Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Математика / Создание компетентностной образовательной среды на основе системно-деятельностного подхода в обучении

Создание компетентностной образовательной среды на основе системно-деятельностного подхода в обучении


Создание компетентностной образовательной среды

на основе системно-деятельностного подхода в обучении

«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной».

А.С.Макаренко

В настоящее время, когда в России идет процесс определения ценностных ориентиров, ведущей проблемой для общества становится обретение духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и приоритетов, национальной идеи. Это важно и для страны, и для области, и для общества в целом, и для человека, поскольку помогает ему адаптироваться к изменившимся условиям, осмыслить свое место в жизни.

Анализ задач модернизации дополнительного и общего образования в России показал, что качество образования зависит от возможностей социума предоставлять ребёнку спектр образовательных услуг.

В связи с этим модернизация образования предполагает системно-деятельностный подход в обучении и, как следствие, - интеграцию общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования детей, учреждений спорта, культуры в единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приёмам деятельности, дополняет другие, вносит свой вклад в развитие личности ребёнка.

УДОД являются одними из самых молодых типов ОУ в системе непрерывного образования России. ДОД, в недалёком прошлом внешкольное воспитание - своеобразный феномен системы образования. На всём протяжении истории отношение к внешкольному образованию и его участию в образовании и воспитании человека постоянно менялось от полного непризнания до отведения ведущей роли. В России становление системы внешкольного образования шло своим особым путём, в результате чего была создана уникальная система учреждений ДОД, главная задача которых развитие личности ребёнка, стремление помочь ему выбрать занятие по душе, создать условия для его разумного досуга.

Передовые мыслители определяли внешкольное образование как ступень, на которой человек определяет самого себя в процессе постоянного творчества, обретая своё призвание, индивидуальность, место в жизни.

Русский философ, педагог С.И.Гессен называл эту ступень ступенью автономии. Он говорил: «… Ступень автономии открывается нам во всей своей беспредельности. Она, поистине, есть тот «безбрежный океан красоты», который, по слову Платона, развёртывается перед человеком, когда, пройдя предварительные ступени образования, он от содержания красоты в отдельных людях, затем в отдельных занятиях и профессиях, в отдельных знаниях переходит к лицезрению её в ней самой, в её идее. И найти своё устойчивое место в этом безбрежном океане жизни, то есть обрести своё призвание, свою индивидуальность, никем другим не заменимую должность в мире, - это значит определить самого себя, стать свободным, разрешить для себя проблему автономии».

Учреждения ДО изначально погружены в интегрированные процессы, являясь составной частью образовательной системы. Они помогают ребёнку осваивать социокультурное пространство микрорайона, района, города, области, страны, соединять в себе образование и досуг, оздоровление и воспитание, развитие и общение, творчество и игру, что естественно для детского возраста.

Использование возможностей дополнительного образования позволяет формировать у учащихся знания, умения и навыки в той сфере жизнедеятельности, которую они выбирают сами, развивать необходимые способности, важные для них черты характера.

Это предполагает постоянное обновление содержания образования: переход от традиционного содержания к содержанию, соответствующему новым ожиданиям населения, социальному заказу образования.

В настоящее время Белгородская область является уникальной, динамично развивающейся областью, на территории которой расположено множество объектов, способных привлечь внимание учащихся и множество учреждений, которые способны решить задачи формирования социально-активной личности школьника. Важнейшим фактором для развития личности ребёнка является природно-рекреационный и историко-культурный потенциал нашего региона. Это музеи-заповедники, государственные музеи, духовно-просветительские центры, заповедные зоны, мемориальные комплексы, учреждения культуры, спорта, предприятия промышленности, энергетики, транспорта, связи, торговли, агропромышленного комплекса, различные памятники природы и истории.

Несмотря на высокие возможности Белгородской области, этнокультурное воспитание школьников на сегодняшний момент испытывает определённые трудности. Об этом свидетельствует низкий процент учащихся, охваченных краеведческой и исследовательской деятельностью.

В то же время губернаторская Программа привлекла значительное количество учащихся в музеи областного и муниципального подчинения. Благодаря школьным автобусам, бесплатному посещению музеев школьники стали активнее посещать областной центр, города Белгородчины, её музеи.

«Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» является образовательным учреждением дополнительного образования детей. Одним из направлений работы нашего учреждения является туристско-краеведческая деятельность, школьный туризм, которые и помогают в формировании социально-активной личности школьника.

Центр действует как открытая социально-педагогическая система, тесно взаимодействующая с образовательными и другими учреждениями области и России, ведёт свою работу по 4-м направлениям: физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, военно-патриотическое и эколого-биологическое.

С 2007 года педагогический коллектив Центра работает в режиме локального эксперимента регионального уровня «Этнокультурные ценности Белгородчины как основа формирования социально активной личности школьника» на основе соединения учебно-воспитательного процесса Центра детского и юношеского туризма, гимназии №3 г. Белгорода, музея народной культуры, Белгородского государственного университета. Методическая тема, над которой работают наши педагоги: «Воспитание здоровой личности обучающегося в мире национальных традиций и культуры на основе внедрения современных педагогических и воспитательных технологий и методик».

В связи с этим одним из приоритетных направлений работы Центра в этом году является:

  • Формирование режима непрерывного взаимодействия Центра с культурно-просветительскими учреждениями и с учреждениями общего и дополнительного образования города, области, России по формированию социально-активной личности.

Наше сотрудничество в рамках реализации экспериментальной деятельности позволяет создать наиболее благоприятные условия для обучения и воспитания детей на лучших национальных традициях посредством учебно-тематических экскурсий, культурно-этнографических экспедиций, туристских походов и прогулок, вовлечь детей и подростков в деятельность по исследованию и изучению духовного наследия края, его культуры, истории и природы.

Школьный туризм как одно из направлений этой деятельности является комплексным средством всестороннего развития подрастающего поколения, активного познания и освоения окружающего мира по спирали: расширительно – от «родного гнезда» (дома, улицы, микрорайона) до дальних окраин своего Отечества и зарубежных стран и углублённо – от созерцания-ознакомления к изучению и исследованию.

Школьный туризм позволяет одновременно осуществлять шесть составляющих педагогического воздействия – обучение, воспитание, развитие, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация учащихся. Он всё чаще используется как средство активного отдыха, способствующее гармоничному развитию личности, укреплению здоровья, повышению культурного уровня человека.

Можно сказать, что туристско-краеведческая деятельность интегрирует в себе все основные педагогические процессы. В ней значительно быстрее идёт социализация личности, реализуются большинство принципов, ориентирующих воспитание на развитие творчески активной, духовно богатой, нравственно и физически здоровой личности, адекватно реагирующей на изменение условий общественной жизни.

Туризм и краеведение способствуют обучению различным методикам исследовательской деятельности, осуществлению краеведческих изысканий, выявлению и сбору конкретных фактов о памятниках истории и культуры, объектах природы и введению их в общественный оборот путём пополнения фондов наглядных пособий школы, экспозиций музеев и т.п.

Также это важное средство оздоровления и физического развития учащихся, профилактики заболеваний, действенным средством профилактики девиантного поведения учащихся.

Безусловно, всей этой деятельности помогают процессы интеграции, которые напрямую связаны с понятием «система», «системный подход». Обычно её понимают как «объединение в целое каких-либо частей, элементов», от латин. integration - восстановление, восполнение. Интегрировать, значит «объединять части в целое». В последние годы интеграция приобретает всё большее значение и в педагогике, и в управлении, и, конечно, в нашей с Вами работе.

Слово интеграция стало одним из самых распространённых в современном педагогическом лексиконе. Вряд ли найдётся сегодня педагог или руководитель ОУ, который не утверждал бы, что одним из важнейших условий успешной работы в сфере образования является интеграция педагогических усилий всех её субъектов.

Интеграцию в нашем учреждении можно рассматривать как важный показатель эффективности системы, который ведёт к её целостности.

В повседневной педагогической практике мы зачастую не задумываемся над смыслом понятия интеграция, рассматриваем этот феномен как само собой разумеющееся явление, считая очевидным тот факт, что всё должно быть интегрировано, взаимосвязано. Подобный интуитивный подход к пониманию интеграции иногда приводит к тому, что на практике она нередко слабо реализует свои функции, а усилия, прилагаемые для организации интеграционных процессов, остаются малоэффективными.

Противоположной, противоречащей интеграции стороной является дезинтеграция. Понятно, что дезинтеграционные процессы ведут к разрушению системы. В то же время, они позволяют проявить активность, нестандартность, «отдохнуть от системы». Если интеграционные процессы организуются специально, то дезинтеграционные возникают стихийно. Разрешение противоречий между интеграцией и дезинтеграцией есть источник развития системы, которая представляет собой своеобразный пульсирующий процесс.

Каждое учреждение в своей работе может различить интеграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя интеграция – это интеграция между людьми или отдельными структурными подразделениями внутри одного учреждения; она придаёт учреждению стабильность, уравновешенность, создаёт своеобразную защитную среду для работников («это мой коллектив, здесь мне всё знакомо, здесь меня примут таким, какой я есть, здесь всегда мне помогут»). Внешняя интеграция – расширение взаимодействия с организациями и учреждениями системы образования и других ведомств, связи между субъектами (людьми, учреждениями или их структурами), выходящие за пределы учреждения.

