Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Химия / Создание фасилитационной среды на уроках химии для работы одаренными детьми

Создание фасилитационной среды на уроках химии для работы одаренными детьми

Создание фасилитационной среды на уроках химии

для работы одаренными детьми



Нугуманова Карина Ансагановна,

учитель химии КГУ ШОД «Озат» г. Костанай


Специфика нашей школы заключается в том, что все дети, которые у нас обучаются – одаренные. Основой формирования системы работы с одаренными детьми в образовательном учреждении является «погружение в предмет», а основными функциями - обучающая, развивающая и воспитывающая.

Основными принципами работы с одарёнными детьми в ШОД «Озат» являются:

1. Выявление одаренных детей с помощью психологической диагностики.

2. Выстраивание системы работы с одаренным ребенком, включающей как урочную, так внеурочную деятельность, которая позволяет сформировать не только систему специальных знаний, умений и навыков, высокий уровень учебных достижений, но и общую высокую компетентность во всех изучаемых областях; координация индивидуальной работы всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося; разработка гибких индивидуальных программ.

3. Так как урок – основная дидактическая цель, тогда первоочередной функцией его является отбор и использование технологий, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

Создание фасилитационной среды на уроках, проводимых в школе, прослеживаются через создание атмосферы эмоционального вовлечения, при этом учитель закладывает основы мастерства и выводит ученика на высокопрофессиональный уровень.

Неотъемлемой характеристикой компетентного педагога выступает фасилитация. Педагоги - фасилитаторы, «провоцируют» самостоятельность и ответственную свободу учащихся и при составлении учебной программы, и при постановке учебных целей, и при оценивании результатов учебной работы. В этом случае педагог создает благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного учения, активизирует и стимулирует познавательные мотивы, любознательность, поощряет проявления солидарности и кооперации в учебной работе, а, следовательно, содействует развитию активной личностной позиции и самореализации обучающихся.

Состав ключевых квалификаций должен включать:

  • действенный педагогический гуманизм, присоединение к эмоциональному состоянию учащихся, сопереживание и оказание помощи в преодолении негативных эмоций и субъективных трудностей;

  • социально-коммуникативная компетентность – знания, умения и способности, обеспечивающие личностно-ориентированное общение и педагогическую фасилитацию;

  • социальный интеллект – способность, определяющая продуктивность взаимодействия с учащимися, а также регулирующая познавательные процессы, связанные с отражением социально-психологических отношений;

  • сверхнормативная профессионально-педагогическая активность готовность и потребность в инновационной деятельности, проявление творческой инициативы, превышение нормативных профессиональных функций и должностных обязанностей;

  • социально-психологическая толерантность – терпимость к молодёжному образу жизни и поведению, этническим особенностям; эмоциональная устойчивость и самообладание;

  • педагогическая рефлексия – качество, позволяющее анализировать собственные поступки, знать самого себя и понимать, как учащиеся отражают личностные реакции и когнитивные представления педагога;

  • социальная ответственность – способность к осуществлению самоконтроля и контроля за взаимодействием с учащимися, прогнозирование и коррекция профессионального становления учеников.

В заключении можно выделить основные идеи в обучении и воспитании одарённых детей: успешность, сотрудничество, творчество, самоопределение, уверенность, самовоспитание и самосовершенствование, умение жить в обществе и общаться.

Учитель для одаренного ребенка (Б. Блум)

  • учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету;

  • учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;

  • учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.

Требования к личности учителя, работающему с одарёнными учащимися:

- желание работать нестандартно,

- увлеченность своим делом,

- поисковая активность,

- любознательность,

- интеллектуальность,

- нравственность,

- эрудированность,

- потребность в научной и творческой деятельности,

- знание психологии одаренных учащихся, мотивационная готовность к работе с одаренными учащимися,

- знание всех областей человеческой жизни.

Таким образом, сущность фасилитации в образовании заключается в облегчении учения, создании предпосылок для осмысленного отношения обучающегося к познанию окружающего мира.

Анализ урока деятельности свидетельствует о том, что в своей работе учителя ШОД «Озат» используют ИКТ, технологию коллективного обучения, а также элементы, проектной технологии, личностно-ориентированного обучения. Внедряют на уроках практические, проблемно - поисковые, самостоятельные методы обучения. У учеников наблюдается положительная познавательная активность, они с интересом воспринимают и осмысливают новый материал. Используют самые различные методы проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой. Учителя проверяют не только объем и правильность знаний, но также их глубину, гибкость, осознанность и оперативность. У учащихся вырабатываются умения оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи.

Таким образом эффективность организации урока в ШОД «Озат» зависит от учителя, работающего с одарёнными детьми, у которого должно быть:

желание работать нестандартно, знание психологии одаренных детей, готовность к сотрудничеству, стремление к интеллектуальному совершенствованию, умение создать доверительные межличностные отношения, педагогу необходимо признавать право одаренного ребенка на ошибку, уважение любой его идеи, обсуждать с учащимися цели и задачи совместной деятельности.

Ибо основная цель работы с одаренными детьми — это содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.


Литература:

  1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. М.: Мирос, 2002. – 176 с.

  2. http://festival.1september.ru

  3. http://pedsovet.su

  4. Селевко Г.Г. Современные образовательные технологии Москва, Народное образование, 1998 г.

  5. Руководство для учителя НИШ.

  6. Нечитайлова Е.В. Использование технологии развития критического мышления на уроках химии. - № 6, 2011 год.

  7. http://ito.edu.ru/2009/Tomsk/



  • Химия
Описание:

Создание фасилитационной среды на уроках, проводимых в школе, прослеживаются через создание атмосферы эмоционального вовлечения, при этом учитель закладывает основы мастерства и выводит ученика на высокопрофессиональный уровень.

Неотъемлемой характеристикой компетентного педагога выступает фасилитация. Педагоги - фасилитаторы, «провоцируют» самостоятельность и ответственную свободу учащихся и при составлении учебной программы, и при постановке учебных целей, и при оценивании результатов учебной работы. В этом случае педагог создает благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного учения, активизирует и стимулирует познавательные мотивы, любознательность, поощряет проявления солидарности и кооперации в учебной работе, а, следовательно, содействует развитию активной личностной позиции и самореализации обучающихся.

Автор Нугуманова Карина Ансагановна
Дата добавления 07.11.2017
Раздел Химия
Подраздел Другое
Просмотров 354
Номер материала MA-072079
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы