Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыСовместная деятельность семьи и школы по созданию условий для успешной социализации личности.

Совместная деятельность семьи и школы по созданию условий для успешной социализации личности.

Скачать материал

 

Совместная деятельность  семьи и школы  по созданию условий  

для успешной социализации личности.

 

Семья и школа – это берег и море.  На берегу  ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а  потом перед  ним  открывается  необозримое  море  знаний, и  курс в  этом море прокладывает школа.
Это  не  значит,  что  он  должен  совсем  оторваться  от  берега...
                   Л.  А.  Кассиль

 

Семья играет главенствующую роль в воспитании ребенка, в формировании его мировоззрения и нравственных норм поведения в обществе. А поскольку родители учащихся являются равноправными членами учебно-воспитательного  процесса, следовательно, нам педагогам необходимо налаживать тесное сотрудничество с родительским коллективом, объединять усилия по созданию благоприятных условий для успешной социализации учащихся, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.

Основная цель педагога  (в большей степени классного руководителя) в организации взаимодействия с родителями состоит в том, чтобы помочь  современной  семье  в деле                                                                                    воспитания  и образования  детей,  создать  условия  для  предупреждения появления   отчуждения  между  ребенком  и  семьей. Ведущую  социальную роль в становлении личности играют целенаправленное общение с семьей,  положительные жизненные примеры и духовные ценности. Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальными, конкретно - направленным.  Считаю, что в воспитании общие рекомендации, инструкции, методические разработки  неуместно. Рекомендации данные одной семье нельзя использовать для другой семьи. Особое внимание и поддержка необходима семьям, оказавшимся в социально-опасном положении. Задачами нашей школы по организации работы с  семьей являются:

- психолого-педагогическое сопровождение родителей;

-информирование родителей;

- воспитание  у  родителей  чувства  уверенности  в  своих  силах;

- обучение  родителей  общению  с  детьми;

- оказание  помощи  в  выстраивании  отношений  с  ребенком;

-  вовлечение  родителей  в управление образовательным  процессом.

   Воспитание ребенка в семье строится на любви, опыте, традициях, личном примере. Такое взаимодействие позволяет нам педагогам  находить нужные слова при общении с родителями, видеть в родителях своих союзников. Родители не всегда должны говорить о своем ребенке, что он непослушный, капризный, плохой. Нужно учить родителей искать и находить в своем ребенке, что-то хорошее и индивидуальное.

Школа была, есть и остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Что же ожидают от совместной работы все участники образовательного процесса?

Педагогический коллектив:

- Неформальные  отношения  с  семьями  воспитанников;

- Обучение  навыкам  и  умению  ставить  конкретные  задачи  в  работе  с  каждой  семьей  и  выбору  адекватных  методов  и  форм;

 - Обучение  (приобретение)  коммуникативным навыкам;

 - Установление  делового  взаимодействия  между  педагогом  и  семьей,  общение  и  взаимопонимание;

 - Изучение  особенностей  семьи;

 - Повышение  педагогической  компетентности  родителей.

   Родители:

         Повышение  педагогической  компетенции;

         Возбуждение  интереса  родителей  к  себе  как  к  педагогам – воспитателям;

         Обогащение  опыта  психологическими,  педагогическими  и  валеологическими  знаниями;

         Подготовки  их  ребенка  к  социальным  отношениям

В нашей школе  определены следующие направления работы с семьями учащихся:

*     Психолого-педагогическое сопровождение родителей;

*     Формирование здорового образа жизни;

*     Профориентационная работа;

*     Поисково-краеведческая работа;

*     Традиции школы;

*     Нетрадиционные формы работы;

*     Досуг.

 Психолого – педагогическое сопровождение родителей включает:

         Диагностику  семьи;

         Консультационно – просветительную  работа;

         Коррекционная  работа

Преимущественной  считаю индивидуальную  работу с родителями. Находясь наедине с педагогом, психологом, родители откровеннее рассказывают о проблемах внутри семьи. Большое внимание при работе с родителями уделяю диагностической деятельности. Изучение семей учащихся позволяет мне ближе познакомиться с  самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Для изучения семей использую различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры ( Анкетирование «Знакомство с родителями», «Перспективы обучения и воспитания ребенка», «Ваш ребенок», методики «Неоконченные предложения», «Наказания в семье», рисуночный тест «Выходной день в моей семье», тест «День рождения в моей семье», сочинение-размышление», тест «Я-родитель, я – приятель», определение самостоятельности ребенка, выявление эмоциональной атмосферы в семье и др.). Неоценимую помощь при работе в данном направлении оказывает психолог школы.  Им ведется большая просветительная работа с родителями. Целью психологического сопровождения родителей является содействие   педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающие психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), поддержании благоприятного психологического климата в коллективе, обеспечение сохранения психического здоровья всех участников общеобразовательного процесса. Коррекционно- развивающие занятия  для учащихся и  их родителей проводились по следующим программам: «Я — первоклассник»(Е.В.Шарапановская, Е.В.Шваб); «Школа пятиклассника»(А.В.Семченко), Программа сопровождения слабоуспевающих учеников. Во время «Часов общения» учащиеся и родители знакомились с приёмами самопознания и самовоспитания сильного характера: «Какой я. Мой характер», «Мои поступки. Как отражаются на моей семье», «Дружба и взаимоотношения в семье», «Становлюсь увереннее», «Какие мальчики, какие девочки», «Родители и взрослые дети» и т.д..

 Формирование здорового образа жизни включает в себя следующие виды совместной работы: кружок «Мы и здоровье» (зачастую занятия кружка ведут сами родители), спортивные семейные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья»,  Дни здоровья, совместное посещение лыжной базы, ДЮСШ и тд., встречи, выпуск стенгазет, бюллетеней, оформление стендов, уголков для родителей, буклетов (уголок «Воспитание ребенка – наша общая задача», буклеты для родителей «Советы психолога», «Лучшее в  воспитании», «Особенности подросткового возраста» и др.  Такие уголки создаются в помощь учителю по осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их педагогической воспитательной культуры.

Направление «Традиции школы» - это вовлечение родителей в управление школой (родительский комитет, Управляющий совет школы). Наши родители - частые  гости и на внеклассных мероприятиях. Это традиционные встречи-праздники День Матери, День отца, Праздник мам и бабушек, конкурс «Самая музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс радушных  хозяек,  концерты художественной самодеятельности «Школьные звездочки», «Танцуй и пой». Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя еще неизвестные стороны их таланта и увлечений

Формы досуга, пусть даже не систематические, а единичные коллектив­ные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Примером может служить  вечер-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрировались поделки, сувениры — все то, чем семья увлека­ется в свободное время.

Поисково-краеведческое работа направлена на изучение истории семей, составление генеалогического древа. Результатом совместной работы учащихся, классного руководителя и учащихся является проект «Истории семей моих одноклассников в истории России», который признан лучшим проектом в районе, представлен на краевом и региональном конкурсах.

К нетрадиционным формам работы с родителями  мы отнесли основную форму работы  - родительское собрание - круглый стол, родительское собрание – тренинг, родительское собрание – праздник, родительское собрание – игра, родительское собрание – просмотр фильма и т.д. Такие формы работы сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия на ребенка. Интересно проходят выступления родителей перед учащимися. Это может быть рассказ о своей профессиональной деятельности, о  традициях и праздниках семьи. В  своей практике тематику  родительских собраний определяю на основе изучения целей и задач работы школы с родителями  и исходя из запросов родителей класса, так наиболее удачно прошли собрания: собрание – тренинг «Без сердца что поймем?»,  «Роль отца и матери в семье»,  «Ваш ребенок влюблен…», «Ваш ребёнок в школе и после школы», «Профессии, которые выбирают наши дети», «Как научить сына или дочь говорить «нет»».   

    В нашей школе давно практикуется проведение родительских конференций, («Как помочь ребенку учиться»», «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростка» и т.п.). Основной задачей родительских конференций является обмен опытом семейного воспитания, распространение и внедрение лучшего опыта семьи. Такая форма полезна для всех участников образовательного процесса: учителя могут получить со стороны родителей большую информацию и наоборот.