Особенностью любого ОУ является его связь с внешней средой. В теории организации выделяют различные факторы внешней среды, которые оказывают воздействие на деятельность организации. Например, Т.И.Шамова выделяет шесть основных внешних подсистем (на экране): общественно-политическая, производственно-экономическая, социально-бытовая, природно-экологическая, культурная и духовно-нравственная. Задача любого образовательного учреждения – использовать возможности этих подсистем для воспитания личности ребёнка.

Центр туризма, работая в этом году как базовая экспериментальная площадка регионального эксперимента, широко взаимодействует с разными ведомствами и учреждениями.

В этом году наш Центр, Белгородчину посетили делегации работников системы дополнительного образования Харьковской, Курской, Воронежской областей, а мы побывали на Сумщине. В ходе деловых визитов были проведены семинары по обмену опытом и подписаны договоры о сотрудничестве.

Конечно, процессы внешней интеграции регламентируются через договоры, приказы, положения, письма, которые имеют юридическую силу. Далее, на организационно-педагогическом этапе, создаются интегрированные программы, проекты, программы мероприятий, планы и т.д.

В результате нашего сотрудничества и взаимодействия создаётся пространство, которое обладает большей насыщенностью, чем каждое отдельно взятое учреждение. Более того, создаются условия для разных вариантов развития личности ребёнка в зависимости от его способностей, возможностей и интересов, а также от возможностей входящих в него организаций.

В работе любого учреждения можно выделить три функции интеграции: интегративную, компенсаторную, стимулирующую. Интегративная функция – основная, объединяющая все элементы системы, приводящая её к целостности. Реализация компенсаторной функции позволяет более продуктивно использовать возможности каждого элемента системы, например, гимназии, музея, университета, Центра и укрепить её целостность. Стимулирующая функция интеграции означает, что в процессе её каждое учреждение стимулирует развитие другого субъекта.

Интеграция между учреждениями осуществляется как в содержании нашей деятельности, так и в её организации. Таким образом, интеграция учебной и внеучебной деятельности ведёт к созданию целостного образования, которым и является воспитательная система. Она и есть та среда, в которой живёт и учится ребёнок.

Идеи интегративности имеют особое значение в деятельности нашего учреждения ещё и потому, что оно предназначено для свободного выбора и освоения дополнительных интегрированных программ, которые не регламентируются стандартами, а направлены на выполнение социального заказа детей, родителей. Варианты интеграции могут быть разнообразными, что подтверждает опыт деятельности Центра. Центр располагает гибкой и полифункциональной организационной структурой, традиционно широко взаимодействует с различными учреждениями, организациями, предприятиями. Педагогический коллектив состоит из уникальных специалистов разных профессий, должностей и специальностей, творческих личностей, специфика труда которых характеризуется взаимодействием педагога и ребёнка, основанным на добровольном сотрудничестве, совместной творческой работе, общности интересов, организации деятельности, разнообразной по формам и содержанию.

Наиболее частыми формами совместной деятельности являются организация и проведение совместно с другими учреждениями интегрированных мероприятий (учебно-тематические экскурсии, исследовательские конкурсы, защиты проектов, праздники, мастер-классы, экспедиции, соревнования, эстафеты, слёты-конкурсы, выставки, тренинги, конференции, семинары-практикумы, встречи с интересными людьми и пр.).

Широко используемая технология интеграции привела систему работы учреждения к несколько новому состоянию, придала ей новые характеристики, создала условия для реализации следующих принципов обучения:

Личностная ориентация содержания образования - создаёт возможность для разработки индивидуальных маршрутов, позволяющих ребёнку самостоятельно выбирать путь освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен. Центр стремится заполнить пространство знаний, которое ребёнок не дополучает или вообще не получает в других ОУ.

Комплексность содержания образования выражается в триединстве задач обучения, воспитания и развития. Это позволяет ребёнку получить необходимый социальный опыт, знания, обеспечить развитие познавательной мотивации, способностей, помогает ему в осознании собственных возможностей, профессиональном самоопределении, приобщении его к общечеловеческим ценностям.

Обеспечение преемственности содержания образования. Ярким примером обеспечения преемственности содержания дополнительного и общего образования является разработка и реализация Центром комплексных интегрированных образовательных программ, например, программы ТКД, областной целевой программы развития школьного туризма для учащихся Белгородской области на период 2008-2011 годов «Моя Родина – Россия. От святого Белогорья – к златоглавой Москве».

Эта программа состоит из пакета подпрограмм, эффективно решает задачи обучения, воспитания, оздоровления всех учащихся с 1-го по 11-й класс.

Она является одной из форм социализации, социальной адаптации детей, предпрофильной подготовки, предполагающей включение учащихся во все виды деятельности.

Перечень программных мероприятий предусматривает мероприятия по следующим направлениям:

Нормативно-правовое обеспечение

Программно-методическое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Информационно-просветительское

Кадровое обеспечение

Кадровое обеспечение предусматривает в т.ч.

- краткосрочное обучение педагогических работников образовательных учреждений (вожатые, учителя, заместители директора по воспитательной работе, педагоги дополнительного образования) в Белгородском региональном институте повышения квалификации и переподготовки специалистов по программе «Инструктор детско-юношеского туризма» в объёме 144 часа (не менее 100 чел. в год);

- введение дисциплины «Основы туристско-краеведческой деятельности» в объёме 8 часов в программы курсов повышения квалификации для слушателей на всех специальностях в Белгородском региональном институте повышения квалификации и переподготовки специалистов.

Усиление творческой составляющей содержания образования. К сожалению, современная школа не обладает достаточным потенциалом для развития творческих способностей детей. Таким потенциалом и обладает система ДОД. Здесь большое место занимают коллективная или индивидуальная творческая деятельность, самостоятельная работа, экскурсии, экспедиции, соревнования, выставки и другие формы.

Приоритет социальной составляющей содержания образования. Социально-педагогическая деятельность призвана обеспечивать реализацию таких принципов, как социальная защита, помощь, поддержка детей, их оздоровление, реабилитация, рекреация, компенсация, адаптация, что способствует полноценному развитию учащихся.

Оздоровление детей предполагает формирование у них здорового образа жизни, улучшение физического, психологического, физиологического состояния здоровья детей.

Обеспечение практической ориентации общего образования, усиление в его содержании деятельностного компонента. Доминантой ДО является деятельность в различных её проявлениях – образовательная, культурно-досуговая, спортивно-массовая, исследовательская и др. Особое место здесь занимает допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка детей, чему и способствует интеграция.

Гуманизация и демократизация организации общего образования. В процессе развития системы ДОД сформировался особый стиль отношений между педагогами и детьми, основанный на уважении личности ребёнка, заботе о его жизни, здоровье, демократии, свободе. Это не просто декларированные позиции, а реальное построение отношений, в основе которого лежит, с одной стороны, свобода ребёнка в выборе педагога, с другой – стремление педагога быть значимым для ребёнка.

Обеспечение детям шанса на успех. Реализация этого принципа предполагает создание равных условий для разных детей, психологически комфортной атмосферы, возможности для достижения разного результата.

Обеспечение разнообразия организации образовательного процесса. Предполагается использование в образовательном процессе разнообразных форм организации детских разновозрастных объединений с разным численным составом и различной продолжительности обучения.

Создание ситуации успеха, изменение отношений в педагогическом коллективе ОУ. Для любого педагогического коллектива большое значение имеет общая атмосфера, система педагогических ценностей, которая находит своё выражение в характере отношений с детьми и их родителями. Для коллег по системе образования определённый интерес представляет сам педагог, он интересен уже тем, что дети сами его выбирают, добровольно посещают занятия. Практика показывает, что для многих детей педагог ДО – самый авторитетный взрослый, на которого они хотят быть похожими. Чаще всего наши педагоги – творческие личности, поскольку тот, кто обучает творческой деятельности, должен иметь источник творчества в самом себе.

Оптимизация деятельности ОУ. Предполагает совершенствование системы обеспечения деятельности. Здесь целесообразно воспользоваться богатым опытом работы других учреждений.

Таким образом, мы видим, что интеграция порождает спектр вариантов развития системы образования – в зависимости от внешних и внутренних условий. Речь идёт о вариативности, обеспечивающей построение более гибкой системы образования, способной реагировать на изменения во внешней среде учреждения, в первую очередь на запросы потребителей – детей, родителей, общества.

Можно с уверенностью сказать, что интеграция является самым значительным инновационным движением XX века как попытка традиционной педагогики преодолеть себя, пересмотреть наукообразие и дидактическую разобщённость учебных дисциплин, механическую последовательность уроков, отвлечённых от жизни. Её нормативная основа закреплена в Законе РФ «Об образовании», в соответствии с которым образование должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, мнений и убеждений, способствовать реализации прав обучающихся на свободный выбор. hello_html_m68e8eeb.pnghello_html_m4d466bb7.png

1


  • Математика
Описание:

Анализ задач модернизации дополнительного и общего образования в России показал, что качество образования зависит от возможностей социума предоставлять ребёнку спектр образовательных услуг. В связи с этим модернизация образования предполагает системно-деятельностный подход в обучении и, как следствие, - интеграцию общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования детей, учреждений спорта, культуры в единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приёмам деятельности, дополняет другие, вносит свой вклад в развитие личности ребёнка.

Скачать материал
Автор Степанова Марина Анатольевна
Дата добавления 27.12.2016
Раздел Математика
Подраздел Другое
Просмотров 604
Номер материала MA-069212
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения»
Курс повышения квалификации
«Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам»