Инфоурок Литература Другие методич. материалыСообщение на тему "Активизация мыслительной деятельности и развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы"

Сообщение на тему "Активизация мыслительной деятельности и развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы"

Скачать материал

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 имени Мухтара Ауэзова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

Тема: «Активизация мыслительной деятельности и развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы»

(прочитан на заседании ШМО учителей русского языка и литературы)

 

 

 

 

 

 

                                                                         АБЖАЛИЕВА РУДАБА ЖАМКЕЕВНА,

                                                                учитель русского языка и литературы

                                                      ГБОУ СОШ № 6 им. М.Ауэзова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Байконур, 2012

План работы:

 

I.  Вступительная часть.

                  Введение. Методическая проблема.

 

II. Основная часть.

                  а) Активизация мыслительной деятельности и развитие речи  на уроках русского языка.

                б) Активные формы работы как фактор повышения мотивации к знаниям, развития связной речи и активизации мыслительной деятельности.

        

III. Заключительная часть.

               Выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активизация мыслительной деятельности и развития речи

на уроках русского языка и литературы

         Приобретая опыт педагогической работы в классах основной школы, я пришла к выводу, что повышению активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках способствуют элементы проблемного обучения, обобщения в процессе изучения материала, новые подходы к использованию различных средств наглядности и моделирования, исследовательская работа.

            Воспитание общих приёмов мышления требует условий для целенаправленного восприятия изучаемого материала по предмету и его осмысления, для творческой переработки знаний и применения их на практике.

         Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приёмами и средствами, но главным считаю создание ситуации успеха, что, на мой взгляд, является мощным стимулом для обучающихся. Для этого придерживаюсь основных правил управления успехом на уроке.

         Если после уроков у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нём происходило.

         Необоснованная похвала, случайные оценки нивелируют ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, достоинства детей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддерживать ученика.

         Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха обучающихся.

         Психологический климат,  организация деятельности обучающихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов – это важные компоненты залога успеха на уроке.

         Предвкушение необычности, способность учителя удивлять играют важную роль на уроке.

         Учитель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.

         Домашние задания должны быть красивыми, интересными, творческими, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей.

 

Активизация мыслительной деятельности и развитие речи учащихся

 на уроках русского языка.

 

         Мы, учителя, должны разными способами, методами активизировать познавательную деятельность учащихся, которая на данный момент резко снизилась по разным причинам: во-первых, дети часто не осознают, зачем им вообще надо учиться; во-вторых, не понимают, как использовать полученные знания в практической деятельности; в-третьих, это, конечно, устаревшие методики, используемые учителем на уроке.

         И в своей работе я решила поделиться своим опытом, своими наработками в деле активизации познавательной деятельности.

         Первое, с чего следует начать урок – это установка на деятельность. Поэтому мы ставим перед собой задачу нацелить учащихся на успешное выполнение учебного задания: ученик должен ощутить себя «творцом обстоятельств», чтобы ему захотелось преодолеть трудности, которые можно встретить в ходе работы; другими словами, формируется мотив достижения результата.

         На этом этапе учащимся можно предложить различные варианты мотивов:

- стремление самостоятельно решать интересные задачи;

- попытаться завоевать авторитет в глазах товарищей;

         Иначе говоря, с первых минут урока формируется ситуация успеха: актуализируются для предстоящей деятельности одни эмоции, нейтрализуются (при необходимости) другие (страх, память о неуспехе, равнодушие и т.д.).

         Нельзя забывать, что роль учителя при этом меняется. Он превращается в организатора и консультанта (ученик в любой момент может обратиться к учителю за помощью). Ученик получает возможность творчески проявлять накопленные знания и приобрести знание новое в результате самостоятельного мышления, поиска, решения. И если учителю удастся справиться с поставленной задачей, то ученики почувствуют потребность в овладении новыми знаниями. А потребность, по мнению психологов, выступает источником активности. Таким образом, следующим важным моментом активизации познавательной деятельности учащихся является формирование у них целеполагания.

 

         До недавнего времени считалось, что учитель – творец урока, и, естественно, цели ставит он. Сегодняшний день требует воспитывать творцами учеников, поэтому функцию поставки целей нужно отдать детям. Тогда они чётко и ясно увидят, что должны освоить и к какому возможному результату придти.

         Однако, прежде чем ставить цели, необходимо ввести новый этап, который можно назвать мобилизующим. На этом этапе ученики осуществляют указанные учителем мыслительные операции (сравнения, сопоставление, группировка, нахождение общего и различий, классификация и т.д.) с предложенным лингвистическим материалом и в результате приходят к формулированию темы и целей урока.

         И на этом этапе возможно использование разных видов мыслительных операций и, соответственно, упражнений.

 

         В 5 классе на первом уроке по теме «Словосочетание» возможно такое задание:

         На доске запись:  пос..дить,  чу..ствительное,  пор..жаться,  в т..плице, сер..це, вс..гда.

Задание:

1)    Соедините между собой слова, в которых пропущено одинаковая орфограмма;

2)    Определите, какое синтаксическое явление представляют соединённые вами слова;

3)    Сформулируйте тему урока.

 

6 класс – первый урок по теме «Причастие». Здесь возможно использование «немого диктанта».

 

Задание.

1)    Посмотрите на меня (это может быть и ученик). Запишите в левый столбик слова, характеризующие меня по высоте, красоте, полноте.

2)    Слова какой части речи вы для этого использовали? Какие признаки предмета они называют? От слова какой части речи образованы?

3)    Сейчас я произведу некоторые действия, а вы опишите, какие признаки я приобретаю в этом случае (слова запишите в правый столбик)? Постоянны эти признаки или нет? От слова какой части речи образованы?

4)    Просклоняйте по одному слову из каждого столбика. Какой вывод можно сделать   об изменении прилагательных и причастии?

5)    Что ещё общего есть у прилагательных и причастий, с вашей точки зрения?

На доске и в тетрадях по мере выполнения задания появляется запись:

6)    Какова тема урока? Какие цели урока поставлены? (6 класс «Понятие о причастиях»).

 

Учитель должен так строить дальнейшую работу, чтобы ученики в ходе поиска решения поставленных задач, пришли к схеме, которая бы действовала в различных ситуациях.

 

высокий – (какой?) учитель                         прыгающий – (какой?) учитель

симпатичный – (какой?)учитель                приседающий – (какой?)учитель

худой – (какой?)учитель                              считающий – (какой?)учитель

  

прилагательные                                           причастия

 

первообразные                                             образованы

или образованные                                        от глагола

от существительного

 

постоянный признак                                   временный признак

 

какой?                                                          какой?

 

      изменяются по родам, числам, падежам

                              

                   зависит от существительного

 

         И одним из методов может быть принцип опоры на языковые модели и алгоритмы правила. Следует оговориться, что этот метод применялся нами и ранее, но, решая задачу активизации познавательной деятельности, мы пришли к выводу, что активно он работает тогда, когда ученики ведут самостоятельный поиск. Проиллюстрировать этот момент можно на примере элемента урока развития речи в 6 классе по теме «Описание предмета: структура текста».

 

         После того, как ученики вспомнили структуру описания вообще (материал 5 класса) и пришли к выводу, что описания могут быть разных стилей, в частности, художественного и научно-делового, учитель задаёт провокационный вопрос:

«Как вы думаете, одинаково ли строение текстов типа описание предмета разных стилей?»

         И чтобы проверить выдвинутые учениками гипотезы, предлагает провести исследовательскую работу – сравнить тексты разных стилей и составить схему строения определённого типа описания.

         Целесообразно проводить эту работу в группах, и тогда, например, 1 и 3 группы составляют схему строения текста типа описания научно-делового стиля, а 2 и 4 группы: составляют схему строения текста типа описание предмета художественного стиля.

         Результаты исследовательской работы оформляются на ватмане и вывешиваются на доску, а затем каждая группа проводит презентацию своей работы. После обсуждения записи копируются в опорные схемы.

         Как видим, знания здесь проходят через поиск, гипотезу, исследование, рассуждение, приложение на практике. А основной тезис метода проектов, выдвинутый ещё Дж. Дьюи, звучит так: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я смогу это применить». При такой форме работы на уроке учащиеся получают большую свободу при исследовании того или другого явления, поскольку главное – не сама истина, а путь к истине. Отрицательный результат – это тоже результат.  Источником информации становится не учебник, а первоисточник.

         Конечно, нельзя забывать и о работе с учебником на уроке. И здесь активизация познавательной деятельности учащихся происходит через использование таких приёмов как, например, структурирование материала: составить план, тезисы, схему, таблицу, выписать ключевые слова или понятия и т.д.

         Возьмём урок в 5 классе по теме «Главные члены предложения».

         Ребятам уже знакомы понятия подлежащее и сказуемое. И, конечно, можно, провести повторение в традиционной форме фронтального опроса, но поскольку учителю важно узнать не только то, что помнит и знает класс в целом, но и каждый отдельно взятый ученик, то мы и предлагаем детям самостоятельно заполнить первую графу таблицы (таблица «ЗХУ»).

         Это позволяет ученику провести самодиагностику знаний, а значит, нацеливает на результат, поскольку следующим этапом работы является заполнение этой графы совместными усилиями и ученик получает возможность сравнить свой уровень образования с уровнем одноклассников, что тоже, с нашей точки зрения, является стимулирующим умственную деятельность моментом.

         Далее в сильном классе можно предложить самостоятельно прочитать материал учебника и заполнить вторую графу «Узнал», а в слабом сначала поработать вместе над конкретными примерами, затем предлагается прочитать учебник и озвучить, что же нового сказано по этой теме, и только после этого предлагается заполнить графу самостоятельно. А к последней графе обращаемся в конце урока. И ответы на записанные вопросы могут быть домашним заданием.

         Такие формы работы значительно повышают уровень теоретических знаний учащихся, развивают интеллект, учат логически мыслить, делают знания действенными, позволяют, как говорят психологи, «входить в активное взаимодействие с учебным материалом».

 

         Помогают и задания типа: 1) дать обоснованную оценку ответа товарища; 2) различные творческие задания; 3) публичные выступления (презентация полученных результатов) и т.д.

         Это развивает внимание к тому, о чём говорится, формирует социальную смелость, заставляет быстро ориентироваться в материале и самостоятельно мыслить.

         И, конечно, нельзя обойти вниманием познавательные и ролевые игры. Познавательные игры расширяют кругозор, развивают находчивость, смекалку, пробуждают интерес,  и, следовательно, происходит активизация познавательной деятельности, так как у ребёнка азарт игры сильнее страха неуспеха.

         Кроме того, нельзя забывать о методе дифференцированного обучения учащихся, так как, по утверждению психологов, мастер, творец, деятель появляется только  «в том случае, когда человек сам пытается определить грань между доступным и недоступным ему в деятельности».

         Поэтому на уроке целесообразно использовать разноуровневые задания, но опять-таки нельзя забывать, что решающее слово в выборе уровня за учеником. Главное здесь не само задание, а процесс выбора, поскольку в этом случае ребёнок производит самоанализ своих знаний и возможностей, и только после этого появляется желание учиться, изменить качество, а как следствие меняется активность на уроке и вне его.

         Итак, инструментальная основа активности разнообразна. И только от нас, учителей, зависит, что мы выберем, какие способы, приёмы, методы используем.

         Но есть ещё один этап, который является неотъемлемой частью урока – это анализ результатов деятельности учащихся (оценочный этап).

И на современном уроке перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего задания.

И здесь очень важно знать индивидуальные способности каждого ученика, чтобы оценка (а именно к ней сводится работа) учитывала и итог работы, и вклад каждого. Для слабых учеников можно использовать приём «даю шанс»: сейчас надо сдать работу, но после уроков (или на дополнительном уроке) ты сможешь дописать её (однако учащиеся должны быть готовы к тому, что получат дополнительное задание, поскольку они получили возможность проконсультироваться у одноклассников).

На этом этапе также необходимо обратить внимание на результат учебной деятельности: вернуться к целям, поставленным в начале урока, посмотреть, что выполнили, а что нет и почему.

Таким образом, происходит формирование и развитие рефлексии (размышлений о себе, о своей работе), в результате чего становится всё больше учащихся, которые с пониманием относятся к результатам своего труда. А это не может не сказаться на активности познавательной деятельности. На это же направлена и диагностическая работа.

Но и здесь учитель только организует, консультирует, контролирует. А вот сама работа ведётся учеником. Для этого возможно использование диагностической тетради, в которую заносятся после каждой контрольной работы все ошибки, допущенные учеником, и классифицируются по орфограммам и пунктограммам. Затем дома учащийся получает возможность проработать правила.

Как видим, эта работа направлена на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно, творчески.

И немаловажную роль будет играть, какую жизненную позицию они займут: то ли будут пассивными созерцателями, то ли просто хорошими исполнителями, то ли людьми активными, думающими, способные преобразовать любую ситуацию, решить любую проблему. И это зависит от нас, учителей!

 

Активные формы работы как фактор повышения мотивации к знаниям,

 развития связной речи и активизации мыслительной деятельности.

 

Сейчас принято выявлять одарённых детей и способствовать развитию их одарённости, но так же важно относиться к обычному ученику как к одарённому.

         Конечно, для того чтобы реализовать новый подход, нужно внедрять индивидуальное взаимодействие с обучающимися, глубокую диагностику их интересов и возможностей, ведь посредством творческой деятельности человек предъявляет миру и ощущает приобщённость ко всему окружающему нас.

Все знают: у кого большие способности, у того обычно есть интерес к занятиям.

Но есть и обратное правило: у кого больше интереса,  у того быстрее развиваются способности. Пробудить интерес – моя задача. Не только интересное делать, но и всё, что нужно, делать с интересом – такую цель я ставлю перед обучающимися.

  Среди различных средств активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке важное место занимают вопросы и задания учителя. Это одни из самых действенных и распространённых средств побуждения учеников к активной умственной работе. Сила их -  в простоте, доступности. Вопросы доминируют над заданиями при изучении теоретического материала, а при закреплении нового больший удельный вес занимают различные задания.

Эти приёмы использую на всех этапах обучения, при любом методе организации деятельности обучающихся. С помощью вопросов можно получать информацию о состоянии подготовленности обучающихся к восприятию нового материала, вопросы используются как стимулирующее средство в познавательной деятельности школьников.

 

Одним из эффективных путей повышения качества образования школьников является реализация идей проблемного обучения. Система заданий поискового характера способствует более осознанному и глубокому усвоению знаний, требует от учеников самостоятельного овладения знаниями и способами добывания этих знаний, что очень важно в общей системе работы под руководством учителя.

Сделать уроки литературы интересными помогает использование компьютерных технологий, так как сегодня разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного обучения и словом учителя.  Сейчас позволяют осуществить литературное развитие учащихся (литературные проекты, гостевые книги, сайты) Интернет-ресурсы, которые представляют обширные материалы, целесообразные для литературного произведения.

Неотъемлемой частью эффективного образования в области русского языка и литературы должна стать исследовательская работа обучающегося, где ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования.

Тематика и характер исследовательских работ учеников обычно бывают разными. Например: «Особенности русских пословиц и поговорок», «Капканы орфографии», «Что за прелесть эти сказки!», «Секреты рекламы» и т.д. Интерес ребят к исследованию всегда тем выше, чем актуальнее их работа и чем более практическое значение она имеет.

Развитие творческой активности школьника зависит от самостоятельности его поисковой деятельности.

Я считаю, что исследовательская работа имеет огромное значение, так как:

- способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам;

- вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы обучающихся;

- формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач;

- развивает личностные качества ученика;

- влияет на выбор будущей профессии.

 

А игровые формы и методы активного обучения приносят детям удовольствие от процесса познания, ведь это реализация модельного обучения, который обеспечивает достижение важнейших образовательных целей:

- стимулирование мотивации и интереса в области предмета изучения;

- развитие навыков критического мышления и анализа; принятия решений; конкретных умений (подготовка реферата, обобщение информации);

- саморазвитие и развитие благодаря другим участникам: оценка преподавателем тех же умений участника; осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств.

С помощью игры стараюсь снять психологическое утомление; использую для создания радости на уроке.

 

Заключение.

Подводя итог сказанному, можно с уверенностью сказать, что одной из основных целей. Стоящих передо мной как учителем, является создание условий для проявления познавательной активности учеников. А средствами достижения этой цели считаю:

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть личный опыт обучающихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование школьников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ выполнения задания;

- создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность.

 

 

 

 

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Бакунина Г.А. Обучение русскому языку средствами субъективизации. – РЯШ № 3, 2003.

2.     Коротаева Е.В. О ситуации успеха в учебной деятельности. – РЯШ № 1, 2003.

3.     Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. от игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций – М.: Новая школа, 1993.

4.     Братухина Е.В. из опыта педагогического опыта учителя русского языка. Интернет.

5.     Арсирий А.Т. занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1995.

6.     Архипова Е.В. О методе моделирования и возможностях применения заданий при обучении орфографии. – РЯШ № 2, 2003.

7.     Матюгин И.Ю., Асколоченская Т.Ю. Как развивать внимание и память вашего ребёнка. – М.: Эйдос, 1994.

8.     Структурно-логические схемы как приём организации изучения материала по русскому языку и литературе. – Самара, 1993.

9.     Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- К.6радянска школа-1998.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Сообщение на тему "Активизация мыслительной деятельности и развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Научный руководитель

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Воспитание общих приёмов мышления требует условий для целенаправленного восприятия изучаемого материала по предмету и его осмысления, для творческой переработки знаний и применения их на практике. Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приёмами и средствами, но главным считаю создание ситуации успеха, что, на мой взгляд, является мощным стимулом для обучающихся. Для этого придерживаюсь основных правил управления успехом на уроке

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 163 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.12.2020 152
    • DOCX 37.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кожарина Галина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кожарина Галина Николаевна
    Кожарина Галина Николаевна
    • На сайте: 3 года и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 68111
    • Всего материалов: 218

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 535 человек из 69 регионов

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 15 регионов

Мини-курс

Финансовое моделирование и управление инвестиционными проектами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Hard-skills современного педагога

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 25 регионов

Мини-курс

Маркетинг и продажи: стратегии и инструменты для успешного бизнеса

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе