МБОУ СОШ д. Кебячево
Габитов Фанзиль Рамилович
Предметная область –химия
Лучший современный урок по технологии диалогового
взаимодействия
Тема урока: Количество вещества. Молярная масса.
Тип урока: Урок
изучения и первичного закрепления знаний.
Цели и задачи урока:
1. Образовательные:
а)
Ввести понятие о количестве вещества и единицах его измерения: моль, ммоль,
кмоль.
б)
Дать представление о постоянной Авогадро.
в)
Показать взаимосвязь массы, количества вещества и числа частиц.
г)
Научить решать задачи по химии.
д)
Научить выполнять задания по образцу и переносу знаний в новую ситуацию.
2. Воспитательные:
а)
Формирование познавательной потребности.
б)
Формирование стремления к глубокому усвоению знаний.
в)
Воспитание аккуратности в оформлении и записи задач.
3. Развивающие:
а)
Развивать умения применять знания на практике.
б)
Развивать логическое мышление учащихся.
в)
Развивать умение анализировать условия.
г)
Развивать умение работать в должном темпе, организованность.
Методы, используемые на уроке: Объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, эвристический, исследовательский,
дополненная просмотром слайдов.
Формы работы: Общеклассная,
парная( групповая)
Оборудование:
таблица «Количество вещества. Молярная масса», ноутбук, мультимедийный
проектор, презентация, диски из единой коллекции ЦОР, вещества в количестве 1
моль: NaCl
, Fe
, S
, CuSO4
,H2O
, сахароза, стакан с водой, весы с разновесами, ложка
Этапы урока:
Организация
начала.
Проверка
домашнего задания.
Подготовка
к активной учебно-познавательной деятельности.
Усвоение
новых знаний.
Закрепление
знаний.
Первичная
проверка понимания.
Подведение
итогов урока.
Информация
о домашнем задании.
Ход урока
1. Приветствие и подготовка учащихся к уроку.
2. Проверка домашнего задания ( данный этап урока
можно и не проводить):
-
Что такое неметаллы?
-
Что такое аллотропия?
-
Какие аллотропные модификации имеют атомы О, Р, С, Sn?
-
Проверить таблицу №3, перенесённую в тетрадь из учебника со стр.54.
3. - Сегодня на уроке
вы познакомитесь с новым для вас понятием - количество вещества, моль, молярная
масса. Научитесь решать задачи по химии, связанные с этими понятиями.
Записываем тему урока в тетради: Количество вещества. Молярная масса вещества.
Но сначала вспомним:
-
Что такое химия?
-
Что показывает относительная атомная масса, как обозначается, как найти её
значение?
-
Как обозначается относительная молекулярная масса, как найти её значение?
4. - Мы вспомнили, что
химия - это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Для получения
определённого количества продукта в химической лаборатории или на заводе
необходимо брать строго определённые количества исходных веществ. Подумайте, в
чём удобнее измерять вещества?
-
Давайте оставим пока химию и представим, что у нас есть куча картошки. Как нам
удобнее пересчитать её? Конечно мешками.
Допустим,
что в 1 мешке - 100 картофелин, а мешков 20 штук, тогда количество картошки мы
найдём умножив количество мешков на количество картофелин в 1 мешке:
N
= 20 мешков ·100 картофелин = 2000 картофелин
-
Для подсчёта количества вещества по химии , пользуются не мешками, а такой
единицей измерения как МОЛЬ. И в 1 моль вещества содержится 6 ·1023 частиц
этого вещества. Каким образом получится это число?
-Сколько
штук(число) атомов углерода нужно взять, чтобы мысленно сконструировать кристалл
бриллиант(граненный алмаз) массой 12г?
-В
1 г водорода или в 12 г углерода содержится большее количество атомов?
-
Каой буквой обозначим это некоторое число атомов?(N)
-Чему
равна масса одного атома С и масса одного атома Н? (ma(C)=1.995·10-24г
и ma(H)=1.674·10-23г
( по учебнику находим )
-Как
определим число атомов? (разделить массу порции вещества на массу
соответствующих атомов):
N(C)=
m(Н)/
ma (Н)=1г/1.674·10-24г=6,02·1023
атомов
N(С)=
m(С)/
ma (С)=12/1,995·10-23г=6,02·1023
атомов
Такими
образом, в 1 г С и в г г Н содержится разные числа атомов? (одинаковые)
Задание
1. Групповая работа. Проверьте сделанный выше вывод. Посчитайте число
атомов в 16 г кислорода , в 56 г железа и в 32 г серы.
-Какое
число атомов содержится в 16 г О, 56г Fe
и 32 г S?
Какое открытие совершили? ( одинаковое количество атомов –это 6,02·1023)
-Если это число
одинаковое, то как назовем это число и как обозначим? ( организует работу с
учебником и находят, что это число Авогадро, 6,02·1023 -число
постоянное и названо в честь итальянского учёного Амедео Авогадро, называется
постоянная Авогадро и обозначается NA.)
-Каждый
раз пользоваться этим числом неудобно, поэтому введем понятие о единичном
количестве вещества-это моль
МОЛЬ - ЭТО ТАКОЕ
КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА, В КОТОРОМ СОДЕРЖИТСЯ 6 · 1023 ЧАСТИЦ
(молекул или атомов, ионов в растворе)) ЭТОГО ВЕЩЕСТВА. (Презентация, слайд 1.)
-Сколько
атомов будет содержаться в 64 г серы. если в 32 г серы было 6,02·1023атомов?(
12 ·1023 -это NA)
-
Во сколько раз больше получилось? ( в 2 раза)
-На
основании сказанного напишите формулу для вычисления определенного количество
вещества .
Ответ:
чтобы найти число частиц вещества в определённом количестве вещества надо:
N
= NA· n,
где
N - число частиц
NA -
постоянная Авогадро, молек./моль
n - количество вещества,
моль
Следовательно,
n = N / NA и NA = N / n (Презентация, слайд 2.)
-Вещества, содержащие 6,02·1023атомов будут иметь свой вес или
массу? (Да)
-Как
назовете массу, содержащие 6,02·1023атомов, равное 1 молю?
-
Показать простые и сложные вещества количеством 1 моль.( анализ таблицы
«Количество вещества» и демонстрация веществ- поваренная соль, железные опилки,
мел, сера, медный купорос)
-
Как вы думаете я отмерял эти вещества? Считал количество молекул и атомов? Нет,
я их просто взвешивал.
МАССА
1 МОЛЬ ВЕЩЕСТВА НАЗЫВАЕТСЯ ЕГО МОЛЯРНОЙ МАССОЙ, обозначается М и измеряется в
г/моль. (Презентация, слайд 3.)
Записываем
это определение в тетрадь.
Т.е.
чтобы отмерить 1 моль вещества нужно отмерить массу, равную его Ar или Mr .
1
моль Fe весит 56г a М(Fe) = 56 г/моль
1
моль S весит 32г a M(S) = 32 г/моль
1
моль NaCl весит 59г a M(NaCl) = 59 г/моль
1
моль CuSO4 весит 160г a M(CuSO4) = 160 г/моль
(Презентация, слайд 4.)
-
Если я возьму 64 г серы, сколько это будет моль? Как вы это нашли? Значит,
чтобы найти количество вещества нужно его массу разделить на молярную массу:
n
= m / M и, следовательно, m = n· M и M = m/n. (Презентация, слайд 5.)
-
Если 1 моль Fe весит 56 г, то 2 моль Fe будет сколько весит? (112 г, 2 раза
больше)
-В
2 молях Fe будет сколько атомов , если в 1 моле содержится 6,02·1023атомов?
( 2 раза больше- 12·1023 атомов)
-составьте
логическую схему изменения параметров вычисления количество вещества, используя
обозначения-Аr(Э),
m(Э),
NA(Э), N(Э), n
(Э)?
Аr(Э)
или Мr(Э)
или молекулы→ m(Э)
→ NA(Э) → N(Э) → n
(Э) (слайд №6)
- Каким способом решили
задачи, если использовали данные в « смысловой»(логической) таблице? (
матричным или табличным)
5. - Теперь решим
простые задачи, используя формулы:
Задача 1. (Презентация,
слайд 10.)
Найти
массу 24 · 1023 молекул озона.
m=
n·M n= N / NA => m= N / NA * М
= 24· 1023 / 6,02·1023 *48=191г
Задача 2. (Презентация,
слайд 10.)
Сколько
молекул содержится в 111г известковой воды - гидроксида кальция Ca(OH)2?.
Решим эту задачу. используя пропорцию.
-
1 моль известковой воды сколько весит? ( М=74 г/моль)
-
в 1 моле сколько частиц? (6,02·1023)
-
Тогда в 111 г будет сколько частиц?
74
г ------------------6,02·1023 частиц
в
111 г -------------- Nх
=> Nх(Ca(OH)2)=
111·6,02·1023/74= 9,03·1023 частиц
-Каким способом в дальнейшем будем решать задачи? ( пропорции, т. к. позволяет
логически рассуждать )
Задача
3. Групповая работа. Определите в какой порции
вещества больше атомов:
а)
в 5 молях свинца или в 5 молях цинка
б)
в 1 г серебра или в 1 г золота
в)
в 48 г магния или 56 г железа
Задача
4. Определите в какой порции вещества содержится больше
молекул (слайд 10)
а)
в 8 моль углекислого газа CO2
или в 8 моль сернистого газа SO2
б)
в 90 г воды или 128 г кислорода
Задача
5. В какой массе серебра содержится столько же атомов ,
сколько их содержится в 19,7 г золота ( слайд 11)
Задача
6. Известно , что 140 г некоторого металла
содержат 2,5 моль атомов этого металла. Определите, какой это металл?
Задача
7. Сколько молекул воды содержится в стакане воды?
Задача
8. Сколько молекул сахара выпивает человек , если чайная ложка сахара весит 5
г. Учащиеся на весах отмеряют 5 г сахара, растворяют в воде, определяют массу
раствора, количество сахара в растворе( n
и N)
Рассмотрим
таблицу, лежащую перед вами на парте: (Презентация, слайд 11.)
Учитель развивает мысль.
–
Как называется в 1000 раз большая единица массы? (Килограмм.)
– Как называется в 1000 раз меньшая единица массы? (Миллиграмм.)
– Как называется единица количества вещества? (Моль.)
– Как называется в 1000 раз большая единица количества вещества? Ребята по
аналогии с предыдущим примером отвечают: «Киломоль».
– Как называется в 1000 раз меньшая единица количества вещества? (Миллимоль)
Далее
учитель объясняет, что молярную массу также можно измерять в пропорциональных
величинах: г/моль, кг/кмоль, мг/моль.
Учитель
выписывает результаты работы на доске:
По
аналогии с
массой: г кг мг
Введите обозначения: моль, кмоль,
ммоль
Молярная
масса: г/моль
кг/кмоль мг/моль
Можно
представить и такую запись: 1000 моль = 1
кмоль; 1000 ммоль = 1 моль
Рассмотрим
таблицу, лежащую перед вами на парте: (Презентация, слайд 7.)
Величина, её обозначение
|
Единицы величины
|
Основная
|
В 1000 раз большая
|
В 1000 раз меньшая
|
Масса, m
|
г
|
кг
|
мг
|
Количество вещества, n
|
моль
|
кмоль
|
ммоль
|
Молярная масса, М
|
г/моль
|
кг/кмоль
|
мг/ммоль
|
Постоянная Авогадро, NA
|
6 ·1023 в 1 моль
|
6 ·1026 в 1 кмоль
|
6 ·1020 в 1 ммоль
|
(Две последние строки таблицы оставлены для внесения в неё на
следующем уроке объёма и молярного объёма.)
-
Решим задачки устно: (Презентация, слайд 12.)
1.
Сколько молекул кислорода содержится в 2 моль его? Какую массу будет иметь это
количество кислорода?
2.
Какую массу имеют 5 кмоль водорода? Сколько молекул водорода содержится в этом
его количестве?
3.
Ворсинки тонкого кишечника человека за час могут всосать 2 л воды. Сколько
молекул может всосать одна ворсинка за 1 мин., если в тонком кишечнике
содержится около 1 млн. ворсинок?
4.
Сколько атомов железа содержится в гемоглобине крови среднего человека, если
масса этих атомов равна 3 г?
6. - Повторим то, что
мы с вами прошли на уроке:
1.
Как обозначается количество вещества и в чём измеряется?
2.
Сколько частиц содержит 1 моль любого вещества, как эта величина называется?
3.
Чтобы отмерить 1 моль вещества, что надо сделать?
4.
Что называется молярной массой, как обозначается, в чём измеряется, чему
численно равна?
7. Подведение
итогов урока, выставление оценок.
8. Домашнее задание:
п.15, №2,3 - письменно (Учебник - О.С.Габриелян, Химия-8, )
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.