома, Иванов Влад, Павлова Ната, обучающиеся 6-ых классов МОУ «Тогурская СОШ» Колпашевского района, Томской области.
Руководитель проекта: Путилова И.Ю., учитель русского языка и литературы.
Электронное пособие о языковых средствах выразительности
«Изобразительно-выразительные средства языка»
1
2 слайд
Языковые средства выразительности
Тропы
Это слова или выражения в переносном значении, используемые для характеристики какого-либо явления.
Фигуры
Синтаксические средства, риторические или стилистические фигуры – это способ группировки слов, усиливающий эмоциональное воздействие текста.
2
3 слайд
Сложные:
аллегория
олицетворение
метафора
метонимия
синекдоха
гипербола
Литота
Простейшие:
эпитет
сравнение
3
Основные тропы
(выразительные средства лексики)
4 слайд
Риторические и стилистические фигуры
Инверсия
Повтор
Антитеза
Параллелизм
Оксюморон
Риторический вопрос и
риторическое восклицание
4
5 слайд
5
– это изображение одного предмета (предмета сравнения ) путём сопоставления его с другим (образом сравнения). В отличие от метафоры есть объект сравнения.
Пример:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце , снег лежит.
А она за мною мчится и кусает , как волчица.
Роль в языке: придает тексту образность, эмоциональность, выразительность, формирует новое осмысление, помогает живо, образно представить предмет.
6 слайд
-это художественное определение предмета или явления, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления.
Пример:
Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка.
Поют голосистые дрозды.
Ночевала тучка золотая …,
по лазури весело играя.
Роль в языке: дают образную характеристику предмета.
6
7 слайд
- это иносказательное изображение явления.
Близок локоть, да не укусишь.
Дорога ложка к обеду.
Соловья баснями не кормят.
7
8 слайд
это изображение неодушевлённых предметов и животных в виде живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить.
Пример:
Белка песенки поёт.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана.
8
9 слайд
-это употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями.
Пример:
Волшебный сон.
Лёгкая пуховая цепь.
Разрываюсь на части.
Роль в языке: придает речи особую выразительность,эмоциональность.
Используется для выражения личностной оценки автора, его неповторимой индивидуальности.
9
10 слайд
это употребление слова в переносном значении на основе связи, существующей между явлениями (скрытое сравнение).
Пример:
Волка ноги кормят.
Бить челом.
Я три тарелки съел.
Его перо любовью дышит.
Роль в языке: позволяет кратко выразить мысль,служит источником образности.
10
11 слайд
это употребление слова в переносном значении на основе количественной связи между явлениями(единственное-множественное, часть-целое, определённое-неопределённое количество.
Пример:
Одну минуточку.
Делу время, а потехе час.
11
12 слайд
-это художественное преувеличение.
Пример:
Пир горой.
Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером.
12
13 слайд
- Определение предмета путем отрицания противоположного.
Пример:
Не дорого ценю я громкие слова,
От коих не одна кружится голова.
- Художественное преуменьшение (обратная гипербола).
Пример:
В больших сапогах, а сам с ноготок.
13
14 слайд
-это необычный порядок слов в предложении.
Пример:
Идёт Жилин, всё тени держится.
Степью лазурною, цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную.
14
15 слайд
в художественном произведении помогают изобразить явление и придать тексту эмоциональную окраску.
Пример:
«Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто!»
И сейчас же щётки, щётки затрещали, как трещотки…
15
16 слайд
это изобразительное средство языка: резкое противопоставление слов, предложений, героев, картин, эпизодов.
Пример:
Вблизи- вдали, вверху- внизу, белое- чёрное, толстый- тонкий.
16
17 слайд
параллелизм
-это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
Пример:
Молодым везде у нас дорога,
Старикам везде у нас почет.
В синем море волны хлещут,
В синем небе звезды блещут.
17
18 слайд
оксюморон
- сочетание несовместимых понятий в одном художественном образе, создающем новое понятие или представление (соединение несоединимого).
Пример:
Честный вор.
Грустная радость.
Сволочь ненаглядная.
О, как мучительно тобою счастлив я. (А.Пушкин)
18
19 слайд
Риторический вопрос и риторическое восклицание
изобразительные средства языка, которое служат для выражения сильного чувства.
Пример:
Знаете ли вы украинскую ночь?
О, вы не знаете украинской ночи!
19
20 слайд
20
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
ЦОР «Создание электронного пособия о языковых средствах выразительности «Изобразительно-выразительные средства языка» и тестирующих медиапродуктов» Справка о публикации №465, 19 декабря 2011
Краткое содержание работы:
1. Цель (проблема) проекта
Как показывает практика, задания речеведческого характера, связанные с такими понятиями, как средства художественной выразительности, вызывают у учащихся наибольшие затруднения. Для более полного, глубокого представления о языковых выразительных средствах и для прочности знаний можно создать совместно с учителем на уроках словесности или русского языка электронное пособие обобщающего характера о языковых средствах выразительности.
Проблема
Решить, с помощью каких программных средств, редактирования можно лучше всего реализовать данную тему проекта.
2. Основной метод проектирования
-сбор информации, обобщение сведений о языковых средствах выразительности на уроках словесности;
-подготовка материала (текстов, заданий) для создания электронного пособия в среде POWERPOINT;
3. Главный результат
Главным результатом стало создание электронного пособия по теме «Языковые средства выразительности». Это проект практической направленности, т.к. может быть рекомендован для подготовки к ЕГЭ при групповой и индивидуальной работе, при дистанционном обучении, а также как обучающий и контролирующий тест по данной теме. ЦОР доступен и лёгок в использовании как для обучающихся, так и для педагогов русского языка и литературы.
6 625 490 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Путилова Ирина Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.