Современные
образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство
повышения эффективности обучения
Главная задача современной школы — воспитать
высоконравственную, творчески мыслящую личность. Формирование и развитие такой
личности происходит в процессе усвоения основных закономерностей познавательной
и практической деятельности.
«Образование, — заметил однажды Эйнштейн, — это
то, что остается, когда забудешь все, чему учили в школе». У учащегося
в голове должны остаться творческие умения, необходимые для самостоятельной
познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая
деятельность должна отвечать моральным нормам. В современном мире, динамично
развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с
большим количеством информации, владеть навыками проектирования, принятия
решений, менеджмента, иметь установку на непрерывное самообразование. Образование
сегодня — это воспитание личности со свободным, критичным, независимым,
творческим и ответственным перед собой и миром мышлением, воспитание
интеллигентного человека, открытого к диалогу, способного к духовному
саморазвитию.
Стратегия современного образования заключается в том,
чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить все свои таланты и
творческий потенциал. Образование должно превратиться в процесс непрерывного
развития личности. Задача педагога в современной школе — не преподавать свой
предмет, а развивать личность его средствами.
Технология – это совокупность приемов, применяемых
в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология есть продуманная во всех
деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по
проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным
обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
К современным
педагогическим технологиям относятся:
•
Личностно-ориентированные технологии обучения
•
Технология разноуровневого обучения
•
Технология обучения как учебного исследования
•
Технология обучения в сотрудничестве
•
Технология эвристического обучения
•
Метод проектов
•
Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б.
Эльконин),
•
Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего
предмета (Е.Н. Ильин),
•
Предметно-ориентированные технологии обучения
•
Технология постановки цели
•
Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
•
Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко
• Технология
концентрированного обучения Модульное обучение.
•
Информационные технологии.
•
ИКТ
•
Технологии дистанционного обучения
•
Технологии оценивания достижений учащихся
•
Технология "Портфолио"
•
Безотметочное обучение
•
Рейтинговые технологии
•
Интерактивные технологии
•
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
•
Технология проведения дискуссий
•
Технология «Дебаты»
•
Тренинговые технологии
Расскажу о технологиях, элементы которых
необходимо, на мой взгляд, применять в преподавании русского языка и
литературы.
Технология развивающего обучения.
Развивающее обучение — направлениев теории и практике
образования, ориентирующее на развитие физических, познавательных и
нравственных способностей учащихся путём использования их
потенциальныхвозможностей (Российская педагогическая энциклопедия).
В развивающем обучении педагогические воздействия
опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных
личности.
Межпредметные связи могут рассматриваться как один
из способов организации познавательной деятельности обучающихся в системе
развивающего обучения, где появляется возможность управления мыслительными
процессами, которые всегда связаны с выходом за пределы формальных знаний.
Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы устанавливаются
прежде всего с историей, изобразительным искусством, музыкой.
Так курс литературы за 8 класс звучит следующим
образом: русская литература и история, интерес русских писателей к
историческому прошлому своего народа. Изучая повесть А.С.Пушкина «Капитанская
дочка», учащиеся вспоминают пугачёвское восстание, причины его возникновения,
образ Пугачёва.
Ребята делают небольшие доклады. Обращаясь к истории,
я тем самым подготавливаю учащихся к пониманию проблемы, поставленной писателем
в данном произведении. Изучая «Житиё Александра Невского», нельзя не вспомнить
, какое значение имела эта легендарная личность в истории Руси.
На уроках литературы я часто знакомлю ребят с
портретами писателей и поэтов, выполненными мастерами кисти. Живопись нельзя
рассматривать просто как вид наглядности. Она является действенным источником
познавательной информации, источником формирования общественного и
художественного мировоззрения учащихся.
В связи с этим межпредметные связи как
дидактический принцип должны войти в технологию и методику развивающего
обучения, усиливая управляющий эффект этой педагогической системы.
Ребята и сами могут выступить в роли художников,
рисуя иллюстрации к произведениям.
Я часто знакомлю учащихся с различными музыкальными
произведениями. Например, с музыкальной пьесой Н.И.Чайковского «Февраль. Масленица».
Учащиеся должны послушать пьесу и мысленно представить себе картину, определить
каким настроением наполнено данное музыкальное произведение. Затем им
предлагается такое задание: напишите миниатюру на тему «Слушая пьесу
П.И.Чайковского «Февраль. Масленица». Изучая различные поэтические
произведения, я стараюсь знакомить ребят и с песнями, ариями, написанными на
слова того или иного поэта. Например, с песнями на слова С.Есенина, А.Пушкина,
Ф.Фета, Тютчева и др.
Расскажу о технологиях, элементы которых необходимо,
на мой взгляд, применять в преподавании русского языка и литературы.
Важнейшим средством реализации новых целей образования
являются личностноориентированные технологии и технологии развития критического
мышления, реализующие исследовательские, контекстные, диалогические,
имитационно-игровые модели обучения, основанные на субъектно-рефлексивной
позиции обучающегося. Эти технологии нацелены на развитие субъектной позиции,
мировоззрения, способности к самостоятельному выбору и определению смысла
деятельности, ответственности за принимаемые решения, творческих способностей,
рефлексии своего поведения и развития. ) технология личностно-ориентированного
обучения
Технологии развития критеческого мышления в современной
школе
Чаще всего под критическим мышлением понимают
процесс оценивания достоверности, точности или ценности чего-либо, способность
искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию
в целом и менять свою позицию на основе фактов и аргументов.
Цель технологии развития критического мышления —
развитие мыслительных навыков, которые необходимы учащимся в дальнейшей жизни
(умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное
и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
1.
Приём «Письмо с дырками»
Текст — это связанное … на определённую … . В
большинстве случаев текст состоит из несколь- ких …, связанных между собой … и
посвящённых одной … .
Основные
признаки текста 1. Единство … текста.
2. Наличие
… мысли текста.
3. Относительная
… текста.
4. Определённый
… предложений. 5. … связь предложений в тексте.
2. Приём
«Написание синквейна»
Синквейн — самая лёгкая по алгоритму форма
стихотворений. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по
определённым правилам.
Первая строка — одно слово — существительное.
Это тема синквейна.
Вторая строка — два прилагательных,
раскрывающих тему синквейна.
Третья строка — три глагола, описывающих
действия, относящиеся к теме синквейна. Четвёртая строка — фраза,
состоящая из нескольких слов, с помощью которых учащийся выражает свое
отношение к теме.
Пятая строка — это слово-резюме, которое
позволяет выразить личное отношение к теме, даёт её новую интерпретацию.
Учащиеся всех возрастов с удовольствием сочиняют
синквейны.
Например:
Бедная Лиза
Чистая,наивная
Трудится, любит, страдает
И крестьянки любить умеют Сентиментализм.(повесть)
В педагогике XXI в. в центре стоит личность обучающегося.
Помимо написания сочинений, составления планов
(хронологического, тезисного, цитатного) и подготовки индивидуальных сообщений
о биографии писателя, об истории создания произведения, о героях, об
особенностях поэтики произведения, а также обзора критической литературы по
изучаемому произведению, я успешно использовала лингвистический эксперимент при
изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», позволяющий внести элемент
творчества в работу с поэтическим текстом. Этот прием состоит в замене слов и
выражений текста синонимами или в восстановлении авторского текста, в котором
намеренно пропущены определенные слова, что наталкивает ребят на размышления по
поводу стилистических особенностей произведения. С помощью такого приема
читатель выверяет, насколько удачно автором подобрано то или иное слово, можно
ли его безболезненно заменить другим, какую смысловую и эмоциональную функцию
выполняет данное слово в тексте.
Лингвистический эксперимент над
отрывком 5 главы «Сон Татьяны» романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
На месте пропусков вставьте подходящие по смыслу
эпитеты. Обоснуйте свой выбор.
Сравните ваши эпитеты с оригинальным авторским
текстом. Какое настроение создают пушкинские эпитеты?
И снится ……. сон Татьяне.
Ей снится, будто бы она
Идет по ……. поляне,
……. мглой окружена; В сугробах ……. перед нею
Шумит, клубит волной своею Кипучий, ……. и седой
Поток, не скованный зимой.
Пред ними лес, недвижны сосны
В своей ……. красе;
Отягчены их ветви все
Клоками снега; сквозь вершины Осин, берез и лип
нагих Сияет луч светил …….
И снится чудный
сон Татьяне. Ей снится, будто бы она Идет по снеговой
поляне,
Печальной мглой
окружена; В сугробах снежных перед нею
Шумит, клубит волной своею
Кипучий, темный и
седой
Поток, не скованный зимой;
Пред ними лес; недвижны сосны
В своей нахмуренной
красе;
Отягчены их ветви все
Клоками снега; сквозь вершины Осин, берез и лип
нагих
Сияет луч светил ночных.
Конечно, в старших классах большой объем
произведений, обилие сложных заданий и обязательных форм работы не всегда
позволяют достаточно внимания уделить творческому развитию учащихся. Поэтому,
на мой взгляд, элементы творческих работ должны органично вплетаться в материал
программных уроков и помогать старшеклассникам проникать в замысел автора,
его творческую лабораторию и при этом совершенствовать и развивать свои
творческие способности и возможности. При организации творческой работы на
уроках необходимо, чтобы предлагаемая тема или жанр работы увлекали ребят, были
актуальными и доступными для данного возрастного коллектива. Таким образом,
прослеживается определенная закономерность в выборе форм творческих работ:
5класс – написание сказок, стихотворений и загадок (в основном с фантастическим
сюжетом), 6 класс – создание комиксов на различные темы, 7 класс – написание
рассказов, 8 класс – составление киносценариев и использование разных видов
пересказов, 9 класс – создание текстов – рассуждений о героях или произведениях
в целом, 10 и 11 классы – стилистические и лингвистические эксперименты,
лабораторные работы, позволяющие вести глубокие наблюдения над ролью слова в
художественном тексте.
Игровые технологии
Обязательным структурным элементом игры является ее
результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее
заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом).
Лингвистическая игра
Отгадать слово жен. ,
татар. что болтается, висюлька, подвеска, мелкая вещица (В.Даль)
По Ушакову:. муж. и жен. Пустомеля, болтун или
болтушка (разг. пренебр.)
(Ответ:балаболка)
Информационно-коммуникационные технологии
Формирование и развитие ключевых компетенций
невозможно, с моей точки зрения, без применения ИКТ в процессе преподавания
русского языка и литературы. Использование ИКТ в преподавании любого предмета
таит в себе неограниченные возможности. Внедрение информационно-коммуникативных
технлогий в образовательную среду урока позволяет повысить интерес обучающихся,
активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала. а
также вести экстренную коррекцию знаний. Разнообразный иллюстративный материал,
мультимедийные и интерактивные модели, проекты, виртуальные экскурсии поднимают
процесс обучения на качественно новый уровень.
При подготовке и проведении уроков я обращаюсь в
единую коллекцию Цифровых Образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).
Выстроить рационально процесс преподавания русского языка в выпускных классах,
систематизировать, обобщить и повторить материал на более высоком уровне мне
помогает использование цифровых образовательных ресурсов.
Таким образом, используя широкие возможности
глобальной сети Интернет можно сделать процесс обучения более интересным и
увлекательным. А значит и более качественным.
Тестовые технологии на уроках русского и литературы
Современный
учебный процесс не мыслится без системы тестового контроля. Для учителя русского языка и литературы тесты не только и
даже не столько контроль и оценка знаний и практических умений школьников как
итоговых результатов, сколько диагностика состояния и проблем работы учащихся с
программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление возможных
затруднений, связанных с приемами лингвистического анализа, пробелов, смешения
понятий, знание правил орфографии и пунктуации и умения их применять и т. д.
Особое место занимают тесты, диагностирующие готовность учащихся к “переносу”
знаний и умений по грамматике, орфографии и пунктуации в нестандартные
ситуации.
Проектные технологии
Метод
проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся
(индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для
этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и
месяцев).
Чаще всего
тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его
актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся
из разных областей, изучаемых в школе наук.
Типология проектов:
1.
Исследовательские проекты.
2.
Творческие проекты.
3.
Ролевые, игровые проекты.
4.
Информационные проекты.
5.
Практико-ориентированные проекты
При
реализации метода проектов необходим конечный продукт.
Продуктом
проектной деятельности учащихся могут стать доклады, статьи рефератного
характера, анализы стихотворных и прозаических текстов, сочинения,
исследовательские работы, сценки, спектакль. Конечным продуктом также может
быть мультимедийная презентация,видеоролики.
При
реализации проекта по теме «Междометия» в 7 классе конечным продуктом стали
рекламные видеоролики, созданные обучающимися. ( Приложение 1,2)
Проект по
теме «Сказки» в 5 классе завершился написанием и изданием книги сказок
собственного сочинения.
Заключение
Сегодня нет такого преподавателя, который не
мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным,
интересным, эмоциональным, а главное — тем ценным приобретением, которое бы
ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение.
Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы
помогает научить школьников чувствовать слово и думать над ним, искать в нем истинный
смысл, восхищаться всей «громадой» русского языка, выражать себя в творчестве.
А также формирует личность школьника, помогает воспитать образованных,
нравственных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются
мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
«Всё
в наших руках, поэтому нельзя их опускать» ( Коко Шанель)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.