Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Законы экологии», приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС.
Главная / Классному руководителю / Совместная деятельность семьи и школы по созданию условий для успешной социализации личности.

Совместная деятельность семьи и школы по созданию условий для успешной социализации личности.

Скачать материал


Совместная деятельность семьи и школы по созданию условий

для успешной социализации личности.


Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.
Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега...
Л. А. Кассиль


Семья играет главенствующую роль в воспитании ребенка, в формировании его мировоззрения и нравственных норм поведения в обществе. А поскольку родители учащихся являются равноправными членами учебно-воспитательного процесса, следовательно, нам педагогам необходимо налаживать тесное сотрудничество с родительским коллективом, объединять усилия по созданию благоприятных условий для успешной социализации учащихся, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.

Основная цель педагога (в большей степени классного руководителя) в организации взаимодействия с родителями состоит в том, чтобы помочь современной семье в деле воспитания и образования детей, создать условия для предупреждения появления отчуждения между ребенком и семьей. Ведущую социальную роль в становлении личности играют целенаправленное общение с семьей, положительные жизненные примеры и духовные ценности. Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальными, конкретно - направленным. Считаю, что в воспитании общие рекомендации, инструкции, методические разработки неуместно. Рекомендации данные одной семье нельзя использовать для другой семьи. Особое внимание и поддержка необходима семьям, оказавшимся в социально-опасном положении. Задачами нашей школы по организации работы с семьей являются:

- психолого-педагогическое сопровождение родителей;

-информирование родителей;

- воспитание у родителей чувства уверенности в своих силах;

- обучение родителей общению с детьми;

- оказание помощи в выстраивании отношений с ребенком;

- вовлечение родителей в управление образовательным процессом.

Воспитание ребенка в семье строится на любви, опыте, традициях, личном примере. Такое взаимодействие позволяет нам педагогам находить нужные слова при общении с родителями, видеть в родителях своих союзников. Родители не всегда должны говорить о своем ребенке, что он непослушный, капризный, плохой. Нужно учить родителей искать и находить в своем ребенке, что-то хорошее и индивидуальное.

Школа была, есть и остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Что же ожидают от совместной работы все участники образовательного процесса?

Педагогический коллектив:

- Неформальные отношения с семьями воспитанников;

- Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей и выбору адекватных методов и форм;

- Обучение (приобретение) коммуникативным навыкам;

- Установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание;

- Изучение особенностей семьи;

- Повышение педагогической компетентности родителей.

Родители:

  • Повышение педагогической компетенции;

  • Возбуждение интереса родителей к себе как к педагогам – воспитателям;

  • Обогащение опыта психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями;

  • Подготовки их ребенка к социальным отношениям

В нашей школе определены следующие направления работы с семьями учащихся:

  • Психолого-педагогическое сопровождение родителей;

  • Формирование здорового образа жизни;

  • Профориентационная работа;

  • Поисково-краеведческая работа;

  • Традиции школы;

  • Нетрадиционные формы работы;

  • Досуг.

Психолого – педагогическое сопровождение родителей включает:

  • Диагностику семьи;

  • Консультационно – просветительную работа;

  • Коррекционная работа

Преимущественной считаю индивидуальную работу с родителями. Находясь наедине с педагогом, психологом, родители откровеннее рассказывают о проблемах внутри семьи. Большое внимание при работе с родителями уделяю диагностической деятельности. Изучение семей учащихся позволяет мне ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Для изучения семей использую различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры ( Анкетирование «Знакомство с родителями», «Перспективы обучения и воспитания ребенка», «Ваш ребенок», методики «Неоконченные предложения», «Наказания в семье», рисуночный тест «Выходной день в моей семье», тест «День рождения в моей семье», сочинение-размышление», тест «Я-родитель, я – приятель», определение самостоятельности ребенка, выявление эмоциональной атмосферы в семье и др.). Неоценимую помощь при работе в данном направлении оказывает психолог школы. Им ведется большая просветительная работа с родителями. Целью психологического сопровождения родителей является содействие педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающие психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), поддержании благоприятного психологического климата в коллективе, обеспечение сохранения психического здоровья всех участников общеобразовательного процесса. Коррекционно- развивающие занятия для учащихся и их родителей проводились по следующим программам: «Я — первоклассник»(Е.В.Шарапановская, Е.В.Шваб); «Школа пятиклассника»(А.В.Семченко), Программа сопровождения слабоуспевающих учеников. Во время «Часов общения» учащиеся и родители знакомились с приёмами самопознания и самовоспитания сильного характера: «Какой я. Мой характер», «Мои поступки. Как отражаются на моей семье», «Дружба и взаимоотношения в семье», «Становлюсь увереннее», «Какие мальчики, какие девочки», «Родители и взрослые дети» и т.д..

Формирование здорового образа жизни включает в себя следующие виды совместной работы: кружок «Мы и здоровье» (зачастую занятия кружка ведут сами родители), спортивные семейные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», Дни здоровья, совместное посещение лыжной базы, ДЮСШ и тд., встречи, выпуск стенгазет, бюллетеней, оформление стендов, уголков для родителей, буклетов (уголок «Воспитание ребенка – наша общая задача», буклеты для родителей «Советы психолога», «Лучшее в воспитании», «Особенности подросткового возраста» и др. Такие уголки создаются в помощь учителю по осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их педагогической воспитательной культуры.

Направление «Традиции школы» - это вовлечение родителей в управление школой (родительский комитет, Управляющий совет школы). Наши родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это традиционные встречи-праздники День Матери, День отца, Праздник мам и бабушек, конкурс «Самая музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс радушных хозяек, концерты художественной самодеятельности «Школьные звездочки», «Танцуй и пой». Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя еще неизвестные стороны их таланта и увлечений

Формы досуга, пусть даже не систематические, а единичные коллектив­ные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Примером может служить вечер-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрировались поделки, сувениры — все то, чем семья увлека­ется в свободное время.

Поисково-краеведческое работа направлена на изучение истории семей, составление генеалогического древа. Результатом совместной работы учащихся, классного руководителя и учащихся является проект «Истории семей моих одноклассников в истории России», который признан лучшим проектом в районе, представлен на краевом и региональном конкурсах.

К нетрадиционным формам работы с родителями мы отнесли основную форму работы - родительское собрание - круглый стол, родительское собрание – тренинг, родительское собрание – праздник, родительское собрание – игра, родительское собрание – просмотр фильма и т.д. Такие формы работы сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия на ребенка. Интересно проходят выступления родителей перед учащимися. Это может быть рассказ о своей профессиональной деятельности, о традициях и праздниках семьи. В своей практике тематику родительских собраний определяю на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса, так наиболее удачно прошли собрания: собрание – тренинг «Без сердца что поймем?», «Роль отца и матери в семье», «Ваш ребенок влюблен…», «Ваш ребёнок в школе и после школы», «Профессии, которые выбирают наши дети», «Как научить сына или дочь говорить «нет»».

В нашей школе давно практикуется проведение родительских конференций, («Как помочь ребенку учиться»», «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростка» и т.п.). Основной задачей родительских конференций является обмен опытом семейного воспитания, распространение и внедрение лучшего опыта семьи. Такая форма полезна для всех участников образовательного процесса: учителя могут получить со стороны родителей большую информацию и наоборот.

Особую роль в своей деятельности отвожу ролевым играм. Эта форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников образовательного процесса. Темами ролевых игр с родителями выбираю следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из шко­лы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Профорентационная работа направлена на знакомство с профессиями родителей (встречи, беседы, практикумы); посещение предприятий и организаций, где работают родители

В установлении общения меду участниками образовательного хороший результат дают такие виды совместной деятельности, как организация экскурсий и походов и поездок по селу и краю, совместное посещение кинотеатра, театра, выставок и т.д.

В нашей школе давно работает клуб для родителей «Откровение» как одна из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу вовлекаем не только педагогов школы, но и работников Центра социальной помощи семье и детям, Центра социальной защиты населения, медицинских работников. Кроме того до поступления ребенка в школу мы начинаем готовить родителей и будущих школьников к их новым обязанностям, через работу «Школы будущего первоклассника». Для родителей занятия организованы по субботам. На занятия родители приходят с детьми. Пока родители работают с психологами, педагогами, социальным педагогом (знакомятся с особенностями младшего школьного возраста, учатся развивать память, мышление, внимание у детей), у ребят занятия проводятся в свободной форме по нескольким направлениям. Таким образом, родители знакомятся с работой и традициями школы, готовятся стать помощниками в работе с классным коллективом.

Формы и методы работы с родителями разнообразны, но необходимо делать правильный выбор, учитывая особенности работы с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы. Необходимо подключать родителей к анализу воспитанности школьников. Это не только способ более глубокого познания родителями своих детей, но и стимул самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить свои знания, овладеть разнообразными методами семейного воспитания. Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию. Грамотная и целенаправленная организация взаимодействие педагогов и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей, понимания ими своего гражданского долга и ответственности за воспитание детей.







Правила воспитания ребёнка в семье

• Уважайте личность ребёнка. Не допус­кайте произвола в своих действиях.

• Формируйте адекватную самооценку. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения. С высокой — не признаёт авторитетов, не считается с мнением других.

• Приобщайте ребёнка к реальным де­лам семьи. Требуйте выполнения посиль­ных для него домашних обязанностей, по­ручений.

• Развивайте силу воли ребёнка. Научите его проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учите прилагать усилия для достижения цели.

• Учите ребёнка планировать, состав­лять план действий. Большое и сложное дело разбивать на ряд конкретных дейст­вий.

• Научите его общаться с другими деть­ми, людьми. Демонстрируйте оптималь­ную модель родительского поведения.

• Формируйте у ребёнка нравственные ка­чества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь и ответственность.


























hello_html_m4d466bb7.png

Совместная деятельность семьи и школы по созданию условий для успешной социализации личности.
Скачать материал
  • Классному руководителю
Описание:
  • Семья и школа – это берег и море.  На берегу  ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а  потом перед  ним  открывается  необозримое  море  знаний, и  курс в  этом море прокладывает школа. Это  не  значит,  что  он  должен  совсем  оторваться  от  берега...                   Л.  А.  Кассиль
  • Семья играет главенствующую роль в воспитании ребенка, в формировании его мировоззрения и нравственных норм поведения в обществе. А поскольку родители учащихся являются равноправными членами учебно-воспитательного  процесса, следовательно, нам педагогам необходимо налаживать тесное сотрудничество с родительским коллективом, объединять усилия по созданию благоприятных условий для успешной социализации учащихся, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Анцупова Оксана Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1301
Номер материала 28832
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