Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Директору-завучу / «СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ - ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

«СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ - ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

Коммунальное государственное учреждение «Основная средняя школа-интернат имени Крупской» акимата города Усть-Каменогорска.

Алтухова Татьяна Алексеевна, воспитатель.

«СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ - ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

Сотрудничество с родителями – это условие достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников. Справедливо писал известный педагог В.А. Сухомлинский, что без семьи, без помощи родителей воспитателю не обойтись не только в изучении ребёнка, но и во всех других делах.

Слово «сотрудничество», которое мы часто слышим и употребляем в каждодневной работе, включает в себя:

- взаимопонимание – «смотреть в одну сторону», понимая друг друга ;

- взаимодействие – идти в одном направлении, действуя в унисон;

- взаимоуважение – уважаем мнение друг друга, щадим и учитываем интересы друг друга, замечаем хорошее, а о плохом говорим в корректной форме.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает  интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической готовности, необходимо развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

Воспитанники школы-интерната - это опекаемые дети, дети из малообеспеченных семей и дети с задержкой психического развития. Социальный статус семей неоднороден. Все эти семьи можно разделить на три группы: семьи, придерживающиеся демократического стиля воспитания. Дети в таких семьях растут в атмосфере любви, заботы и добропорядочности.

Семьи, которые придерживаются авторитарного стиля воспитания. В таких семьях царит атмосфера грубого, порой, даже, жестокого отношения к ребёнку. Семьи, относящиеся к воспитанию детей индиферрентно. Дети в таких семьях растут или в атмосфере вседозволенности, или в атмосфере полного безразличия.

Данные социального - педагогического паспорта     школы - интерната свидетельствуют об увеличении числа неполных  семей,  недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и как результат – снижение учебно-познавательной мотивации школьников. Как часто мы сталкиваемся с тем, что у ребенка, который отказывается  навести порядок  на  собственном  рабочем месте – нет перед глазами примера родителей,  наводящих  порядок  в  доме; плохое настроение ребёнка и снижение его успеваемости связано с раздорами в семье. К сожалению, многие родители наших учащихся самоустраняются от проблем нравственного и личностного воспитания ребенка, что отзывается ростом детской безнадзорности, усилением негативных явлений в детской и подростковой среде. Это, безусловно, проявление дезорганизации семьи как социального института, отражающее негативные процессы в государстве.

Вопрос взаимодействия семьи и школы  весьма актуален, так как сегодня многие родители наших учеников –это бывшие наши ученики, не имеющие работы, они подвержены вредным привычкам, которые все чаще уклоняются от воспитания ребенка. Постоянно актуальным остается взаимодействие школы и семьи в решении проблемы преодоления неуспеваемости школьников. Совместное обсуждение проблемы позволяет установить истинные причины неуспеваемости школьника. Только поняв их, семья и школа могут совместными усилиями скорректировать свою деятельность.
В.С. Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”.

Школа   была,  есть  и  останется  одним  из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей. Один из мифов нашей педагогики заключался в представлении, что создание комфортных санитарно-гигиенических и психологических условий, повышение технического обеспечения образовательного процесса способны существенно повысить результативность обучения ребенка в школе. Но время показало, что комфортность и технологичность условий обучения – вещь необходимая, но не вполне достаточная.

Все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы. Ежегодно составляется план работы с родителями на основе анализа деятельности педагогического коллектива по организации работы с родителями, реализуются следующие цели:

1. просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми;

2. консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков;

3. коммуникативная - отношения педагога с родителями должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребенка.

В работе с родителями используются следующие методы : диагностика,

тренинг, наблюдения, тестирование, анкетирование.

Основные направления в сотрудничестве семьи и школы- интерната, которые используются в работе с родителями:
1. изучение условий семейного воспитания, составление характеристик семей обучающихся;
2. информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса;
3.психолого-педагогическое просвещение родителей;
4.взаимодействие с родительским комитетом;
5.совместная деятельность родителей и учащихся;

6. информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

Основными формами работы с семьёй: индивидуальные, групповые, коллективные. Индивидуальная работа с родителями и сложна и разнообразна.

К индивидуальным формам относится: организуемые воспитателями, социальным педагогом, психологом  учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, которые помогают лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни. При посещении семьи педагог беседует с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об его отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка  в школе и т.д.  Посещая семьи и беседуя с родителями, педагоги узнают, какой микроклимат царит в семье, узнают о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы, уделяют большое внимание информации о здоровье ученика.

Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы не должны быть достоянием только беседующих, они не должно разглашаться.

Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для педагогов. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, педагог же – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. Организация консультаций для родителей учеников – одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений в сотрудничестве школы и семьи. Родители всегда могут получить консультации психолога школы, учителей, мед. работников, администрации, логопеда, инспектора по охране и защите прав детей. Большая часть родителей обычно обращаются в школу за разовыми консультациями – и, как правило, в экстренных случаях: неуспеваемость ребенка, плохое поведение, социальные условия. Главная цель консультации – достижение более глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом, определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками общеобразовательного процесса.

Телефонный разговор  можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Но имеются случаи, когда вопросы, касающиеся поведения и успеваемости учащихся, воспитатели решают через братьев, сестёр, отчимов, мачех, а не непосредственно с родителями, или законными представителями ребёнка, что и приводит к конфликтным ситуациям между воспитателем и родителями. Для достижения положительного результата в работе, педагогу необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей

Выполнение индивидуальных поручений, с которыми обращаются педагоги к родителям, всегда находят свой положительный отклик.

Групповые формы работы с семьёй - это психолого-педагогическое просвещение родителей. Педагогами нашей школы используются такие формы взаимодействия как: работа с родительским комитетом, групповые консультации, вечер вопросов и ответов, диспуты, дискуссии. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекаются специалисты различных направлений:  врачи, психологи,  представители ЦПИ Д.

Активную помощь оказывает родительский комитет в организации школьных праздников, поздравлений к праздникам: «День учителя», «День опекуна», «Новый год». День Независимости», « Восьмое марта», «Наурыз», « День единства народов Казахстана», «Последний звонок». Также организуют беседы с трудными учащимися, посещение неблагополучных семей.

Повысилась активность родителей в проведении школьных воспитательных мероприятий, праздников, экскурсий.

Коллективные формы работы, используемые в школе:

родительское собрание, родительский лекторий, встреча родителей с администрацией школы, учителями, «дни открытых дверей». 

Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. Более оперативной формой организационно-педагогической работы с семьей являются собрания родителей учащихся. На них воспитателями делаются сообщения о состоянии успеваемости и дисциплины учащихся, обсуждается информация родителей об опыте воспитательной работы с детьми, а также решаются вопросы, связанные с улучшением учебной работы и поведения отдельных школьников. Это свидетельствует о недостаточном взаимодействии, воспитателей с родителями. Каждое собрание требует от педагогов тщательной подготовки, творческого сценария, своей программы, так как очень важно, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности воспитателя. По пятницам организован «День открытых дверей», где родители могут посетить уроки, воспитательные мероприятия. «День открытых дверей» проводится для того, чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Это всё позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием или непониманием родителями всей сложности и специфики учебной - воспитательной деятельности. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы. Для более эффективной деятельности педагогического коллектива  по формированию правовой культуры школьников, повышению правовой грамотности школьников, родителей и педагогов, администрация школы поддерживает связь с заинтересованными организациями: ЦПСИД, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав города, наркологическим диспансером. Специалисты  данных учреждений  участвуют в работе с родителями. Во время таких встреч, родители и лица их заменяющие, имеют возможность задать вопросы и получить грамотные ответы; профилактические беседы специалистов  направлены на  воспитание волевых качеств характера, просвещение знаний правовых норм, правовых основ охраны здоровья, правильное отношение к жизненным ценностям, на воспитание потребности в здоровом образе жизни. Так как факторы риска широко распространены среди детей и подростков, именно в этом возрасте грамотно проводимые меры профилактики действуют особенно  эффективно. Во время таких  встреч учащимся предлагается живое общение, построенное в форме деловой игры «Спрашивайте – отвечаем», «Прошу слова», «Вопрос – ответ». Не все родители откликаются  на  стремление  педагога  к  сотрудничеству, проявляют  интерес  к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому необходимы терпение и  целенаправленный  поиск  путей  решения этой проблемы, поиск  оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый, единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств, взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.

Положительный результат зависит  от  контакта с семьёй учащегося.

Для нас важно зафиксировать тот момент, когда кризис семейного воспитания сказывается для школы не только в усложнении педагогической работы с детьми, но и в усложнении работы с родителями. Мы можем наблюдать

повышенную тревожность родителей в вопросе успешности обучения своих детей, обострение страхов перед школой, особенно родителей, дети которых обучаются в коррекционных классах:

страх, что ребенок не получит хорошего образования, а значит, не займет достойного места в жизни.

страх, что учитель не полюбит, не примет ребенка со всеми его проблемами. И здесь родители либо стараются наладить личные отношения с учителями, либо начинают выступать в роли экспертов действий педагогов;

страх перед неделикатностью школы, особенно специальной (коррекционной) школы в отношении индивидуальных особенностей детей, он порождает скрытность родителей, напряжённость во взаимоотношениях, затрудняет конструктивность взаимодействия.

Главная задача, которую должен решить педагогический коллектив и родительская общественность – нахождение взаимопонимания.

Сегодня требуется сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями, который предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются. Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря следующим факторам:

педагогическому такту и этике взаимоотношений;

педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;

педагогическому просвещению родителей;

умению видеть сложные взаимоотношения в семье

единству требований школы и семьи.



Список литература:


1.Фридман Л. М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. — М., 1999.


2.Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. — М., 1988.

3.Фридман Л. М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. — М., 1999.

4.Хрипкова А., Колесов Д. В семье сын и дочь. — М., 1996.

5.Петленко В., Шамов И. Мудрость взаимности. — М., 1989.







  • Директору-завучу
Описание:

Сотрудничество с родителями – это условие достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников. Справедливо писал известный педагог В.А. Сухомлинский, что без семьи, без помощи родителей воспитателю не обойтись не только в изучении ребёнка, но и во всех других делах.

Слово «сотрудничество», которое мы часто слышим и употребляем в каждодневной работе, включает в себя:

- взаимопонимание – «смотреть в одну сторону», понимая друг друга ;

- взаимодействие – идти в одном направлении, действуя в унисон;

- взаимоуважение – уважаем мнение друг друга, щадим и учитываем интересы друг друга, замечаем хорошее, а о плохом говорим в корректной форме.

Автор Алтухова Татьяна Алексеевна
Дата добавления 20.11.2017
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 737
Номер материала MA-072245
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы