Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Столичный учебный центр 8-800-7777-300 (звонок бесплатный)
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 038767 от 26 сентября 2017 г.
Дистанционные курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации
Курсы профессиональной переподготовки
112 курсов по цене от 3 540 руб.
Смотреть
Курсы повышения квалификации
268 курсов по цене от 840 руб.
Смотреть
Главная / Химия / Создание фасилитационной среды на уроках химии для работы одаренными детьми

Создание фасилитационной среды на уроках химии для работы одаренными детьми

Международный конкурс

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

16 предметов

Создание фасилитационной среды на уроках химии

для работы одаренными детьми



Нугуманова Карина Ансагановна,

учитель химии КГУ ШОД «Озат» г. Костанай


Специфика нашей школы заключается в том, что все дети, которые у нас обучаются – одаренные. Основой формирования системы работы с одаренными детьми в образовательном учреждении является «погружение в предмет», а основными функциями - обучающая, развивающая и воспитывающая.

Основными принципами работы с одарёнными детьми в ШОД «Озат» являются:

1. Выявление одаренных детей с помощью психологической диагностики.

2. Выстраивание системы работы с одаренным ребенком, включающей как урочную, так внеурочную деятельность, которая позволяет сформировать не только систему специальных знаний, умений и навыков, высокий уровень учебных достижений, но и общую высокую компетентность во всех изучаемых областях; координация индивидуальной работы всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося; разработка гибких индивидуальных программ.

3. Так как урок – основная дидактическая цель, тогда первоочередной функцией его является отбор и использование технологий, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

Создание фасилитационной среды на уроках, проводимых в школе, прослеживаются через создание атмосферы эмоционального вовлечения, при этом учитель закладывает основы мастерства и выводит ученика на высокопрофессиональный уровень.

Неотъемлемой характеристикой компетентного педагога выступает фасилитация. Педагоги - фасилитаторы, «провоцируют» самостоятельность и ответственную свободу учащихся и при составлении учебной программы, и при постановке учебных целей, и при оценивании результатов учебной работы. В этом случае педагог создает благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного учения, активизирует и стимулирует познавательные мотивы, любознательность, поощряет проявления солидарности и кооперации в учебной работе, а, следовательно, содействует развитию активной личностной позиции и самореализации обучающихся.

Состав ключевых квалификаций должен включать:

  • действенный педагогический гуманизм, присоединение к эмоциональному состоянию учащихся, сопереживание и оказание помощи в преодолении негативных эмоций и субъективных трудностей;

  • социально-коммуникативная компетентность – знания, умения и способности, обеспечивающие личностно-ориентированное общение и педагогическую фасилитацию;

  • социальный интеллект – способность, определяющая продуктивность взаимодействия с учащимися, а также регулирующая познавательные процессы, связанные с отражением социально-психологических отношений;

  • сверхнормативная профессионально-педагогическая активность готовность и потребность в инновационной деятельности, проявление творческой инициативы, превышение нормативных профессиональных функций и должностных обязанностей;

  • социально-психологическая толерантность – терпимость к молодёжному образу жизни и поведению, этническим особенностям; эмоциональная устойчивость и самообладание;

  • педагогическая рефлексия – качество, позволяющее анализировать собственные поступки, знать самого себя и понимать, как учащиеся отражают личностные реакции и когнитивные представления педагога;

  • социальная ответственность – способность к осуществлению самоконтроля и контроля за взаимодействием с учащимися, прогнозирование и коррекция профессионального становления учеников.

В заключении можно выделить основные идеи в обучении и воспитании одарённых детей: успешность, сотрудничество, творчество, самоопределение, уверенность, самовоспитание и самосовершенствование, умение жить в обществе и общаться.

Учитель для одаренного ребенка (Б. Блум)

  • учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету;

  • учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;

  • учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.

Требования к личности учителя, работающему с одарёнными учащимися:

- желание работать нестандартно,

- увлеченность своим делом,

- поисковая активность,

- любознательность,

- интеллектуальность,

- нравственность,

- эрудированность,

- потребность в научной и творческой деятельности,

- знание психологии одаренных учащихся, мотивационная готовность к работе с одаренными учащимися,

- знание всех областей человеческой жизни.

Таким образом, сущность фасилитации в образовании заключается в облегчении учения, создании предпосылок для осмысленного отношения обучающегося к познанию окружающего мира.

Анализ урока деятельности свидетельствует о том, что в своей работе учителя ШОД «Озат» используют ИКТ, технологию коллективного обучения, а также элементы, проектной технологии, личностно-ориентированного обучения. Внедряют на уроках практические, проблемно - поисковые, самостоятельные методы обучения. У учеников наблюдается положительная познавательная активность, они с интересом воспринимают и осмысливают новый материал. Используют самые различные методы проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой. Учителя проверяют не только объем и правильность знаний, но также их глубину, гибкость, осознанность и оперативность. У учащихся вырабатываются умения оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи.

Таким образом эффективность организации урока в ШОД «Озат» зависит от учителя, работающего с одарёнными детьми, у которого должно быть:

желание работать нестандартно, знание психологии одаренных детей, готовность к сотрудничеству, стремление к интеллектуальному совершенствованию, умение создать доверительные межличностные отношения, педагогу необходимо признавать право одаренного ребенка на ошибку, уважение любой его идеи, обсуждать с учащимися цели и задачи совместной деятельности.

Ибо основная цель работы с одаренными детьми — это содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.


Литература:

  1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. М.: Мирос, 2002. – 176 с.

  2. http://festival.1september.ru

  3. http://pedsovet.su

  4. Селевко Г.Г. Современные образовательные технологии Москва, Народное образование, 1998 г.

  5. Руководство для учителя НИШ.

  6. Нечитайлова Е.В. Использование технологии развития критического мышления на уроках химии. - № 6, 2011 год.

  7. http://ito.edu.ru/2009/Tomsk/



  • Химия
Описание:

Создание фасилитационной среды на уроках, проводимых в школе, прослеживаются через создание атмосферы эмоционального вовлечения, при этом учитель закладывает основы мастерства и выводит ученика на высокопрофессиональный уровень.

Неотъемлемой характеристикой компетентного педагога выступает фасилитация. Педагоги - фасилитаторы, «провоцируют» самостоятельность и ответственную свободу учащихся и при составлении учебной программы, и при постановке учебных целей, и при оценивании результатов учебной работы. В этом случае педагог создает благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного учения, активизирует и стимулирует познавательные мотивы, любознательность, поощряет проявления солидарности и кооперации в учебной работе, а, следовательно, содействует развитию активной личностной позиции и самореализации обучающихся.

Скачать материал
Автор Нугуманова Карина Ансагановна
Дата добавления 07.11.2017
Раздел Химия
Подраздел Другое
Просмотров 540
Номер материала MA-072079
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Нет результатов.