Применение технологии веб-квеста на уроках
английского языка как условие реализации компетентностно – деятельного подхода
обучения иностранному языку
В программных документах Федерального Государственного
Образовательного Стандарта, сказано: «главным результатом школьного образования
должно стать его соответствие целям опережающего развития» и «изучать в школах
необходимо … способы и технологии, которые пригодятся в будущем». Каждый
учащийся должен приобрести опыт самостоятельной деятельности и личной
ответственности, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество
современного образования. В концепции модернизации российского образования на
общеобразовательную школу возлагаются задачи формирования целостной системы
универсальных знаний, умений и навыков
Этот процесс невозможен без развития технологий
образования с использованием различных сервисов сети Интернет, и
распространения электронных образовательных ресурсов.
Как же сегодня мы можем использовать в
учебно-воспитательном процессе современные информационные технологии, в
частности, сервисы Интернет? К сожалению, чаще всего можно наблюдать пассивное
восприятие информации, полученной в Интернете, что приводит молодых людей к
стереотипности мышления, искаженному мировоззрению, снижению учебной мотивации.
С таким отношением Интернет-ресурсы становятся не базой для развития
компетентности личности, а универсальной шпаргалкой на все случаи жизни. Между
тем развивающиеся информационные технологии предлагают массу возможностей для
совместной работы учащихся и учителя.
Современная учебная программа требует от учащихся
умения работать с информацией, поток которой непрерывно растёт. Это удается
далеко не всем. Часто мы можем видеть, что учащиеся испытывают значительные
трудности, не уверены в своих силах, не удовлетворены результатами своего
труда. В конце концов, это приводит к потере интереса при изучении предметов
как гуманитарного, так и естественного цикла.
Поэтому проблема сохранения и развития учебной
мотивации школьников всегда была и будет актуальной. И нам, учителям, предстоит
поддерживать интерес учащихся, создавать такие условий, когда каждый ученик
включён в творческую деятельность, способствующую не только продуктивности
обучения, но и гуманизации образования.
Опыт работы показывает, что наиболее эффективен метод
проектов, предполагаю-щий использование активных форм, в том числе и во
внеурочной деятельности.
Сегодня во всех школах большинство учащихся свободно
пользуются современными информационными технологиями, что, конечно же, упрощает
для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в различных
формах.
Итак, давайте рассмотрим применение технологии
веб-квеста на уроках английского языка как условие реализации компетентностно –
деятельного подхода обучения иностранному языку
Трактовка названия
Quest в переводе с английского языка -
продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с
приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей
компьютерных игр.
Веб-квест (webquest) в педагогике -
проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого
используются информационные ресурсы интернета. Разработчиками веб-квеста как
учебного задания являются Bernie Dodge и Tom March.
Характеристика этапов технологии WEB-QUEST
Введение -
Задание - Порядок работы и необходимые ресурсы - Оценка - Заключение - Использованные
материалы - Комментарии для преподавателя
Введение
Введение - краткое описание темы веб-квеста; несёт
мотивирующую и познавательную ценность.
Задание
Задание - формулировка проблемной задачи и описание
формы представления конечного результата.
Порядок работы и необходимые ресурсы
Порядок работы и необходимые ресурсы - описание
последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания
(ссылки на интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также
вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и
т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом.
Оценка
Оценка - описание критериев и параметров оценки
выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии
оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте. Должна
присутствовать адекватность представленных критериев оценки типу задания,
четкость описания критериев
Заключение
Заключение - краткое описание того, чему смогут
научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест. Должна присутствовать
взаимосвязь с введением, точное описание навыков, которые приобретут учащиеся.
Использованные материалы
Использованные материалы - ссылки на ресурсы,
использовавшиеся для создания веб-квеста.
Комментарии для преподавателя
Комментарии для преподавателя - методические
рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.
Виды заданий для веб-квестов
Пересказ
|
Планирование
и проектирование
|
Самопознание
|
Демонстрация
понимания темы на основе представления материалов из разных источников
в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
|
Разработка
плана или проекта на основе заданных условий
|
Любые
аспекты исследования личности
|
Компиляция
|
Творческое
задание
|
Аналитическая
задача
|
Трансформация
формата информации, полученной из разных источников: создание книги
кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры
|
Творческая
работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни,
видеоролика
|
Поиск
и систематизация информации
|
Детектив,
головоломка, таинственная история
|
Достижение
консенсуса
|
Оценка
|
Выводы
на основе противоречивых фактов
|
Выработка
решения по острой проблеме
|
Обоснование
определенной точки зрения
|
Журналистское
расследование
|
Убеждение
|
Научные
исследования
|
Объективное
изложение информации (разделение мнений и фактов)
|
Склонение
на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц
|
Изучение
различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников
|
Веб-квест дает учащимся возможность:
- выходить за рамки содержания и форм представления
учебного материала преподавателем;
- профессиональной экспертизы своих творческих
способностей и умений;
- использовать информационное пространство сети
Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности;
- сравнивать свой творческий продукт с работами других
участников проекта, найти адекватную для себя творческую среду;
- объединить результаты детей;
- повысить мотивацию к обучению;
- развить творческие способности школьников
Проведение проектной работы с помощью сетевых ресурсов
имеет ряд определенных преимуществ:
-
веб-квесты дают учителю образец того, как проводить проектную работу;
- в Сети
можно найти много интересных разработок. Начать можно с выбора готового
продукта и использовать его без изменений (или, может быть, слегка изменив);
- в
Интернете имеются шаблоны, которые могут быть весьма полезны учителям, желающим
создавать свои собственные веб-квесты, различные задания, которые подходят к
предложенной технологии, массу методических советов для учителей о том, как и
где найти полезные сайты при создании веб-квеста, а также список поисковых
систем и инструкции по их использованию;
- учитель
предоставляет список сайтов, который ученики используют при выполнении проекта.
В результате чего они тратят меньше времени на поиск необходимой информации,
чем на выполнение задания;
- многие
ученики будут с удовольствием работать по этой технологии для повышения уровня
владения языком.
Но, однако, существуют трудности и проблемы в
использовании веб-квестов:
- для
выполнения проекта ученики должны иметь доступ в Сеть;
- технология
веб-квестов требует от детей и взрослых определенного уровня компьютерной
грамотности;
- медленный
Интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов (например,
видеоматериалов);
- много
веб-квестов, которые можно найти в Интернете, созданы за рубежом, поэтому их
необходимо адаптировать к конкретным условиям обучения.
Сайты для создания веб-квестов
Если Вы решили создать веб-квест, то Вам помогут
следующие сайты:
1. Рекомендации
по созданию веб-квеста https://sites.google.com/site/internettehnologii/Home
2. Полезные
советы по созданию веб-квеста https://sites.google.com/site/poleznyesovety/Home/sajty-google
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.