Современное образование как
инновационный потенциал общества
Образование
в современном мире рассматривается в качестве инновационного потенциала
общества. Ориентирами новой государственной образовательной политики являются:
-
формирование российской идентичности;
-создание
условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов
России;
-обеспечение
условий развития каждого человека;
-понимание
зависимости изменения качества человеческого ресурса от изменения качества
образования; становление открытой, гибкой и доступной системы образования.
Системные
изменения в сфере российского образования определяются национальной
образовательной инициативой «Наша новая школа», в которой особая роль отводится
совершенствованию системы общего образования. Стратегическими ориентирами
образовательной инициативы являются следующие направления: переход на
новые образовательные стандарты общего образования; развитие системы поддержки
талантливых детей; совершенствование учительского корпуса; изменение школьной
инфраструктуры; сохранение и укрепление здоровья школьников; расширение
самостоятельности школы.
Проект
будущей школы строится в соответствии с требованиями государства к развитию
образования. Новая школа должна
-
решать задачи опережающего характера, для этого активно вовлекать школьников в
учебно–исследовательские проекты, творческую деятельность;
-
давать равные возможности получить качественное образование всем детям: с
ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, оставшимся без попечения
родителей, находящимся в трудной жизненной ситуации, одаренным и талантливым;
-
иметь педагогический коллектив, открытый новому, способный к изменениям,
сознающий свободу выбора и ответственность;
-
расширять взаимодействие с родителями, местным сообществом, учреждениями
культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной
сферы;
-
иметь современную инфраструктуру с функциональной архитектурой компонентов,
включающих столовую, медиатеку, библиотеку, высокотехнологичное оборудование,
доступный Интернет, интерактивные учебные пособия, условия для занятий спортом
и творчеством;
-
использовать современную систему оценки качества образования, обеспечивающую
достоверную информацию о работе школы в целом.
Анализ
результатов
исходной ситуации в школе, проведенный администрацией, методическими объединениями
педагогов и рабочей группой разработчиков Программы, показывает, что школой
накоплен значительный положительный опыт в образовании учащихся, и она
выступает конкурентоспособной на рынке образовательных услуг.
При
этом существуют проблемы, требующие системного решения. Среди них:
·
обеспечение «равного старта» при поступлении в школу детей старшего дошкольного
возраста;
·
обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования в
условиях новых требований к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования и новых государственных федеральных образовательных
стандартов;
·
обеспечение перехода на новые государственные образовательные стандарты общего
образования (обновление материально-технического оснащения, повышение
профессиональной квалификации педагогических кадров, освоение современных
образовательных технологий); обеспечение соответствия условий образовательной
деятельности требованиям стандарта, создание равных условий для получения
качественного образования всеми учащимися;
·
совершенствование учительского корпуса, в том числе посредством создания
условий для развития творческого потенциала и профессионального мастерства,
совершенствования системы морального и материального стимулирования;
привлечение и закрепление в школе молодых специалистов и педагогов-мужчин;
·
усиление воспитательной функции школы, направленной на раскрытие способностей
каждого ученика, формирование социально-активной, патриотичной личности,
готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, профилактику в
подростковой среде социально опасных деяний и социально опасных болезней;
·
расширение форм организации образования и удовлетворения образовательных
потребностей различных категорий учащихся: с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
·
развитие форм оценки качества образования в соответствии с современными
требованиями;
·
управление школой как открытой образовательной системой, включение
государственно-общественных структур заказчиков образовательных услуг в
управление образованием и процедуры оценки качества образования;
·
создание многоуровневой системы работы с одаренными и талантливыми учащимися;
·
сохранение и развития здоровья учащихся;
·
совершенствование материально–технической базы школы (проведение
поддерживающего ремонта, утепления помещений, оконных и дверных заполнений и
др.).
Наличие
проблем актуализирует риски при реализации задач государственной и
региональной политики в области образования, обозначенных приоритетным
национальным проектом «Образование» и национальной образовательной инициативой
«Наша новая школа» и требует разрешения.
Характеристика
степени устойчивости результатов инновационной деятельности, трансляция опыта
школы.
Сильные
стороны
|
Слабые
стороны
|
1.Высокий
профессиональный уровень учителей, работоспособность коллектива
2.
Кадровая политика по совмещению должностей учитель-педагог дополнительного
образования в профилирующих направлениях
3.Востребованность
дополнительного образования школы по имеющим направлениям
4.Широкий
спектр лицензированных программ дополнительного образования с учетом
оптимального сочетания основного и дополнительного образования
5.Разнообразие
и содержательность предложенных образовательных маршрутов
6.Рост
участия учащихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях
7.Совместная
деятельность с социальными партнерами
8.
Развитие инфраструктуры ОУ-ОДОД (взаимодополняемость ресурсов)
|
1.Недостаточное
наличие курсов повышения квалификации для педагогов дополнительного
образования по проблемам интеграции
2.Нежелание
некоторых учителей принимать участие в различных конкурсах
3.