  Особую роль в своей деятельности отвожу ролевым играм. Эта форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников образовательного процесса. Темами ролевых игр с родителями выбираю следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из шко­лы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Профорентационная работа направлена на знакомство  с  профессиями родителей (встречи, беседы,  практикумы); посещение  предприятий  и  организаций,  где  работают родители

 В установлении общения меду участниками образовательного  хороший  результат дают такие виды совместной деятельности, как организация экскурсий и походов и поездок по селу и краю, совместное посещение кинотеатра, театра, выставок и т.д.

В нашей школе давно  работает клуб для родителей  «Откровение»  как одна из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу вовлекаем не только педагогов школы, но и работников Центра социальной помощи семье и детям, Центра социальной защиты населения, медицинских работников.  Кроме того  до поступления ребенка в школу мы начинаем готовить родителей и будущих школьников к их новым обязанностям, через  работу «Школы  будущего первоклассника». Для родителей занятия организованы по субботам. На занятия родители приходят с детьми. Пока родители работают с психологами, педагогами, социальным педагогом (знакомятся с особенностями младшего школьного возраста, учатся развивать память, мышление, внимание у детей), у ребят занятия проводятся в свободной форме по нескольким направлениям. Таким образом, родители  знакомятся с работой и традициями школы, готовятся стать помощниками в работе с классным коллективом.

Формы и методы работы с родителями разнообразны, но необходимо делать правильный выбор, учитывая особенности работы с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы. Необходимо подключать родителей к анализу воспитанности школьников.  Это не только способ более глубокого познания родителями своих детей, но и стимул самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить свои знания, овладеть разнообразными методами семейного воспитания. Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию. Грамотная и целенаправленная организация взаимодействие педагогов и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей, понимания ими своего гражданского долга и ответственности за воспитание детей.

 

 

 

 

 

 

Правила воспитания ребёнка в семье

• Уважайте личность ребёнка. Не допус­кайте произвола в своих действиях.

• Формируйте адекватную самооценку. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения. С высокой — не признаёт авторитетов, не считается с мнением других.

• Приобщайте ребёнка к реальным де­лам семьи. Требуйте выполнения посиль­ных для него домашних обязанностей, по­ручений.

• Развивайте силу воли ребёнка. Научите его проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учите прилагать усилия для достижения цели.

• Учите ребёнка планировать, состав­лять план действий. Большое и сложное дело разбивать на ряд конкретных дейст­вий.

• Научите его общаться с другими деть­ми, людьми. Демонстрируйте оптималь­ную модель родительского поведения.

• Формируйте у ребёнка нравственные ка­чества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь и ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Совместная деятельность семьи и школы по созданию условий для успешной социализации личности."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель службы приёма заявок

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  • Семья и школа – это берег и море.  На берегу  ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а  потом перед  ним  открывается  необозримое  море  знаний, и  курс в  этом море прокладывает школа. Это  не  значит,  что  он  должен  совсем  оторваться  от  берега...                   Л.  А.  Кассиль
  • Семья играет главенствующую роль в воспитании ребенка, в формировании его мировоззрения и нравственных норм поведения в обществе. А поскольку родители учащихся являются равноправными членами учебно-воспитательного  процесса, следовательно, нам педагогам необходимо налаживать тесное сотрудничество с родительским коллективом, объединять усилия по созданию благоприятных условий для успешной социализации учащихся, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 304 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 355
    • DOCX 68 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Анцупова Оксана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Анцупова Оксана Николаевна
    Анцупова Оксана Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9430
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Тьюторское сопровождение в образовательных организациях

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 769 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 834 человека

Курс повышения квалификации

Организация профориентационной работы в школе

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 216 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 549 человек

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя в соответствии с ФГОС в условиях современной школы

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 748 человек из 74 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 953 человека

Мини-курс

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 363 человека из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 164 человека

Мини-курс

Искусство: от истории к глобализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Состав и анализ финансовой отчетности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе