Балейский
филиал ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»
Особенности
воспитания одного ребёнка в семье.
(Сообщение
на МО начальной школы)
Выполнила
студентка 413 группы:
Носкова
Анастасия
Балей,
2019 г.
Воспитание и
образование-процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех его
участников: родителей, учителей. Взрослые непосредственно причастны к созданию
благоприятного климата для ребёнка. Интересы ребёнка могут пострадать, если
отношения между учителями и родителями не сложились.
Основную роль в
воспитании и развитии ребёнка играет семья. Именно в семье создаётся особый
эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к
себе, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни.
Успешность семейного
воспитания ребёнка зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет
собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности
семьи.
Уместно выделить факторы,
влияющие на развитие ребёнка в семье:
1. Микроклимат самой
семьи, где происходит приобщение детей социальным ценностям.
2. Внутрисемейная
деятельность-основное средство социализации человека и его приобщение к будущей
жизнедеятельности.
3. Воспитательная
деятельность родителей.
Одним из главных условий
повышения эффективности семейного воспитания является осознание того, что
семья-это высшая социальная ценность, в которой в полной мере может быть
реализовано формирование и развитие личности ребёнка.
Отсюда вытекают функции
семьи:
- создание условий для
интеллектуального и физического развития ребёнка.
- обеспечивает первичную
социализацию личности.
- создаёт уникальную
атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений.
В каждом образовательном
учреждении желательно знать те семьи, в которых заложен передовой опыт
семейного воспитания. Очень ценно, когда описывается родителем или педагогом не
только состояние семейного воспитания, но и раскрываются пути и способы
получения положительных результатов, рассказывается об ошибках и способах их
исправления, о нерешённых проблемах.
В России наиболее
распространённой является семья однопоколенная, в которой вместе живут отец,
мать и их дети. Хорошо это или плохо? Нельзя однозначно ответить на этот вопрос.
В этом явлении есть и положительные стороны: молодые семьи привыкают к большей
самостоятельности, а значит и ответственности. Но, вместе с тем при раздельной
жизни нередко теряются семейные связи-традиции, объединяющие взрослых и детей.
В многопоколенной семье
вместе живут и молодое, и старшее поколение. Если это дружная семья, то
создаётся возможность разностороннего общения и взаимовлияния, облегчён быт.
Однако, даже при хороших взаимоотношениях в многопоколенной семье есть свои
трудности. В вопросах воспитания молодым родителям важно быть тактичными, но в
определённых случаях твёрдо отстаивать позиции современного воспитания.
Главная особенность
семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по содержанию
и формам отношений между взрослыми и детьми. Эта особенность при разумном
воспитании детей может стать значительной формирующей силой. Родительская
любовь к детям и ответное чувство детей к матери и отцу помогает взрослым
преодолевать ряд трудностей, создавать радостную атмосферу, воспитывать у детей
необходимые общественные качества.
Но эти объективно
существующие условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители и другие
взрослые члены семьи будут для маленьких детей примером поведения дома и в
общественных местах. Если родители обладают определённой педагогической
культурой, им удастся успешно воспитывать ребенка.
Актуальной задачей в
настоящее время является воспитание у детей нравственных качеств:
самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Формирование нравственной
сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка. От того, как
будет воспитан ребенок в нравственном отношении, зависит не только его успешное
обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Необходимо разъяснить
родителям детей важность своевременного воспитания нравственных качеств.
Известно стремление всех
учеников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в
деятельности, в которой ребёнок проявляет своё отношение к окружающим. Овладение
детьми навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких
нравственных качеств, как самостоятельность и настойчивость.
С появлением новых видов
труда у ребёнка младшего школьного возраста расширяются возможности их
использования в нравственном воспитании. Семья располагает благоприятными
условиями для привлечения ребёнка к труду. В семье нравственный смысл и цель
труда для ребенка особенно наглядны.Он убеждается в значимости своего труда для
членов семьи.
Заботливое отношение к
окружающим – ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у ребёнка с
раннего возраста. Гуманная направленность личности ребёнка складывается на
основе отношений, связывающих его с окружающими, и зависит от того, насколько
эти отношения наполнены нравственным содержанием.
Заботливость как
нравственное качество содержит многое: помощь и взаимопомощь, отзывчивость,
доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. Уровень развития
заботливого отношения ребёнка к окружающим определяют следующие показатели:
степень самостоятельности в проявлениях заботы о других, активность ребёнка в
оказании помощи, проявлении сочувствия, сопереживания. Особенности проявления
заботливости у детей во многом зависят от условий семейного воспитания:
эмоциональной атмосферы в семье, понимания родителями целей и задач воспитания
и воплощения их на практике, отношение родителей к участию ребёнка в домашнем
труде.
Постепенно ребёнок
осознаёт нравственный смысл своей помощи. У него появляется желание быть нужным
и полезным дома, ответственность за порученное дело, стремление не только
довести его до конца, но и выполнить так, чтобы родителям было приятно видеть
их самостоятельными и умеющими всё делать.
Формирование основ
нравственных качеств ребёнка начинается ещё в раннем возрасте. От того,
насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее
моральное развитие ребёнка. Важно с самого начала воспитывать ребёнка в духе
высоких принципов морального кодекса, формировать у него необходимые
нравственные чувства, представления, понятия.
Правильное воспитание
предупреждает накопление ребёнком отрицательного опыта, препятствует развитию
нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказаться
на формировании его нравственных качеств.
Используемая литература:
1.
Виноградова Н.Ф «Воспитателю о работе с семьёй»
2.
А. С. Макаренко о воспитании детей в семье и современные проблемы
семейного воспитания.
3.
Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: Учебное пособие /
Л.С. Выготский - М.: Академия 2006.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.