Малое количество программ дополнительного образования надпредметного
характера
4.Участие
в международных проектах только воспитанников ансамбля «Чудесники»
5.Пассивная
роль некоторых педагогов по внедрению современных ИКТ
|
Возможности
|
Угрозы
|
1.Рост
сегмента образовательных услуг - открытие востребованного
2.Развитие
структуры информационной среды ОУ-ОДОД
3.
Укрепление связей и заключение договоров с новыми социальными партнерами
4.Система
городских олимпиад, конкурсов и соревнований по различным направлениям для
всех категорий детей
|
1.Низкая
результативность ЕГЭ, ГИА, снижение спроса на образовательные услуги
2.
Возможность реорганизации дополнительного образования (переход на платную
основу).
|
Факторы
внешней среды
имеют как положительные тенденции, так и потенциальные недостатки и угрозы,
которые могут быть предотвращены за счет продуманной системной работы.
Факторы,
влияющие на развитие школы
№
|
Факторы
внешней и внутренней среды
|
Благоприятные
возможности
|
Недостатки
и потенциальные угрозы
|
1.
|
Местоположение
и социально- культурная среда
|
Расположение
в центре микрорайона; доступность для проживающих в микрорайоне
Наличие
эффективных практик. взаимодействия с социокультурными учреждениями
|
Снижение
позитивных условий для формирования социально-культурной среды
|
2.
|
Кадровый
состав
|
Высокий
потенциал педагогических кадров
|
Гендерное
«неравновесие» кадров; увеличение доли педагогов пенсионного возраста;
разрастание феномена профессионального выгорания; отсутствие системной
психологической поддержки
|
3.
|
Материально-техническое
обеспечение
|
Наличие
современного оборудования, компьютерной техники и пр.
|
Недостаточность
современных технологических ресурсов и технического сопровождения компьютерной
техники
|
4.
|
Качество
образования,
контроль качества
|
Сформированная
система оценки качества образования. Высокий процент поступающих в вузы.
|
Отсутствие
общегородской, общественной системы оценки качества образования. Недостаточная
динамика в результативности итоговой аттестации обучающихся.
|
5.
|
Родители,
семьи
|
Наличие
реально действующих родительских Советов. Приверженность большинства
родителей ценностям образования
|
Недостаточная
родительская активность в общественном управлении школой.
|
6.
|
Ценностные
установки детей, молодежи
|
Ценностный
рост убежденности в зависимости жизненного успеха от собственных способностей
и усилий; признание личностных профессиональных качеств человека основой
карьерного успеха
|
Недостаточная
сформированность ориентации на здоровый образ жизни. Наличие случаев
отсутствия должной инициативности, трудолюбия, ответственности за свои
действия. Распространение курения и других вредных привычек.
|
7.
|
Дополнительное
образование
|
Традиционно
сильная позиция дополнительного образования. Высокий кадровый потенциал
|
Наличие
доли учащихся, неохваченных системой ДО. Рост платных услуг.
|
8.
|
Инновационные
практики
|
Осознание
коллективом идеи инноваций как нового фактора развития. Опыт применения ИКТ,
проектных технологий. Использование потенциала социального партнерства.
|
Недостаточно
качество инноваций. Недостаточно эффективен обмен инновационным опытом;
низкий процент охвата инновационными практиками.
|
9.
|
Развитие
социальных сетей и партнерства
|
Партнерство
с различными культурно-образовательными структурами
|
Недостаточный
уровень информационной компетентности работников и партнеров ОУ.
|
Эффективное решение обозначенных проблем становится основой для
определения цели и задач дальнейшего развития школы. Чтобы комплексно решать
имеющиеся проблемы, необходимо развивать образовательную среду в инновационном
направлении.
Основные
принципы совершенствования образовательной среды: валеологический
(поддержание и сохранение физического, психического, социального здоровья
каждого воспитанника); интегративный (интеграция общего, внешкольного и
дополнительного образования); системный (системность связей всех
составляющих компонентов образовательного процесса); комплексный (все
компоненты).
Модель
современного ученика связана с требованиями новых стандартов.
Важнейшие качества личности, востребованные обществом: инициативность,
способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать
профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Реализация
стандартов связана с задачами школы – раскрыть способности каждого
ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека, личность, готовую к
жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире; способствовать тому, чтобы
выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело
реагировать на разные жизненные ситуации.
Функции
стандарта:
обеспечение права на полноценное образование; сохранение единства
образовательного пространства страны; повышение качества образования;
обеспечение преемственности основных образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального
профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального
образования; критериально-оценочная функция; повышение объективности
оценивания; гуманизация образования и обеспечение равенства возможностей для
развития личности.
Принципиально
новым для стандартов является выделение на первое место требований к
результатам образования. Образовательные результаты связаны напрямую с целями
образования и с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс,
причем условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении
образования.
В
рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо
связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной
форме. Это, в частности, означает, что результаты общего
образования должны быть выражены не только в предметном формате, но,
прежде всего, могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений.
В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего
образования, универсализации и интеграции знаний.
Требования
к результатам общего образования структурируются Стандартом по ключевым задачам
общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные
потребности, и включают в себя личностные, метапредметные, предметные
результаты.
Под
личностными (ценностными) результатами понимаются сформировавшаяся в
образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе,
другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и
его результатам.
Под
метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного,
нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в
рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях (компетентностные результаты).
Предметные
результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми
конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного
предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой
деятельности, ценностей.
Новый
стандарт предусматривает полноценную внеаудиторную занятость – кружки,
спортивные секции, различного рода творческие занятия. Для учеников, проявивших
свои таланты в различных областях деятельности, следует организовывать
индивидуальные маршруты, конференции, семинары и другие мероприятия,
поддерживающие сформировавшуюся одаренность.
Программы
обучения старшеклассников также требует дальнейшей проработки содержания,
технологий, обеспечивающих профильность обучения.
Для
решения проблем сохранения и укрепления здоровья детей необходима система
научно-методического сопровождения детей и подростков в условиях
образовательного процесса. Ставится задача привития молодежи привычки к
занятиям спортом, обеспечения сбалансированного питания, медицинского
обслуживания, включающего своевременную диспансеризацию, усиления
профилактической деятельности образовательных учреждений.
Занятия
физкультурой и спортом следует рассматривать как профилактику проблем
наркомании, алкоголизма, детской безнадзорности. Горячее питание, медицинское
обслуживание, спортивные занятия (на уроках и внеурочные), реализация
профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни
– все это будет позитивно влиять на улучшение их здоровья.
Необходимо
перейти от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам
развития здоровья школьников, новый норматив занятий физкультурой – не менее
трёх часов в неделю с учетом индивидуальных особенностей детей. Именно
индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных
технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка
интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учетом возрастных
особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки
в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье
школьников.
Реализация
программы здоровьесберегающей направленности требует повышения квалификации
педагогов по вопросам профилактической работы по злоупотреблению психоактивными
веществами в образовательной среде; условия для участия детей и подростков в
спортивных соревнованиях, для введения в учебные планы общеобразовательных
учреждений третьего урока физической культуры.
Школа
должна совершенствовать концессионные механизмы для привлечения к
управлению школой родителей, общественных организаций, частных инвесторов.
Критерии
и показатели эффективности модели инновационной деятельности
Критерии
|
Показатели
|
Расширение
спектра образовательных услуг
|
Маркетинг
потребностей в образовательных услугах.
Подготовка
новых программ, модулей (в т. ч. надпредметного, интегрированного характера),
УМК по основному и дополнительному образованию.
Освоение
новых приемов и технологий.
Повышение
квалификации и переподготовка, привлечение специалистов для реализации
востребованных образовательных услуг.
|
Повышение
качества образования
|
Итоги
ГИА, ЕГЭ.
Продолжение
образования выпускниками по школьным направлениям профильного и
дополнительного образования.
Рост
доли учащихся, занимающихся дополнительным образованием.
Результаты
предметных олимпиад, конкурсов.
Ресурсное
обеспечение образовательного процесса, расширение ИКТ-насыщенной
образовательной среды основного и дополнительного образования.
Представление
инновационного опыта педагогов.
Динамика
личностных, метапредеметных результатов и достижений выпускников (мониторинг
развития функциональных навыков выполнения различных социальных ролей и
ключевых компетенций).
Расширение
форм оценки личностных, метапредметных достижений школьников в основном и
дополнительном образовании, самообразовании, социально–творческой
деятельности и др.
Использование
форм участия внешних экспертов в оценочной деятельности (общественный смотр
образовательных достижений школьников, конкурсы и т. п.).
|
Увеличение
доли учащихся и педагогов школы, участвующих в социально–творческой
деятельности
|
Успешность
участия школьников в образовательных проектах различного уровня.
Успешность
участия педагогов и партнеров школы в конкурсах, проектах, акциях социального
характера.
|
Уровень
социально–педагогического взаимодействия школы с другими учреждениями,
родителями и др.
|
Совершенствование
нормативно–правовой базы, моделей локальных актов социально–педагогического
партнерства;
Увеличение
количества договоров о сотрудничестве;
Развитие
форм периодического отчета ГОУ перед общественностью и профессиональным
сообществом;
Разнообразие
форм партнерства, в т. ч. форм участия общественности в принятии
управленческих решений ГОУ.
Совместные
мероприятия, проекты с партнерами.
Повышение
уровня включенности партнеров в совместную деятельность, в т. ч.в принятие
управленческих решений (расширение направлений деятельности Управляющего
совета; примеры взаимодействия, сотрудничества с родителями, выпускниками
прошлых лет и др.).
Ресурсное,
в т. ч. информационное обеспечение взаимодействия школы с другими ОУ,
организациями, родителями и др. (сайт, электронный журнал, электронный
дневник и др.)
|
Удовлетворенность
участников и партнеров образовательного процесса качеством образовательных
услуг
|
Комплектование
классов (1–х, 10–х) и групп ОДОД.
Расширение
познавательных интересов, образовательных запросов школьников (мониторинг).
Общественная
экспертиза образовательной деятельности школы (публикации, публичные доклады
и т. п.). Благодарственные отзывы, сертификаты, экспертные заключения.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.