КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2-ОМ КЛАССЕ
ТЕМА:
Повторим состав слова (блок «Как устроен наш язык»)
ЦЕЛЬ:
- обобщить знания учащихся о составе слова, словообразовании;
- развивать воображение, фантазию, языковую эрудицию учащихся;
- воспитывать интерес к языку;
ОБОРУДОВАНИЕ:
карточки с названиями станций, карточки с родственными словами, плакат «Дерево
с корнем».
ХОД
УРОКА:
1.Организация
начала урока.
Сообщение
темы и цели урока:
-
Сегодня на уроке мы совершим путешествие по стране Морфемии, её жителями
являются морфемы.
Учитель:
- Что такое морфемы?
Дети:…
Ваши
знания о частях слова и умение их находить в словах помогут в путешествии. Мы
отправимся в путь на летательном аппарате, название которого образовалось путём
сложения корней двух слов с помощью соединительной гласной О.
Учитель:
- Кто догадался, как называется этот летательный аппарат?
- Правильно, самолёт!
Учитель:
- Итак, друзья, скорее в путь,
Давно задания нас ждут.
2.Минутка
чистописания.
вода
солнце
сбить - СЛОГ
круг
Пропиши
строчку. Учитель пишет слово на доске один раз.
3.Работа
по теме урока.
Упражнение
в разборе слов по составу.
Учитель:
- Название следующей станции рассыпалось на морфемы. Соберите слово, называя
его части: а, раз, мин, к.
-
Правильно, разминка!
-
Молодцы, правильно собрали слово. Это значит, что вы хорошо знаете морфемы, из
которых может слово состоять. Сейчас мы попробуем ещё раз в этом убедиться.
Разбор
по сотаву слов на доске и в тетради: синенький, фокусник, пригородный,
волнистый, городишко.
Упражнение
в определении способа словообразования.
Учитель:
- Следующая станция «Сказкино».
Много-много
лет назад появилось слово «сад».
Люди
посадили это слово на листок бумаги, а потом увидели, что слово разрослось.
Чудо-слово,
слово-корень
Разрастаться
стало вскоре
И
плоды нам принесло,
Стало
много новых слов.
Учитель:
- Прочитайте слова, которые выросли на дереве.
Дети:…
Учитель:
- Что у них общего?
Дети:
- Корень, значение.
Учитель:
- Как называются такие слова?
Дети:
- Однокоренные или родственные.
Учитель:
- Как случилось, что у одного слова стало много родственников?
Дети:…
-
Ребята, сейчас вы будете по очереди читать слова, определять, от каких слов они
образовались и называть способ словообразования.
Сад,
садик, посадка, садовый, садочек, садовод, садок.
Упражнение
в образовании слов.
Учитель:
- Поупражняемся в образовании слов. Работаем по учебнику на странице 149,
упражнение №4. Устно составить слова, самостоятельно записать в тетради любые
пять слов, разобрать их по составу. Устно с одним из слов составить
предложение.(Одно из предложений записывается на доске.)
Упражнение
в подборе родственных слов.
Учитель:
- Следующая станция «Поиграй-ка».
Игра
«В гости к родственным словам».
На
доске даны слова «снег», «земля», «ветер», на каждой парте карточки со словами,
работаем сообща с соседом по парте, вам нужно определить, какое из слов войдёт
в одну из групп однокоренных слов, представленных на доске, выйти к доске и
занести его в нужный столбик.
Учитель:
- Проверим, все ли родственники собрались правильно?
К
доске выходят по одному ученику на каждый столбик, выделяют корень, доказывая,
что данные слова однокоренные.
4.Итог
урока. Станция «Отвечай-ка».
-
Как образуются новые слова?
-
Для чего нужны новые слова?
-
Какая часть слова придаёт ему новое значение?
Учитель:
- Отгадайте загадку:
Корень
мой находится в «цене»,
В
«окружности» найди приставку мне.
Суффикс
мой в «тетрадке» все встречали.
Вся
же в дневнике я и в журнале.
Дети:…(оценка)
Выставление
оценок.
5.Домашнее
задание на карточках (дифференцированное).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.